vldmrvch.ru

Травой ничто не скрыто…

Жажда легкого обогащения толкает на самые изощренные преступления тех, для кого единственным мерилом ценности служат доллары, фунты, франки, марки, кроны, а вся мораль сводится к афоризму Деньги не пахнут. Та же остервенелая погоня за счастьем, которое видится лишь огромной кучей денег, — погоня поверх барьеров совести и законов — порождает основную фабульную коллизию в романс Герд Нюквист Травой ничто не скрыто… (Stille Som I Graven, 1966). Уходит со сцены Норвежской оперы ангелоподобная Люси, выбрав себе в мужья пожилого поклонника посостоятельней: в момент отчаяния юной Виктории приходит в голову мысль заняться древнейшей профессией мира, ибо спать с богачами — самый быстрый способ разбогатеть; еще более рискованный способ для этого избирает третья женщина в добропорядочном семействе полковника Лунде.

Право же, более чем прозаическую жизнь в доме этого почтенного любителя поэзии никак не назовешь сладкой, и желание вырваться из такой унылой обстановки в общем-то вполне понятно. Но есть средства, которые не оправдываются никакой целью. Деньги не обогащают духовно, что подтверждается метаморфозой, происходящей с тем персонажем романа, кому удается в конце концов завладеть хотя бы частью вожделенного клада. Прямой антитезой тут служит образ каменотеса, который, сам того не подозревая, вовлекается злоумышленником в преступную игру — его заветная мечта научиться петь, и он тяжким трудом добывает средства на то, чтобы хоть изредка иметь возможность брать уроки вокала. Его внутренний мир, думается, намного богаче, чем у преступника, обладателя характерного голоса, заказавшего ему однажды странную эпитафию.

Произведение в целом отличает высокая культура письма и интеллектуальный уровень, которыми, увы, не слишком избалованы читатели детективов. Быть может, положительным оказалось то обстоятельство, что в солидном багаже автора не только криминальные романы, но также пользующиеся успехом книги для детей и юношества; ведь для детей, как известно, писать надо так же, как для взрослых, только лучше. Герд Нюквист, во всяком случае, старается я писать для взрослых не хуже, чем для детей. Ее роман пронизан литературными реминисценциями: загадочная надпись на надгробии, представляющая собой измененную строку стихотворения Карла Сэндберга; чердак, где хранилось сокровище прабабки Лунде, — какой встречаешь только в фильмах Хичкока или в пьесах Ибсена; преступница декламирует монолог шекспировской Джульетты — это приобретает особый смысл, если учесть, что предметом ее вожделения являются ныне баснословно дорогие первые издания творений Шекспира.

Об этой книге не скажешь, что в ней на фоне новых декораций действуют все те же примелькавшиеся герои, порядком надоевшие но прежним спектаклям. Напротив, декорации тут знакомые, вполне пригодные для любого готического романа: мрачный особняк, кладбище… А вот персонажи радуют лица необщим выраженьем, равно как и манера повествования, ведущегося от имени Мартина Бакке (который однажды с самоиронией говорит о том, что почувствовал себя Шерлоком Холмсом, поучающим доктора Уотсона). Он — филолог, его брат Кристиан — врач и их друг Карл-Юрген Халл — инспектор уголовной полиции Осло — совместно распутывают клубок преступлений, связанных со старинной железной шкатулкой, которую припрятала расчетливая старуха. Общими усилиями им удается сорвать маску с умного и наглого противника. Тот ухитряется, правда, ускользнуть от правосудия. Но читательскому суду присяжных предстоит вынести собственный приговор. И для этого приговора важны не подтасованные вещественные улики, а моральная сторона дела. В целом произведение Герд Нюквист вполне может быть названо романом нравов, причем нравы, царящие в семействе полковника Лунде, в значительной степени отражают безнравственность тех слоев общества, к которому оно принадлежит.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе