Шпионские романы Алана Ферста

Темная звезда

Первые два шпионских романа Алана Ферста (Ночные солдаты и Темная звезда) лишь пытаются взаимоувязать увлекательную историю и исторический фон, но постоянно «тонут» в море исторической информации, то более поздние романы, начиная с Польского сотрудника написаны в гораздо более динамично, а например финальная сцена погони по Балтийскому мору из романа Темное путешествие может поспорить за право увлеченного рассказа с лучшими экшен-триллерами.

Если большинство современных писателей сочиняют свои романы «из головы», то Ферст проводит настоящее историческое исследование, пытаясь определить какие сигареты мог курить герой, в какие рестораны ходил и какие песни мог услышать в то время. Герой в романах Ферста обычно одинокий мужчина, в этом он больше напоминает крутые детективы, чем шпионские романы, верный своим принципам, несмотря на окружающие его идеологические или деловые социумы. Но отличаются от крутых детективов и шпионских романов, благодаря своей принадлежности к сфере искусства или богатому интеллектуальному и эстетическому багажу. И в отличие от американского жанра независимость героя преобладает в начале произведения, к финалу обычно они уже вовлечены в разрешение моральных или идеологических дилемм, или же связаны романтическими привязанностями. Для романов Ферста характерно довести героя до ситуации экзистенционального тупика, который они должны решить своими размышлениями, перейдя на более высокий философский уровень.

Истории Алана Ферста рассказаны с точки зрения его героев. Глазами персонажей читатели «видят» мир и события, разворачивающиеся вокруг. Ключевой темой для Ферста является попытка преодоления одиночества с помощью взаимоотношений с женщиной. Любовные сцены писателю удаются намного хуже, чем описания погонь или бегства, но сексуальный элемент является значимым для его творчества. Романтические истории своеобразный контрапункт для истории о войне. Также вероятно это способ сказать, что Вторая мировая война вторглась в жизнь любого человека и остаться вне политики в это время не удавалось никому, а потому личное переплелось с политическим, а любовь с политикой.

Персонажи из романов Алана Ферста обычные невзрачные люди. Среднего возврата, среднего класса, неудачники в любви, хотя женщины их по-прежнему интригуют, обычно они работники из культурной сферы (обычно это не литература). Этим людям небезразлично участие в шпионской деятельности, хотя мотивы различны — любовь, увлечение игрой, стремление к опасности и другие. Героям Ферста приходится столкнуться на своем пути со множеством опасностей, но они всегда остаются в живых. Ферст не любит серийных героев, поэтому финал истории означает тихую и спокойную жизнь, а не новое приключение. Ферст подчеркивает, что именно невзрачный человек может в состоянии кризиса оказаться выше политических событий и обстоятельств.

Темная звезда

Шпионский роман Темная звезда (Dark Star, 1991), американского писателя Алана Ферста, рассказывает о советском журналисте Иване Сзара (Jean Szara)1. Советский журналист — обычный коммунист, иначе его бы вряд ли выпустили в Париж, но его трудно назвать ярым приверженцем коммунистических идей.

Темная звезда

Вероятно, поскольку Иван еврей-интеллигент, отчего легко вписывается в богемный круг парижан, НКВД поручает ему отравиться в столицу Франции для мониторинга ситуации в интеллигентской среде.

Роман Темная звезда в отличие от других романов Ферста описывает довольно длительный период — с 37-го по 40-ой годы. Советский журналист за это время все яснее начинает ощущать корни своей идентичности, на фоне надвигающейся катастрофы растет осознание его еврейских корней. Иван ясно видит, какую угрозу несет нацизм для евреев и как и для всей Европы.

Алан Ферст показывает изменение сознания крах веры в прежние идеалы и попытки найти стабильность. Журналист разрывается между приказами непосредственных начальников и осознанием надвигающейся катастрофы. Формально он остается верен своей стране, но именно в этом романе Ферст впервые показывает, как меняется сознание героя, с ростом осведомленности как меняются идеалы.

Если большинство современных писателей сочиняют свои романы из головы, то Ферст в работе над каждой книгой проводит настоящее историческое исследование, пытаясь определить какие сигареты мог курить герой, в какие рестораны ходил и какие песни мог слышать в то время. Герой в романах Ферста обычно одинокий мужчина с иронией и грустью взирающей на окружающее, в этом он больше напоминает крутого детектива, чем реального шпиона 40-х годов. Ферст также не любит глобальных сдвигов, его герой обычно остается верен своим принципам, несмотря на окружающие его идеологические или экономические социумы, кризисы и потрясения, раздирающие его сознание. В шпионских романах Ферста настоящее потрясение происходит внутри сознания героя, хотя внешне он при этом меняется незначительно. Его романы отличаются от крутых детективов и шпионских романов, благодаря освещению вопросов искусства и богатому интеллектуальному и эстетическому багажу. И в отличие от американского жанра независимость героя преобладает в начале произведения, к финалу обычно он уже вовлечен в разрешение моральных или идеологических дилемм, или же связан романтическими привязанностями. Для романов Ферста характерно стремление довести героя до ситуации экзистенционального тупика, из которого нельзя выйти или решить своими размышлениями или внешними изменениями. Единственный выход — перескочить на более высокий философский уровень.

Красное золото

Второй роман американского писателя Алана Ферста о бывшем режиссере Жане Кассоне, попадающем в закрученные шпионские истории, носит название Красное золото (Red Gold, 1999). История разворачивается на территории оккупированной немцами Франции, во времена Второй мировой войны, а название романа связано с поисками немцами источников финансирования Сопротивления на оккупированных территориях.

Главный герой Жан Кассон (Jean Casson) — человек вне политики, вернувшийся в Париж в поисках женщины, которой страстно увлечен. Но вместо романтической истории Кассон оказывается втянут в шпионскую игру. Его привлекают к участию в движения Сопротивления. Поводом для участия Кассона является его прошлые связи с миром кинематографа, режиссерами и актерами, в среде которых было немало коммунистов, способных участвовать или содействовать партизанскому движению, если не физически, то материально. Кассона вводят в круг правительственных офицеров коллаборационистского правительства Виши, чтобы организовать сложную и главным образом опасную передачу оружия. Но гестапо не спит…

Алан Ферст с филигранной точностью демонстрирует как довоенный гламур превращается в мрачный военный пейзаж. Умение писателя передать, дать прочувствовать ощущение разницы от царившей в разные годы атмосферы. Великолепно удается ему передать и теневой мир французского сопротивления, подозрения и страхи, отчаянные поступки и умение выстоять в ситуации террора и беспрестанного преследования.

Характерной особенностью шпионских романов Алана Ферста является их нацеленность на детали и внимательнейшее описание обстановки. Действие большинства романов происходит во времена Второй мировой войны, поэтому автор уделяет немало времени подробным описаниям деталей шпионских операций, техническим и научным характеристикам того времени. Но основной фокус романов Ферста лежит в сфере психологии, как на уровне одного человека, так и на уровне нации. Подлинное интеллектуальное наслаждение доставляет медленное и вдумчивое чтение его описаний людей разных национальностей, сходства и различия в их видении и реакции на одни и те же события и явления.

Некоторые критики отмечают сходство романов Ферста с произведениями Эрика Эмблера и Грэма Грина, но пожалуй только знатоки жанра могут указать на подлинного вдохновителя творчества Ферста в лице Энтони Пауэлла (Anthony Powell) оказавшего действительно серьезное влияние на творчество Ферста. Действительно есть две черты, которые позволяют говорить об этом влиянии, интерес Пауэлла к социальной истории, к повседневной жизни в военное время, и способность без дополнительных эмоций срастить быстрые и краткие диалоги с пространными описаниями. Именно эти черты в полной мере проявляются в зрелых роботах Ферста и указывают на влияние творчества Пауэлла.

Несмотря на свое восхищение британскими писателями Алан Ферст практически не использует британские темы в своих произведениях. Большинство его героев это континентальные европейцы, а в некоторых даже люди из восточноевропейских стран (поляки). Но роман Красное золото целиком происходит во Франции, а писателю удается передать неповторимый, тонкий аромат страны, которая вынуждены жить под давлением оккупантов.

Темное путешествие

Основная тема романа американского писателя Алана Ферста Темное путешествие (Dark Voyage) — дипломатические казусы и полная неопределенность, двусмысленность многих ситуаций, возникавших в период самого начала Второй мировой войны. Одна из линий романа показывает в каком положении оказываются правительство в изгнании, на территории нейтральных стран, окружающую этих людей завесу шпионских заговоров, интриг, а часто просто откровенных издевательств.

Темное путешествие

Роман Темное путешествие рассказывает о голландском судне под командованием капитана Эрика де Гаана, которое под испанским флагом пытается помочь собственной стране оккупированной нацистами. Маршрут корабля пролегает из Туниса в Средиземном море к Эстонии в Балтийском. Ферст показывает какая неразбериха, творится на море, в ситуации постоянно и быстро меняющейся информации. Голландский капитан убежден в важности его миссии, и именно эта вера помогает ему проскользнуть мимо всех возможных препятствий.

Темное путешествие, вероятно, один из самых захватывающих романов Алана Ферста, а также по заверениям критиков наиболее вдумчивая книга, из того что до сих пор было написано американским писателем.

Если первые два шпионских романа Алана Ферста (Ночные солдаты и Темная звезда) лишь пытаются взаимоувязать увлекательную историю и исторический фон, но постоянно тонут в море исторической информации, то более поздние романы, начиная с Польского сотрудника написаны в гораздо более динамично, а например финальная сцена погони по Балтийскому мору в романе Темное путешествие (Dark Voyage) может поспорить за право увлеченного рассказа с лучшими экшен-триллерами.

Одним словом увлекательно чтиво, не рассуждений о сложных вопросах, которые остались человечеству в наследство, после окончания Второй мировой войны.

Польский сотрудник

Позорно быстрая капитуляция Польши в 1939 году, ясно обозначила безмерные аппетиты  и могущество фашистской Германии, а также не готовность Советского Союза вступить в войну.

Польский сотрудник

Роман Польский сотрудник (The Polish Officer, 1995) Алана Ферста рассказывает о капитане Александре де Миле (Alexander de Milja), который пытается вывезти золотой запас из страны через границу с Румынией. Он планирует на деньги от продажи золота организовать и поддерживать движение польского сопротивления. Александр пламенный патриот, поэтому с риском для жизни он осуществляет свою акцию без дипломатического согласования и прикрытия. Писатель показывает, какой стресс испытывает герой, какие сомнения и искушения его постоянно одолевают. Но именно верность оккупированной немцами родине помогают ему выстоять и выжить среди невероятных событий, которые случаются с польским офицером.

Ферсту удалось дать великолепное описание Европы 1939-го года. Страхи и надежды, владевшие людьми стоящими на пороге катастрофы мирового масштаба.

Истории Алана Ферста рассказаны языком его героев. Глазами персонажей читатели видят мир и события, разворачивающиеся вокруг. Ключевой темой для американского писателя является попытка преодоления одиночества с помощью взаимоотношений с женщиной. Любовные сцены удаются писателю намного хуже, чем описания погонь или бегства, но сексуальный элемент является значимым для его творчества. Романтические истории своеобразный контрапункт для историй о войне. Также вероятно это способ сказать, что Вторая мировая война вторглась в жизнь любого человека и остаться вне политики, отгородиться от происходящего в это время не удавалось никому, а потому личное переплелось с политическим, а любовь с политикой.

Обычно персонажи из романов Алана Ферста обычные невзрачные люди, среднего возраста, среднего класса, неудачники в любви, хотя женщины их по прежнему волнуют. Поэтому преодоление себя, своей незаметности, усредненности, помогает им реализовать заложенный в них потенциал.

Еще более поразительно это преображение удается писателю показать на обычных работниках из культурной сферы. Этим людям небезразлично участие в шпионской деятельности, хотя мотивы различны — любовь, увлечение игрой, стремление к опасности и другие. Героям Ферста приходится столкнуться на своем пути со множеством опасностей, но они всегда остаются в живых. Ферст не любит серийных героев, поэтому финал его истории всегда означает тихую и спокойную жизнь, а не новое приключение. Ферст подчеркивает, что именно невзрачный человек может в состоянии кризиса оказаться выше политических событий и обстоятельств.

Польша и Франция – две страны, которые неизменно притягивают внимание Алана Ферста. Его пристрастие к дотошным историческим исследованиям, стремление описать все как было тогда в мельчайших деталях. Позволяют читателям проникнуться духом и насладиться ароматом того времени, поскольку именно эти черты выделяют его творчество на фоне многочисленных шаблонных шпионских триллеров современных авторов.

  1. К сожалению, имя и фамилия журналиста даются на польский манер Жан Шара, что обеспечивает для англоязычной аудитории достаточный эффект русскоязычности и непривычную для английского уха иностранную коннотацию, но для русских читателей подобное звучание малопривычно. Вероятно, Ферст подразумевал, что имя советского журналиста — Иван Жар, или Жаров. Но как известно, из романа у журналиста еврейские предки, поэтому еще более странным в этой ситуации является его имя Иван.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Яндекс.Метрика