Американская писательница и поэтесса Кэролайн Уэллс, известна как одна из первых сочинителей детектива.
Кэролайн Уэллс. Биография
Родилась Кэролайн Уэллс (Carolyn Wells) 18 июня 1862 года в городе Рауэй (Нью-Джерси). Кэролайн была замужем за Ходвином Хугтоном, наследником издательской империи Хугтон Миффин, в начале века издававшей учебные пособия и материалы. Именно удачным замужеством объясняется огромное количество опубликованных книг (более 170).
Первые десять лет своей писательской карьеры она сочиняет поэзию. Кэролайн собрала огромную книжную коллекцию поэзии. После смерти коллекция была завещана Уолту Уитмену, который передал ее в Библиотеку Конгресса. Многие американцы часто употребляют известные частушки, сочиненные Кэролайн, не догадываясь о том, что у них есть автор.
Примерно в 1910 году, она случайно слышит, как читают вслух один из детективных романов Анны Кэтрин Грин, и ее настолько захватил поиск разгадки, что она отныне посвящает себя написанию детективных романов. Практически все романы Уэллс написаны в жанре традиционного английского детектива, закрытого типа. Но в отличие от преобладавшей традиции логического расследования, детективные герои Кэролайн опираются большей частью на интуицию. Кэролайн пользуется приемом, который будет скорее раздражать современного читателя, поскольку именно в финале романа, когда детектив на глазах публики раскрывает головоломку, появляются дополнительные элементы в виде тайных дверей, панелей и других уловок, о которых автор не сообщает по ходу повествования. Вероятно, именно детективные романы Кэролайн Уэллс избрала для своих насмешек королева детектива Агата Кристи, когда Эркюль Пуаро критикует подобного рода пьесы. Но книги Кэролайн Уэллс всегда выходят в прекрасном оформлении, иллюстрированные корифеями жанра.
Кэролайн Уэллс скончалась 26 марта 1942 года в Нью-Йорке.
О творчестве
Глупость Фолкнера
Роман Глупость Фолкнера (Faulkner’s Folly) американская писательница Кэролайн Уэллс написала в 1917 году, поэтому никакого отношения к великому американскому писателю отношения он не имеет. Более того этот роман был написан за несколько лет до наступления Золотого века детективного романа, официальной датой которого считается выход романа Фримена Крофтса Бочка. Но роман Уэллс поразительно близок к знаменитым романам более позднего времени.
Обычно критики называют романы Кэролайн Уэллс интуиционистскими, то есть когда детектив раскрывает дело с помощью наития, а не с помощью разматывания логической цепочки. Подобные романы обычно состоят из двух частей, в первой яркими красками описываются одна или несколько тайн-загадок, а во второй детектив обычно перед всеми участниками событий рассказывает как все было на самом деле и указывает на убийцу. Роман Глупость Фолкнера не отходит от этой схемы.
В романе присутствует медиум, а также узкий круг подозреваемых — родственников, гостей и прислуги, собравшегося в особняке известного художника, который и был убит.
Роман напоминает по стилю произведения Стивена Ван Дайна и нисколько не похож на романы Анны Кэтрин Грин. Тот факт, что Кэролайн Уэллс начала писать под влиянием романов одной из первых писательниц американского детектива.
Но чтение романа несколько раздражает, поскольку несмотря на убийство в закрытой комнате, разгадать как был убит художник невозможно исходя из той информации, которая доступна читателям по ходу романа. Только раскрывая тайну выясняется, что убийца пользовался потайными ходами, о которых не сообщалось раннее. Подобная развязка рассматривалась как нарушение принципов детективного повествования и была практически не встречается в более позднее время.
В защиту Уэллс следует сказать, что если в романах о Нике Картере, сюжет с тайными ходами встречается довольно часто, но в этих историях обычно потайных ходом слишком много, что они даже не поддаются учету, Уэллс минимизирует этот прием доводя их до одного единственного, которым пользовался убийца.
Поэтому надо сказать, что начало Золотого века детективного романа было отмечено не только с количественным увеличением тиражей этого жанра, но и с качественным изменением детективного сюжета.
Избранная библиография
Тайны Флеминг-Стоуна
- The Clue (1909)
- The Gold Bag (1911).
- A Chain of Evidence (1912)
- The Maxwell Mystery (1913)
- Anybody But Anne (1914)
- The White Alley (1915)
- The Curved Blades (1915)
- The Mark of Cain (1917)
- Vicky Van (1918)
- The Diamond Pin (1919)
- Малиновый джем (Raspberry Jam, 1920)
- The Mystery of the Sycamore (1921)
- The Mystery Girl (1922)
- Feathers Left Around (1923)
- Spooky Hollow (1923)
- The Furthest Fury (1924)
- Prillilgirl (1924)
- Anything But the Truth (1925)
- The Daughter of the House (1925)
- The Bronze Hand (1926)
- The Red-Haired Girl (1926)
- The Vanity Case (1926)
- All at Sea (1927)
- Where’s Emily (1927)
- The Crime in the Crypt (1928)
- The Tannahill Tangle (1928)
- The Tapestry Room Murder (1928)
- Triple Murder (1929)
- The Doomed Five (1930)
- The Ghosts’ High Noon» (1930)
- Horror House (1931)
- The Umbrella Murder (1931)
- Fuller’s (1932)
- The Roll-Top Desk Mystery (1932)
- The Broken O (1933), также публиковался как Honeymoon Murder)
- The Clue of the Eyelash (1933)
- The Master Murderer (1933)
- Eyes in the Wall (1934)
- The Visiting Villain (1934)
- The Beautiful Derelict (1935)
- For Goodness’ Sake (1935)
- The Wooden Indian (1935)
- The Huddle (1936)
- In the Tiger’s (1936)
- Money Musk (1936)
- Murder in the Bookshop (1936)
- The Mystery of the Tarn (1937)
- The Radio Studio Murder (1937)
- Gilt Edged Guilt (1938)
- The Killer (1938)
- The Missing Link (1938)
- Calling All Suspects (1939)
- Crime Tears On (1939)
- The Importance of Being Murdered (1939)
- Crime Incarnate (1940)
- Devil’s (1940)
- Murder On Parade (1940)
- Murder Plus (1940)
- The Black Night Murders (1941)
- Murder at the Casino (1941)
- Murder Will In (1942)
- Who Killed Caldwell? (1942)
Серия об Алане Форде
- The Bride of a Moment (1916)
- Faulkner’s Folly (1917)
Серия о Пеннингтоне Уайзе
- The Room with the Tassels (1918)
- The Man Who Fell Through the Earth (1919)
- In the Onyx Lobby (1920)
- The Come-Back (1921)
- The Luminous Face (1921)
- The Vanishing of Betty Varian (1922)
- The Affair at Flower Acres» (1923)
- Wheels Within Wheels (1923)
Серия о Кеннете Карлайле
- Sleeping Dogs (1929)
- The Doorstep Murders (1930)
- The Skeleton at the Feast (1931)
Романы вне серии
- The Adventure of the Clothes-Line (1915)
- More Lives Than One (1923)
- The Fourteenth Key (1924)
- The Moss Mystery (1924)
- Face Cards (1925)
- Тайна горного озера (The Deep-Lake Mystery, 1928)
Художественные романы
- Abeniki Caldwell: A Burlesque Historical Novel (1902)
- The Emily Emmins Papers (1907)
- The Lover’s Baedeker and Guide to Arcady (1912) (a fictional guidebook)
- Ptomaine Street: A Tale of Warble Petticoat (1921)