Охота за Красным Октябрем

Будущий мастер политического романа и звездный автор технотриллеров Том Клэнси свой первый роман Охота за Красным Октябрем (The Hunt for Red October) печатал на старой пишущей машинке, на кухонном столе, в ночное время, когда домашние уже спали, поскольку в основное время он работал страховым брокером. Клэнси не сразу удалось опубликовать свой роман. Первое издание вышло в Издательстве морского института (Naval Institute Press). Как рассказывал позднее писатель, он был очень удивлен согласием на публикацию и небольшим авансом, последовавшим после целого ряда отказов от книжных издательств. Неожиданно, в своем телевизионном интервью, президент Рональд Рейган заявил о том, что ему очень нравится книга молодого автора, охарактеризовал ее как захватывающую и идеальную повесть, после чего Клэнси моментально получил предложение от лучших американских издательств, а роман стал бестселлером.

Действие романа происходит во время холодной войны. Командир советской подводной лодки Красный Октябрь, капитан первого ранга Марк Александрович Рамиус (Marko Alexandrovich Ramius), исполненный  горечи за смерть жены от рук некомпетентных врачей, уставший от коррупции и неэффективности своего правительства, решает сбежать на Запад. Бежит он на атомной подводной лодке с частью экипажа, разделявших его точку зрения. Сюжет для романа был навеян бунтом на борту советской подводной лодки Сторожевой, поднятого капитаном Валерием Саблиным в 1975 году. Подлодка была переведена из балтийского моря на Дальний Восток, а Саблин был расстрелян за измену родине.

В романе, в отличие от реальной истории, капитан советской лодки не только успешно уходит к американцам, уйдя от преследования и преодолев недоверие американской стороны, но и передает противникам новую технологию бесшумного привода, основная функция которой помочь подлодке уйти от гидролокаторов и незаметно ускользнуть от вражеских кораблей. Клэнси насколько гениально описал воображаемую систему, что большинство читателей, среди которых были даже члены конгресса США, посчитали ее реальным компонентом советских подлодок. Подобная убедительность в сфере воображаемых технологий отличительная черта всего творчества Клэнси. Писатель, правда, утверждает, что все описанные им технологии имеют реальное воплощение в сфере сверхсекретных разработок, а поскольку никто и никогда не пытался оспорить это утверждение, критики сходятся во мнении, что технические описания Клэнси немного опережают возможности и эффективность описанных возможностей.

В романе Охота за Красным Октябрем появляется несколько персонажей, которые продолжат свое существование в позднейших романах Клэнси. Среди них люди из высших эшелонов ВМС США, ЦРУ и других правительственных учреждений, а также их русские коллеги. Клэнси очень внимательно относится к своим игрокам, дополнительный эффект реальности героям придает продвижение по службе, старение, смена работы, появление детей или разводы, которые автор тщательно отслеживает от романа к роману. Уже в первом романе появляется любимый персонаж писателя — Джек Райан (Jack Ryan), бывший морской пехотинец, который на момент событий происходящих в романе является профессором Военно-морской академии в Аннаполисе, частный советник ЦРУ. В дальнейшем он станет героем самой известной серии триллеров Клэнси.

Роман был экранизирован в 1990 году. Главные роли в одноименном фильме исполнили звезды Алек Болдуин и Шон Коннери. С разрешения автора в фильме был изменены места и порядок событий. Фильм подобно книге сопутствовал успех. В 2008 году по сюжету романа была выпущена компьютерная игра.

Критики отмечают, что со временем романы Тома Клэнси растут не только в стилистическом плане, но и в объеме, усложняется сюжет и вырастает количество персонажей, но среди читателей он остается автором романа Охота за Красным Октябрем.

Валерий Саблин и бунт на Сторожевом

Если вам трудно объяснить 90-е года своим детям или младшим братьям, тогда нет ничего лучше, чем дать им посмотреть этот фильм. Больше ни в одной картине вы не сможете увидеть, что в 90-х шотландец мог играть русского, Алек Болдуин (Alec Baldwin) мог быть крутым, а фильмы о подводных лодках были не так уж плохи.

Ну ладно, так и быть — Охота за Красным Октябрем, снятый по роману Тома Клэнси, довольно неплохой фильм: Шон Коннери (Sean Connery) играет капитана русской подводной лодки, ответственного за экспериментальное устройство. Он хочет попасть в Америку, чтобы закончить то, что он называет войной без сражений, только оставляющей жертвы. Однако американцы уверены, что он готовится напасть, и только Алек Болдуин знает правду, потому что… он играет Джека Райана.

Подлинная история

8 ноября 1975 года Валерий Саблин, капитан подводной лодки Сторожевой, при поддержке большей части экипажа корабля поднял восстание. Он самовольно снял судно с рейда в Риге и повел в Ленинград. Донесения о ЧП на Сторожевом тотчас же были отправлены в Минобороны и Кремль. Из Москвы незамедлительно последовал приказ: Разбомбить и потопить.

В Ирбенском заливе на мятежное судно сбросили серию снарядов бомбардировщики Су-24. Затем на палубу была высажена абордажная группа, арестовавшая раненого зачинщика восстания.

Всю вину за случившееся Саблин сразу же взял на себя, не назвав никого в качестве сообщников. Военная коллегия Верховного суда СССР обвинила Саблина в самом постыдном для офицера преступлении – измене Родине – и приговорила к расстрелу. Обвинения в измене Родине и попытке угнать боевой корабль за границу Саблин категорически отверг.

В августе 1976 года капитан 3-го ранга Валерий Саблин и еще несколько человек, причастных к мятежу, были лишены званий и наград, а сам он расстрелян.

В 1994 году дело Валерия Саблина было пересмотрено Военной коллегией Верховного суда Российской Федерации. Ему заменили расстрельную статью об измене Родине на статьи о превышении власти, неповиновение и сопротивление начальнику. Расстрелянного 3 августа 1976 года Валерия Саблина задним числом приговорили к 10 годам тюремного заключения. В посмертной реабилитации ему отказали…

Игры патриотов

Мир, который создает в своих романах американский писатель Том Клэнси, состоит исключительно из мужчин. Женщины и дети редко появляются в технотриллерах американского писателя, хотя в более поздних романах присутствие и численность их возрастает, но основные же роли распределены между мужскими персонажами.

Регулярным мотивом в романах Клэнси является рождение детей, которые были зачаты во время предыдущего романа. Так в третьем романе Игры патриотов (Patriot Games) у Джека Райана рождается ребенок, зачатый еще в предыдущем романе Красный шторм поднимается. У Райана было много детей, следующий ребенок родился в финале четвертого романа (Кремлевский кардинал), в шестом романе (Все страхи мира) Кэти Райан достаточно долго пытается зачать следующего ребенка, который должен появиться в седьмом романе. Таким образом Клэнси совершенно неожиданно связывает разные романы.

Видимо прислушавшись к претензиям критиков, Клэнси уже в третьем романе уделяет больше внимания женским персонажам. Кэти Райан, жена главного героя Джека Райана появляется в нескольких эпизодах, где активно влияет на развитие сюжета. Но в отличие от мужских персонажей, действующих как в одиночку, а также как представители общества, женщины, как в этом романе, так и во всех последующих обычно выступают только в паре с мужчиной.

Игры патриотов отличается от двух первых романов Тома Клэнси большим количеством романтических сцен и полным отсутствием каких-либо ссылок на технику, отчего он становится похож на традиционный шпионский роман. Именно отсутствие столь характерных для всего творчества Клэнси технических описаний, вероятно, является подсказкой на датировку в воображаемой хронологии жизни главного героя серии Джека Райана. Можно предположить, что события этого романа относятся к более ранней дате, чем история из романа Охота за Красным Октябрем.

Роман подробно рассказывает о многих деталях личной жизни Райана, в том числе о событии, за которое он получил рыцарское звание. Основной сюжет романа разворачивается вокруг попытки вымышленной ирландской маоиской группы Освободительной армии Ольстера похитить малолетнего сына королевской семьи Уэльса. Похищение благодаря Райану не удается, а герой оказывается в больнице с тяжелым ранением. После выздоровления он возвращается домой в США, не догадываясь, что он сам и его семья рассматриваются как основные мишени очередного нападения Освободительной армии, запланированного на время посещения королевской четой семьи Райанов у них дома. Как вы догадываетесь, и второе покушение также сорвано. Из следующих романов читатели знают, что Джек и принц Уэльский стали крепкими друзьями. Футуристические выводы, характерные для стиля Клэнси, появляются и в финале этого романа. Террористов арестовывают, но перед судом они предстают только в следующем произведении. Еще одна нить, связывающая сочинения американского писателя в единую цепочку имитирующая некоторую преемственность, сходную с реальной историей, где политика и текущие мировые события, постоянно меняют форму и идентичность.

Молодой Джек Райан в этом романе не похож на героя более поздних произведений Тома Клэнси. Он более вспыльчивый и высокомерный, восторженный и обольщающийся внешним великолепием. Но как любой реальный человек со временем Райан меняется, уходят недостатки молодости, зато приходят другие: например, уверенность, что ему доступно более глубокое понимание национальных и международных событий, чем большинству должностных лиц из администрации.

Словом, Игры патриотов – попытка автора попробовать себя в другом жанре, как мы знаем из дальнейшего творчества Клэнси, классический шпионских роман не прижился, автор блестяще смог реализовать именно сюжеты ключом, для которых стало его увлечение техникой.

По роману пытались снять блокбастер с участием таких звезд как Харрисон Форд, Энн Арчер и Шон Бин, но сценаристы внесли целый ряд поправок в сюжет фильма, отчего Клэнси отказался сотрудничать в дальнейшей работе над сценарием. В результате именно некачественный сценарий стал причиной не очень больших кассовых сборов.

Кремлевский кардинал

В своем четвертом романе (Кремлевский кардинал — The Cardinal of the Kremlin, 1988) Том Клэнси возвращается от попыток написать шпионский роман к триллеру, в котором активно обсуждается техническая тематика. На этот раз Джек Райан является специальным помощником заместителя директора ЦРУ, а основная задача контроль за переговорами, посвященным взаимному контролю над вооружениями.

В этом романе Райан представляет собой противоположность Райану, известному по роману Охота за Красным Октябрем. Он крайне скептичен и не верит заявлениям о готовности к разоружению. Он долго торгуется с русскими дипломатами и шпионами о сведениях по стратегической оборонной инициативе, известной как Звездные войны. Как следовало полагать, интуиция не подвела Райана, русские действительно строят противоракетную оборонную систему между Душанбе и афганской границей. Роман касается и большой темы — афганской войны и участию в ней российских войск.

Основной сюжет этого романа выстроен вокруг засекреченной информации о противоракетной системе. Согласно предположениям Клэнси в России такой системы нет, а следовательно обладание подобным технологическим новшеством позволит США обезопасить себя от посягательств со стороны любых противников. Интонации Клэнси и его уверенность в технических возможностях данного вида защиты, позволяют ему высмеивать социальных реформаторов предлагавших оставить приоритет за программами по борьбе с нищетой, которые автор считает неудачным вложением денег.

Как и в предыдущих романах Клэнси читатель может легко догадаться о тех, кто работает на американцев по уровню положительных характеристик, присущих тому или иному герою. Главным героем этого романа является генерал Филитов (Filitov), прозванный Кардиналом. Клэнси рисует его как героя войны, благодаря чему ему присвоены высокие звания. Но Филитов американский резидент, передающий информацию из-за мести за убийство детей. Поэтому когда его начинают подозревать и на него открывают охоту, американцы тайно вывозят его из страны. Другой положительный герой — Арчер — афганский партизан, который погибает во время налета на Душанбе, но успевает уничтожить оборонную систему, предотвращая угрозу новой войны.

В романе почти мельком появляется Джон Кларк, который станет одним из главных героев следующей книги Тома Клэнси, связуя свои книги не только главным героем, писатель добивается ощущения реальности происходящего, несмотря на присутствие многих фантастических элементов в сюжете.

В этом романе Клэнси продолжает писать о шпионских играх, но благодаря технической тематике романа, которая двигает сюжет, вдохновение его не покидает. Но все технические ухищрения американского писателя похожи на мальчишеские игры, по сравнению с великими романами Джона Ле Карре или Лена Дейтона.

Прямая и явная угроза

Одна из самых ярких звезд книжных хит-парадов последних лет — Том Клэнси. Однажды утром 1984 года скромный служащий страховой компании проснулся знаменитым: его роман-дебют Охота за Красным Октябрем стал национальным бестселлером. Внимание читателей приковал увлекательный рассказ о таинственном исчезновении советской подводной лодки, на поиски которой бросили лучшие силы Военно-Морского Флота СССР (в основе романного сюжета лежал действительный инцидент) и в перипетиях борьбы за которую победителем выходил Джек Райан — агент ЦРУ, направивший подводную лодку на американскую военно-морскую базу… Слава и миллионные гонорары заставили Тома Клэнси расстаться со страховой конторой и сесть за пишущую машинку. И вот одна за другой появляются новые истории о подвигах Джека Райана: Надвигается красный шторм (1985), Патриотические игры (1987), Кремлевский кардинал (1988). У Клэнси складывается репутация мастера технотриллера — военно-приключенческого боевика, где острая фабула развивается с вовлечением героев в сферу суперсовременной военной техники.

Пятый роман Тома Клэнси, Прямая и явная угроза (Clear and Present Danger, 1989), посвящен теме поистине животрепещущей — военным операциям США против колумбийской наркомафии. Вооруженной акции по сюжету предшествует цепь случайных событий. Кто-то, в беседе с президентом упоминает о смерти родственника от злоупотребления наркотиками; Президент негодует и жалуется своему советнику по национальной безопасности на «этих проклятых торговцев наркотиками»; тот в свою очередь высказывает возмущение шефу ЦРУ. И постепенно в Белом доме созревает план тайной операции, которая по мере детальной разработки все более напоминает печально знаменитую аферу Иран-контрас, ставшую крупнейшим политическим скандалом во время пребывания у власти администрации Рейгана.

Бесспорно, что наркомафия таит в себе серьёзную угрозу для миллионов людей во всем мире. Однако романист не оправдывает тайную миссию американских коммандос, истребляющих не только кокаиновые фабрики в джунглях, но и рабочих этих фабрик, женщин и детей из близлежащих деревень. Рупором праведного гнева писателя становится Джек Райан. Герой не против войны с кокаиновыми баронами, он против нарушения американских законов. Дело в том, что тайную военную операцию президент санкционировал, не поставив в известность конгресс. И Джек Райан отправляется в джунгли Колумбии, чтобы спасти колумбийских бедняков и выразить моральное осуждение нелегальной акции вашингтонских политиков.

Пятый технотриллер Тома Клэнси сразу же вышел на первое место в списках бестселлеров, но долго там не удержался. Кстати, как свидетельствуют данные книжного рынка, в США по-прежнему наиболее популярен первый роман писателя — Охота за Красным Октябрем. Все последующие раскупаются хуже. Однако Том Клэнси не снижает темпов, намереваясь в обозримом будущем выпускать по книге в сезон. Сейчас он работает сразу над тремя новыми романами…

В 1994 году под роману был снят одноименный фильм. В роли Джека Райана снялся Харрисон Форд.

Без жалости

Этот роман — тот редкий случай в серии романов Тома Клэнси, где писатель обходится без своего любимого героя — Джека Райана. Роман Без жалости (Without Remorse, 1993), один из ранних опытов писателя, который критиковала за большой объем и излишнюю мелодраматичность.

Критики высказывали много упреков в адрес главного героя — Джона Келли, который придерживался спорного морального принципа – нужно выступать против зла, даже если это противоречит принципам закона. Келли уточняет, что любой человек может принять решение об индивидуальных рамках правосудия, хотя логика развития основанного на данном принципе неизменно приведет к анархии.

Подобно другим книгам Клэнси, роман содержит две сюжетные линии, которые поначалу кажутся не связанными между собой, но с развитием сюжета становится ясно, как автор сблизит обе истории. Первая из них рассказывает об американском военнопленном, о котором думают, что он погиб. Таким образом роман Без жалости можно назвать вьетнамским романом Клэнси, который раскрывает позицию автора по данному вопросу. Писатель рисует войну в драматических красках, поскольку она принесла горе и страдание обоим враждующим народам.

Второй сюжет касается войны против укоренившейся в США культуры наркотиков, возведенных Клэнси в ранг отечественной войны. Главный герои объединяет обе истории, обеспечивая формальную связку. Но Клэнси добавляет и множество косвенных связей, показывая как война с наркотрафиком и участие в боевых действиях преобразуют людей, делая из одних героев, а из других злодеев, гонителей и жертв, патриотов и предателей. Описания насилия, также объединяет обе войны, ведь жертвы неизбежны в обоих конфликтах. Во многом пессимистичный вывод о невозможности спасти мир, перекликается с призывом к людям в стремлении к невозможному ради внутреннего мира и из личного благородства.

Джон Келли / Джон Кларк (John Kelly / John Clark) – молодой человек, недавно вернувшийся со службы во флоте, овдовел, вследствие чего его жизнь окрашена в суровые оттенки. Но со временем Келли влюбляется в молодую проститутку, которую убивают при попытке сбежать от содержателей притона. Келли мстит всем причастным к ее смерти, но эти события вынуждают его сменить имя – превратиться в Джона Кларка. Его настоящее имя дважды раскрывается в более поздних романах. В дальнейшем Кларк успешно справляется с задачей по спасению американских военнопленных во Вьетнаме. В финале Кларк женится и собирается стать отцом, впрочем, такая концовка вполне типична для романов Клэнси.

Роман Без жалости очень явственно использует шаблоны и сюжетные повороты, напоминающие фильмы и книги про Джеймса Бонда. Один из рецензентов отмечает, внутри каждого романа Тома Клэнси витает дух Яна Флеминга, в ожидании своего выхода. Кларк подобно Бонду и другие литературные шпионы — военный, красавчик, смельчак, сосредоточенный на мести. Он в большей степени человек действия, в отличие от Джека Райана. Он не останавливается ни на минуту, даже если автор отвлекается на других героев, Кларк действует словно за кулисами. Еще больше фантастический характер героя подчеркивает его непобедимость.

Добавить комментарий