Элизабет Джордж — американская писательница, автор популярных детективных романов, создательница серии об инспекторе Томасе Линли, лорде Ашертоне и сержанте Барбаре Хейверс.
Элизабет Джордж. Биография
Сьюзан Элизабет Джордж (Susan Elizabeth George) родилась 26 февраля 1949 года в Уоррене (Огайо). Ее отец — Роберт Эдвин Джордж, был простым рабочим на заводе, а мать — Энн Ривейлл Джордж работала медсестрой. Когда Элизабет исполнилось полтора года, родители перебрались в район Сан-Франциско, поскольку отец недолюбливал климат Среднего Запада, а также многочисленных итальянских родственников со стороны жены. Хотя позднее родители и дети сожалели, что жили отдельно от своей родни.
Уже с детства родители прививали Элизабет и ее старшему брату любовь к книгам. Поскольку в шестилетнем возрасте ее брат по неосторожности лишился глаза, родители часами читали ему вслух книги, которые с удовольствием слушала маленькая Элизабет. А после того как она выучила грамоту, ей разрешалось баловаться сочинением рассказов на старой пишущей машинке, поэтому уже в семь лет она была твердо уверена, что станет писательницей. В двенадцать написала своей первый роман Тайна озера Подкова (The Mystery of Horseshoe Lake), где главная героиня сильно смахивала на Нэнси Дрю. Джордж вспоминает, что поскольку семья жила небогато, недостаток денег всегда восполнялся богатым воображением.
Второй роман (Стеклянный столб — The Glass Pillar) она написала во время обучения в школе, пытаясь отвлечься от скуки, которую нагнетала на нее учеба. В это время по США прокатывается волна увлечения английской культурой, и Джордж начинает изучать произведения Уильяма Шекспира. В 1966 году ее даже отправляют в Лондон на семинар, посвященный английскому драматургу. Во время поездки будущая писательница влюбляется во все английское и как она позднее признавалась, я почувствовала, что оказалась дома, как будто никогда отсюда и не уезжала. Сегодня Джордж регулярно посещает Англию, где собирает материал для своих будущих романов.
Любовь ко всему английскому помогла ей определиться с направлением обучения в колледже, а затем и в университете — это был английский язык и литература. После окончания учебы она устроилась работать преподавателем в католическую школу, откуда довольно быстро была уволена, вместе с десятью другими преподавателями, за активную профсоюзную деятельность. Но Джордж продолжила преподавать и за 14 лет своей профессиональной деятельности не раз была отмечена как лучший учитель, учитель года и другими наградами. Не останавливаясь на достигнутом, она также получила магистерскую степень по психологии в Университете штата Калифорния.
Во время преподавания английской литературы, она естественно затрагивала детективную тематику и даже начала делать наброски для себя будущего романа, но поворотный момент настал, когда в доме появился компьютер. Для Джордж это был некий знак. Она решила собраться и реализовать свою задумку с написанием романа, либо отказаться от этой идеи навсегда. На работу над первым романом ушло чуть больше двух месяцев, компьютер принес муж 28 июня 1983 года, а финальную точку в романе Джордж поставила 5 сентября этого же года. Надо было приступать к занятиям в школе.
В этом романе Что скрывать (Something to Hide) проявляют все четыре главных персонажа знаменитой серии: Саймон Алкурт-Сент-Джеймс — эксцентричный детектив, написанный в традициях Эдгара По и Конан Дойла, Томас Линли, лорд Ашертон — детектив из Скотланд-Ярда и их помощницы Дебора Коттер и Хелен Клайд. По признанию писательницы роман был неуклюжим и старомодным. Во время его написания Джордж ориентировалась на традиции, идущие от Агаты Кристи и других классиков Золотого века. Несмотря на то, что роман получил ряд отказов, и опубликовать роман в итоге не получилось, Джордж осознала, что может написать роман и, по сути, создала четырех героев своей знаменитой серии.
Следующим летом Элизабет Джордж отправилась в Корнуолл, чтобы собрать материалы для своего следующего романа, который гораздо позднее вышел под названием Месть под расчет (A Suitable Vengeance, 1991). Его также отвергли все издательства, куда обращалась Джордж, но она не унывает и летом 1985 года отправляется в Йоркшир, для работы над следующим романов, который она закончила за 42 дня. На этот раз она была уверена в успехе, я знала, интересная история, персонажи, интрига. И действительно этот роман вышел под названием Великое избавление.
Избавительница
Когда в конце XIX века Израэль Зангвилл работал над своим романом Загадочное происшествие на Биг Боу, он планировал написать пародию, в которой бы высмеивался основной принцип детектива — равенство писателя и читателя, но роман стал основой для нового направления в детективном жанре – убийства в закрытой комнате.
В начале XX века Эдмунд Клерихью Бентли опубликовал роман Последнее дело Трента, который по мысли автора должен был стать финальным аккордом в истории детективного жанра, но написанный в иронической форме роман стал не просто популярным, он стал основополагающим для структуры детектива классического образца, одним из предшественников детективов Золотого века. Более того, сам Бентли в 30 годы был избран президентом Детективного клуба.
Элизабет Джордж — очередной пример того как писатели пытающиеся изменить детектив, и выйти за пределы жанра, уйти от детектива, лишь дают новый толчок для его развития, создают новый виток в истории детектива и поднимают на новую ступень.
В 1988 году, свой первый роман Элизабет Джордж — Великое избавление, писательница планировала сделать переходом от формально-структурированного детектива классического образца к роману психологическому, где персонажи важнее, чем детективная загадка. Как она сказала Тому Нолану в Тайной сцене (Mystery Scene, 2001) можно использовать эту форму как скелет, на котором развесить всевозможные вещи.
Но американская писательница просчиталась, детектив в ее романах вышел на новый виток, а критики и рецензенты буквально осыпали его лестными отзывами, а автора комплиментами. Роман получил огромное количество различных призов и наград детективного жанра (Энтони, Агата, Гран-При полицейского романа во Франции) и был номинирован на самые престижные награды (Макавити и Эдгара).
В словарях обычно пишут, что Элизабет Джордж продолжает работать в рамках классического детектива Золотого века. С самого первого романа психология героев привлекает писательницу больше, чем стремление к разрешению тайны. Ее интересует и волнует динамика дисфункциональных семейных отношений и развитие героя в различных ситуациях, поэтому она сместила фокус своих детективов с традиционного вопроса кто-убил, на вопрос почему-убил.
Сенсационный успех романа не стал поводом для ее ухода из школы, она продолжила преподавать, немного снизив нагрузку. А сегодня ведет еженедельный семинар для начинающих писателей в своем доме на Хантингтон-Бич, а также читает курс лекций о творческом подходе в литературе в различных колледжах.
Избранная библиография
Серия о Томасе Линли и Барбаре Хейверс
Великое избавление (A Great Deliverance, 1988)
Расплата кровью (Payment in Blood, 1989)
Школа ужасов (Well-Schooled in Murder, 1990)
Месть под расчет (A Suitable Vengeance, 1991)
Ради Елены (For the Sake of Elena, 1992)
Картина без Иосифа (Missing Joseph, 1993)
Прах к праху (Playing for the Ashes, 1995)
В присутствии врага (In the Presence of the Enemy, 1996)
Обман (Deception on His Mind, 1997)
Преследование праведного грешника (In Pursuit of the Proper Sinner, 1999)
Предатель памяти (A Traitor to Memory, 2001)
Тайник (A Place of Hiding, 2003)
Без единого свидетеля (With No One as Witness, 2005)
Перед тем, как он ее застрелил (What Came Before He Shot Her, 2006)
Женщина в красном (Careless in Red, 2008)
Это смертное тело (This Body of Death, 2010)
Верь в мою ложь (Believing The Lie, 2012)
Всего одно злое дело (Just One Evil Act, 2013)
Горькие плоды смерти (A Banquet of Consequences, 2015)
Наказание, которое она заслуживает (The Punishment She Deserves, 2018)
Сборники рассказов
The Evidence Exposed, 2001
I, Richard, 2002