Роман Эвелин Энтони (Evelyn Anthony) Захваченная страна (The Occupying Power) претендует на широту охвата исторических событий; писательница рассказывает о движении Сопротивления во Франции, о злодеяниях гитлеровцев и даже, перенося действие в сегодняшний день, касается вопроса об угрозе возрождения фашизма в ФРГ.

События происходят в 1944 году на территории оккупированной Франции. Бессильные противостоять ударам Советской Армии на Восточном фронте, боясь активизации англо-американских союзных войск на Западе, военно-политические лидеры фашистской Германии решают использовать последнее разработанное в научных лабораториях средство — смертоносный газ, уничтожающий все живое.

Маленькая тихая деревушка Сент-Блез, расположенная неподалеку от Парижа, избрана местом проведения эксперимента. Выбор не случаен: большинство жителей Сент-Блеза, отказавшись от борьбы с врагом, предпочитают спокойно отсиживаться в своих домах. Такую же позицию занимает и граф Жан де Бернар, владелец замка.

Внезапное появление Роджера Сейведжа, посланного в Сент-Блез англо-американским командованием с заданием вывести из строя лабораторию немцев, решительно меняет атмосферу в Сент-Блезе. Спокойному и безмятежному существованию жителей деревушки приходит конец. Разъяренные уничтожением лаборатории и убийством генерала Брюля — главного гитлеровского эксперта по изготовлению смертоносного оружия, — представители оккупационных властей намереваются поголовно истребить всех детей деревни. Однако изуверский замысел волею случая становится известен в замке, а затем и в деревушке. Стремясь защитить жизнь своих детей, жители с оружием в руках выступают на борьбу с карателями-эсэсовцами. Во главе восставших — осознавший порочность своей позиции невмешательства Жан де Бернар и, конечно, Роджер Сейведж.

В романе легко улавливаются проамериканские симпатии писательницы, что в конечном итоге приводит к серьезному нарушению исторической правды. Все надежды на освобождение Франции персонажи романа связывают с американцами, словно забытая, что судьба войны, а значит, и судьба завтрашней Франции определяется развитием событий на Восточном фронте, где Советская Армия громит гитлеровские полчища. Вдохновителями и организаторами Сопротивления французских крестьян оказываются заокеанский вестник Роджер Сейведж и Луиза де Бернар — жена графа де Бернара, американка по происхождению.

Луиза де Бернар, женщина решительная и смелая, горячо преданная тем, кого она любит, по мысли Энтони, олицетворяет героиню французского Сопротивления. Она мучительно переживает нравственное падение своего мужа. Именно ей удается вдохнуть в него, не говоря уже о пассивных крестьянах, веру в возможность победы. Такова в изображении Энтони картина французского движения Сопротивления.

Портрет Роджера Сейведжа выписан в традиции англо-американских боевиков. Сейведж действует как автомат — быстро, точно, он неумолим, бесстрашен и непобедим. Даже попытка писательницы психологически мотивировать его участие в борьбе личным горем (он мстит фашистам за погибшую в печах Освенцима семью) не снимает с его образа налета голливудского глянца.

Наибольшей исторической достоверностью отмечены те страницы книги, где Эвелин Энтони изображает представителей оккупационных властей. Писательница акцентирует общие, всем им присущие черты, обусловленные идеологией и психологией фашизма. И прежде всего звериную жестокость. Таков майор Хайнц Минден — ученый-биохимик, работающий над созданием смертоносного газа. Во имя победы германского оружия этот нацист-фанатик готов принести в жертву миллионы человеческих жизней.

Антигуманную сущность фашизма воплощает в книге и эсэсовский генерал Адольф Виркен, послужной список которого насчитывает тысячи замученных в России людей. По своей жестокости допросы, которые вел Виркен, превышали даже нормы гестапо, — лаконично замечает писательница. Не менее отвратительна и фигура генерала Брюля — убежденного нациста в профессорской мантии, проводящего научные эксперименты с чудовищным удушающим газом на беззащитных узниках Освенцима.

Когда же писательница обращается к проблеме угрозы возрождения фашизма в сегодняшней ФРГ (действие книги доведено до наших дней), тема эта начинает звучать весьма облегченно. Западногерманские адвокаты, пытаясь обелить арестованного уже в наши дни и преданного суду как военного преступника Миндена, изображают его далеким от политической жизни кабинетным ученым, чуть ли не великомучеником, стремятся всячески унизить и очернить Луизу де Бернар, а в ее лице (вспомним, что именно так французского Сопротивления. Создается впечатление что эпизод этот, который в иной трактовке мог бы зазвучать как серьезное обвинение определенным политическим кругам в нынешней ФРГ, нужен писательнице лишь для того, чтобы очередной раз отметить ловкость вездесущего Роджера Сейведжа. Лишь его своевременное вмешательство спасает Луизу от оскорблений и шантажа со стороны западногермайских судебных властей.

Использовав традиционные приемы военно-приключенческого жанра с острой динамичной интригой, с одной стороны, и нравоописательной психологической прозы — с другой, писательница создала роман, не выходящий за рамки весьма распространенной на Западе литературы, в которой трагические, исполненные огромного исторического значения трагические, исполненные огромного исторического значения в Европе служат захватывающим материалом для создания заурядного боевика совершенно определенной политической направленности.

Как известно из статистики, большой популярностью среди английских (и не только английских) читателей пользуются сегодня мемуарно-биографические и документально-художественные произведения. Тема второй мировой войны —  одна из доминирующих в литературе этого типа. Ее популярность стала причиной того, что даже сугубо беллетристические произведения порой подделываются под документ, чтобы тем самым достичь видимости достоверности.

В. Рубчинский

Современная художественная литература
за рубежом № 1 (109), 1975

Добавить комментарий