Дебора Кромби – американская писательница, автор серии популярных детективов, написанных в стиле классического детектива с включением элементов романтической истории между детективами Джеммой Джеймс и Дунканом Кинкейдом.
Дебора Кромби. Биография
Дебора Кромби (Deborah Crombie) — псевдоним, настоящее имя писательницы Дебора Линн Дарден (Deborah Lynn Darden), родилась она 5 июня 1952 года в Далласе. С раннего детства увлекалась чтением, а писать стихи начала уже во время учебы в младших классах. После случайных и кратковременных попыток получить высшее образование будущей писательнице удалось закончить Остин колледж в Техасе, по редкой специальности биология или орнитология. После чего родители отправились с дочерью в турне по Англии.
По признанию писательницы, поездка в Англию сыграла решающую роль в ее жизни и самоопределении, она стала истинным и поворотным моментом в моей жизни… В автобусе из Гатвика в Лондон, я прижималась лицом к стеклу и слезу текли у меня из глаз. У меня было полное ощущение возвращения на родину.
Эта поездка, невольно вынудила Дебору еще раз приехать в Англии, теперь уже самостоятельно, а на протяжении всей жизни у нее завязался роман с Британскими островами. После этого она долгое время прожила в Британии, работала копирайтером в газетной рекламе, а также наводила мосты с английскими покупателями, продвигая семейный бизнес.
Первый брак писательницы на шотландце Питере Кромби не пережил публикацию ее первого романа, но фамилия мужа у Деборы осталась в качестве части ее псевдонима. Второй раз она вышла замуж в 1994 году за Рика Уилсона и они даже какое-то время жили в Великобритании, где и разворачивается действие большинства историй. Здесь же был рожден первый роман в популярной серии об Джемме Джеймс и Дункане Кинкейде.
В конце концов писательница обосновалась в Далласе, ссылаясь на тот факт, что ее любовь к Англии не дает ей возможности выразить всю полноту ее переполняющих ее чувств. Наиболее полноценно ей удается работать только на расстоянии от любимой страны, выражаясь в попытках отразить ее отсутствие и стремление к вновь обретенной родине. Кромби соглашается с Ф. Д. Джеймс, что окружающая события атмосфера и обстановка ключевым образом влияет на поведение и мотивацию персонажей, описанных в романе.
Популярность первого романа и громадные гонорары позволили Кромби отказаться от дополнительного заработка и стать профессиональным писателем.
О творчестве
Первая книга Деборы Кромби Доля в смерти (A Share in Death, 1983) представившая читателям двух детективов из Скотленд-Ярда — Дункана Кинкейда и Джемму Джеймс — моментально стала популярной.
Особый талант Кромби в создании идеальной детективной загадки, очень близкой по духу английскому традиционному детективу, несмотря на то, что Дебора родилась и училась в Америке. Этим своим качеством она напоминает Марту Граймс, но в отличие от этой писательницы Кромби использует в своих произведениях более широкую тематику и действие происходит на более современном фоне. Напряжение в романах Деборы Кромби больше соответствует запросам современных читателей и носит более зловещий характер, чем это допускалось во времена Золотого века. Хотя характер преступления отвечает современным реалиям, расследование описано в духе классического детектива. Особенно близки романам Кромби устои, заложенные королевой детектива — Агатой Кристи, от которой она унаследовала технику парада подозреваемых, где виновным оказывается обычно самый невинный. Писательница в своих романах продолжает и развивает традиции детектива Золотого века, унаследованные не только от Агаты Кристи, в ее романах хорошо заметно влияние Найо Марш, Марджери Эллингем и Дороти Л. Сэйерс.
В отличие от Кристи, Дебора Кромби описывает более многогранных и реалистичных персонажей. Ее вклад — сближение классикой головоломки и психологического детектива, из которого она заимствует технику описания подозреваемых.
Отдельно надо также отметить, что по умению нагнетать напряжения в романах, Кромби не имеет по себе равных.
Дебора Кромби в своей серии подобно Элизабет Джордж рассказывает о взаимоотношениях пары детективов, которые испытывают друг к другу романтические чувства, но подобно другим романтическим мелодрамам взаимоотношения развиваются очень медленно, точнее описаны в мельчайших подробностях от этого кажется, что между ними что-то есть, но ничего не происходит. Множество второстепенных персонажей приходящих и уходящих не способны заслонить героев, которые буквально растут от книги к книге.
Формально романы Кромби можно отнести к полицейским детективам, но во всех расследование и поимка преступника основано на интуитивном моменте, отчего большинство критиков единодушно относят ее романы к классическому детективу.
Первый роман Деборы Кромби был удостоен сразу нескольких премий и выдвинут на ряд номинаций. А с продолжением серии литературный уровень не снижается, отчего творчество американской писательницы регулярно отмечается различными литературными наградам.
Романы Деборы Кромби были переведены на множество европейских и восточных языков, но к великому сожалению в России издатели обошли великолепные детективы этой писательницы стороной. Надеемся, вскоре это белое пятно будет закрыто российскими переводами.
Избранная библиография
- Доля в смерти (A Share in Death, 1993)
- Все будет хорошо (All Shall be Well, 1994)
- Оставьте зеленую могилу (Leave the Grave Green, 1995)
- Не оплакивайте ваших мертвецов (Mourn Not Your Dead, 1996)
- Мечтая о костях (Dreaming of the Bones, 1997)
- Целовала в Саде свиданий (Kissed a Sad Goodbye, 1999)
- Более мелкие в конец (A Finer End, 2001)
- А правосудия здесь нет (And Justice There is None, 2002)
- Теперь ты можешь плакать (Now May You Weep, 2003)
- В темном доме (In a Dark House, 2005)
- Вода, как камень (Water Like a Stone, 2007)
- Где вспоминают Ли (Where Memories Lie, 2008)
- Необходимо, как кровь (Necessary as Blood, 2009)
- Нет следа на Нее (No Mark upon Her, 2012)