Фредрик Браун — американский писатель, известный как автор детективов и фантастики, начале карьеры более знакомый русскоязычной аудитории по фантастическим произведениям.
Фредрик Браун. Биография
Фредрик Браун (Fredric Brown1), возможно, один из самых интересных авторов своего времени, родился 29 октября 1906 года в Цинциннати. Молодые годы были для него нелегкими: потеряв обоих родителей, он параллельно учебе в колледже был вынужден зарабатывать на жизнь случайными подработками. Несмотря на трудности, он продолжил образование и даже получил стипендию для обучения в Университете Цинциннати.
После окончания университета и женитьбы в 1929 году, Браун переехал в Милуоки, где работал корректором в нескольких бульварных изданиях. Постепенно, его усилия были замечены, и он получил постоянную работу в «Милуоки Журнал» до 1947 года. Именно там он начал публиковать свои первые рассказы, которые принесли ему известность.
Первый опубликованный рассказ Брауна, «Луна для Никеля» (1938), стал началом его плодовитой карьеры писателя. Он быстро завоевал признание, регулярно публикуя рассказы в различных жанрах, с упором на фантастику и детективы. Его первый роман «Самое обыкновенное убийство» был награжден премией Эдгар, что послужило стартом для его карьеры в литературном Нью-Йорке. Этот успех привел к предложениям о сотрудничестве с лучшими журналами и вынудил личные изменения, включая переезд в Нью-Йорк и развод с первой женой Еленой.
Фредрик Браун, развивая цикл о приключениях Эда и Эма Хантеров, обнаружил, что его литературные работы стали приносить достаточный доход для комфортной жизни без необходимости работать в журналах. Голливуд также стал источником дополнительного дохода, используя сюжеты его рассказов для экранизаций. В 1949 году он женился на Элизабет Шарлье и переехал с ней в Таос, Нью-Мексико.
Однако ухудшение здоровья, омраченное пьянками, заставило его пересмотреть образ жизни. Переезд в Тусон, Аризона, с его благоприятным климатом помог улучшить состояние дыхательных путей, но творческая активность Брауна снизилась. Несмотря на публикации в престижных изданиях, таких как «Плейбой» и «Дад», он уже не мог писать с прежней интенсивностью. Последние романы были менее сильными, и «Кальсоны миссис Мерфи» (1963) стал последним примером его творчества, не соответствовавшим высоте ранних произведений.
Фредрик Браун, постоянно страдая от астмы и аллергии, был вынужден переехать по настоянию врачей в поисках более благоприятного климата. После 1963 года его здоровье резко ухудшилось, и он больше не писал романов. Погружение в депрессию, дополненное алкоголем, лишь усугубляло положение.
В начале 1972 года Браун добровольно переселился в госпиталь, где вскоре его жизнь завершилась. Он скончался 11 марта 1972 года в возрасте шестидесяти пяти лет в Тусоне, причиной смерти стала эмфизема.
О творчестве
Фредрик Браун оставил ощутимый след в истории крутого детектива благодаря своим изобретательным сюжетам и правдивым описаниям жизни городской бедноты. Его работы, казавшиеся когда-то отражением реальности, сегодня воспринимаются как мрачные, но все же написаны уникальным языком. Браун придерживался крутого стиля, но избегал строгих жанровых рамок.
Он был признанным мастером малой прозы. Многие его рассказы миниатюрны, содержат менее 500 слов. Один из самых известных — «Стук», состоящий всего из девяти слов:
«Последний человек на земле сидел в одиночестве, когда раздался стук в дверь…»
Его детективы, написанные на пике творческих сил, олицетворяют профессиональное и интеллектуальное письмо. Однако персонажи в детективах не всегда проработаны глубоко, часто напоминая героев из «Черной маски», с плоскими и однобокими характерами. Тем не менее, выдающиеся сюжеты и неожиданные концовки являются главным вкладом Брауна в детективный жанр.
Самое обыкновенное убийство
Фредрик Браун действительно более известен как писатель-фантаст, в то время как его вклад в детективный жанр часто недооценивают. Несмотря на это, такие романы, как «Самое обыкновенное убийство» (The Fabulous Clipjoint), остаются классикой и часто упоминаются в списках лучших детективов.
Возможно, читательское восприятие Брауна как больше фантаста, чем детективщика, связано с несколькими факторами. В частности, это может быть предвзятость по отношению к авторам, успешным в нескольких жанрах, и путаница с другими писателями, например, Картером Брауном. Кроме того, критики, такие как Ньютон Бэрд, иногда описывают его произведения как легкое развлечение, что может принижать их истинную ценность.
Стиль письма Брауна, который на первый взгляд кажется легким и прямолинейным, действительно может вводить в заблуждение. Однако его детективы часто поднимают глубокие вопросы, заставляя читателя вдумчиво относиться к поставленным темам.
Роман «Самое обыкновенное убийство» Фредрика Брауна действительно выделяется среди детективов своего времени благодаря романтике и фантастическим элементам. Как и в «Острове сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона, главный герой Брауна сохраняет юношеский взгляд на мир, позволяющий ему преодолевать жестокость окружающего мира и создавать иллюзию героизма.
Браун тщательно и без прикрас изображает мрачную реальность Чикаго, где переплетаются грязные гостиницы, ночлежки и низший социальный слой общества, погрязший в насилии. Его описание города лишено эмоций, оно холодно и расчетливо, точно показывает всю суть места. Однако, несмотря на это, Браун мастерски переносит читателя в иное измерение, наделяя серую действительность удивительным, почти магическим светом. Это контрастирование реальности и фантазии помогает создать уникальную атмосферу, подчеркивая многослойность произведения.
Избранная библиография
Серия об Эде и Эме Хантерах
- Самое обыкновенное убийство (The Fabulous Clipjoint, 1947)2
- Смерть тоже ошибается… (The Dead Ringer, 1948)
- Кровавый лунный свет (The Bloody Moonlight, 1949) (also known as Murder by Moonlight)
- За счет Дьявола (Compliments of a Fiend, 1950)
- Где тебя настигнет смерть? (Death Has Many Doors, 1951)
- Покойный (The Late Lamented, 1959)
- Кальсоны миссис Мерфи (Mrs. Murphy’s Underpants, 1963)
Романы
- Убийство – это интересно (Murder Can Be Fun, 1948), также издавался как Сюжет для убийства (A Plot for Murder)
- Визжащая Мими (The Screaming Mimi, 1949)
- А вот и свечи (Here Comes a Candle, 1950)
- Ночь бармаглота (Night of the Jabberwock, 1950)
- Дело о плещущих бутербродах (The Case of the Dancing Sandwiches, 1951)
- Большая разница (The Far Cry, 1951)
- На самом дне (The Deep End, 1952)
- Мы — убили старуху (We All Killed Grandma, 1952)
- Магический кристалл (Madball, 1953)
- Его имя – смерть (His Name Was Death, 1954)
- Смерть – это распутная девка (The Wench Is Dead, 1955)
- Мягкий зверь (The Lenient Beast, 1956)
- На посошок (One for the Road, 1958)
- Контора (The Office, 1958)
- Стук Три Один Два (Knock Three-One-Two, 1959)
- Разумная вещь (The Mind Thing, 1961)
- Убийцы (The Murderers, 1961)
- Пять дней кошмара (The Five-Day Nightmare, 1962)
Сборники рассказов
- Чаще всего убийство (Mostly Murder, 1953)
- Ночные кошмары и (Nightmares and Geezenstacks, 1961)
- Пудель и другие убийства (The Shaggy Dog and Other Murders, 1963)