Джадсон Пентикост Филипс

Американский писатель Джадсон Филипс, больше известный по псевдониму Хью Пентекост.

Джадсон Пентикост Филипс. Биография

Джадсон Пентикост Филипс (Judson Pentecost Philips) родился 10 августа 1903 года в Нью-Йорке. Его отец был известным оперным певцом, а мать актрисой. В качестве псевдонима он взял имя своего дяди нью-йоркского адвоката. Образование Филипс получил в Англии и в США, окончил Колумбийский университет. Но еще со школы пристрастился к писательскому ремеслу, поэтому после окончания университета стал репортером газеты Нью-Йорк трибюн. Параллельно с этим публикует свои многочисленные рассказы в различных периодических изданиях.

Джадсон Филипс начал печататься в середине 1920-х годов, будучи студентом Колумбийского университета; около десяти лет направленность его творчества ориентировалась на вкусы владельцев Эллери Куин мэгэзин (журнала, печатавшего новинки детективной прозы), которому молодой автор отдавал предпочтение перед не менее известными Блэк мэск и Колльерз. Им написано свыше ста романов (сорок — с 1936 года — под собственным именем, шестьдесят один — с 1939 года — под псевдонимом Хью Пентикост, несколько — под другими псевдонимами), множество рассказов, пьес для театра, радио, телевидения. Почти всю свою жизнь, по крайней мере — до пенсионного возраста, он совмещал творчество с журналистской деятельностью.

Автор более чем 80 детективных романов Хью Пентикост на русском языке представлен весьма случайными произведениями. Из наиболее популярных серий — с инспектором Люком Бредли, управляющим нью-йоркской гостиницы Пьером Шамбруком (бывшим бойцом французского Сопротивления в годы Второй мировой войны), художником Джеком Джерико, на русский язык были переведены один-два романа, причем не самые лучшие. Больше повезло серии о журналисте Питере Стайлзе, в которой из восемнадцати романов на русский переведены шесть.

Нам надо отметить как минимум две черты, характеризующие творчество писателя в целом: это активное противостояние всех героев бессмысленной жестокости и насилию (происхождение из семьи деятелей искусства, несомненно сыграло свою роль) и подчеркнутое пристрастие к текущим событиям в качестве основы сюжета (здесь можно усмотреть влияние профессии журналиста). Сам автор так высказывался в этой связи: Полагаю, после того как вы напишите больше сотни детективных романов и сотни рассказов, чаще всего вас будут спрашивать: Где вы берете сюжеты? На это можно ответить: есть всего 36 драматических ситуаций, и то больше половины из них используются не слишком часто. Такие ситуации многократно использовал и я, и сотни других писателей. Единственное различие — в людях, о которых пишет автор. Люди — это бесконечное разнообразие. Я однажды включил в налоговую декларацию салунный разговор, объяснив в примечании, что люди — источник моих доходов и что я должен быть на людях и слушать, о чем они говорят. И инспекция согласилась, попросил лишь, чтобы я назвал это исследованиями.

Имя игры — люди, и они бесконечно изменчивы, никогда не наскучат, и в этом — все концы и начала.

После этих слов нет особой нужды подробно останавливаться на том, что Пентекост силен в создании психологического портрета, в живописании обычного поведения человека, оказавшегося в сложной, загадочной или смертельно опасной ситуации.

Джадсон Филипс в американской литературе представляет собой пример творческого долголетия и неизменно высокого качества работы. Он не только признанный профессионал детектива, лауреат премии Гранд-мастер (1973) Американского клуба писателей детективного жанра (президентом которого он был некоторое время), премии Ниро Вульфа (1982), но и один из немногих мастеров редкого для англоязычной прозы жанра повести.

Скончался 7 марта 1989 года от осложнений, связанных с эмфиземой.

О творчестве

День, когда исчезли дети

Мастерство нелинейной логики расследования американский писатель Хью Пентикост демонстрирует в повести День, когда исчезли дети (The Day the Children Vanished). Судьба этого произведения примечательна особо, если вспомнить тягу автора к злободневным событиям. В 1959 году появился рассказ Пентикоста под таким же названием. Спустя полтора десятилетия в Калифорнии произошло похищение автобуса со школьниками; прямой связи между описанным Пентикостом и совершенным в действительности киднеппингом не было, но издатель разбогател, уговорив автора по горячим следам развернуть позабытый рассказ в повесть на актуальную тему.

Центральная фигура этого произведения, безусловно, несколько эксцентричный старый циркач Пат Махони. Это он, не поддавшись панике, охватившей небольшой городок, все школьники которого исчезли вместе с автобусом (водитель которого, кстати говоря, — сын Махони), с изумляющим близких и знакомых упорством рассуждает о знаменитом фокуснике прошлого. Похитители затребовали полумиллионный выкуп; горожане и полиция штата выполняют все условия; в операции задействованы патрульные вертолеты, перекрыты все дороги, обследованы все укромные уголки… И только Пат Махони повторяет инспектору Хэвиленду: Исчезновение автобуса — фокус. Фокусник заставляет людей видеть то, что он хочет, согласно его желаниям… Если бы мы знали секрет фокуса, дети давно были бы с нами. Секрет, как и положено в детективе, читатели узнают под занавес, но Махони предугадал следующее желание фокусничающих похитителей — и встал у них на пути!

Трупы, без которых не обходится ни один уважающий себя детектив, оказываются в этом произведении как бы на периферии сюжета, в центре которого торжествует игра ума. Пат Махони, человек цирка, не только разгадывает игру злоумышленников, но и побеждает их, по сути, в игровой форме. Меткие выстрелы Хэвиленда звучат лишь как напоминание о том, что действие происходит, увы, не в цирке…

Избранная библиография

Произведения под именем Джадсон Филипс

Серия о журналисте Питере Стайлзе

По следу смеющегося маньяка (Laughter Trap, 1964) / Шутники
Black Glass City (1965)
Ложная жертва (The Twisted People, 1965)
Крылья безумия (Wings of Madness, 1966)
Дом на горе (Thursday’s Folly, 1967) / Замок Тэсдея
Убийство жарким летом (Hot Summer Killing, 1968)
Nightmare at Dawn (1970)
Escape a Killer (1971)
Исчезнувший сенатор (The Vanishing Senator, 1972)
Larkspur Conspiracy (1973)
The Power Killers (1974)
По кривой дорожке (Walked a Crooked Mile, 1975)
Backlash (1976)
Five Roads to Death (1977)
Murder Arranged (1978)
Why Murder (1979)
Death is a Dirty Trick (1980)
Murder as the Curtain Rises (1981)
Жертва трагедии (Target for Tragedy, 1982)

Вне серии

Красная война (Red War, 1936) [соавтор Томас М. Джонсон]
Death Delivers a Postcard (1940)
Murder in Marble: a Detective Story (1940)
Odds on the Hot Seat (1941)
The Fourteenth Trump (1942)
Killer on the Catwalk (1959)
Город слухов (Whisper Town, 1960)
A Dead Ending (1962)
The Dead Can’t Love (1963)

Произведения под псевдонимом Хью Пентикост

Серия о лейтенанте Люке Бредли

  • Выделенное красным (Cancelled in Red, 1939)
  • Двадцать четвертая лошадь (Twenty-Fourth Horse, 1940)
  • Я буду петь на твоих похоронах (I’ll Sing at Your Funeral, 1942)
  • Служба закаляет (The Brass Chills, 1943)

Серия о докторе Джоне Смите

  1. Memory of Murder (1946) — сборник рассказов:
    Memory of Murder
    Secret Corridors
    Volcano
    Fear Unlocked
  2. Где снег был красным (Where the Snow Was Red, 1946)
  3. Shadow of Madness (1950)

Серия о лейтенанте Паскале

Lieutenant Pascal’s Tastes in Homicide (1954) [сборник рассказов]
The Obituary Club (1958)
The Lonely Target (1959)
Only the Rich Die Young (1964)
Дядюшка Джордж (Джордж Кроуд)
Выбираю насилие (Choice of Violence, 1961) / Жестокий выбор
Murder Sweet and Sour (1965)
Around Dark Corners (1970) [сборник рассказов]
The Copycat Killers (1983)
Price of Silence (1984)
Death by Fire (1986)
Показательный террор (Pattern for Terror, 1990)
Серия о главном менеджере отеля Пьере Шамбрене
Обожравшийся каннибал (Cannibal who Overate, 1962) / Людоед, который объелся / Переевший людоед / Людоед, который переел
Оборотни (The Shape of Fear, 1963) / Перевёртыши
Evil that Men Do (1966)
The Golden Trap (1967)
Позолоченный кошмар (Gilded Nightmare, 1968)
Girl Watcher’s Funeral (1969)
The Deadly Joke (1971)
Birthday, Deathday (1972)
Ходячий покойник (Walking Dead Man, 1973)
Bargain with Death (1974)
Time of Terror (1975)
Fourteen Dilemma (1976)
Death After Breakfast (1978)
Random Killer (1979)
Beware Young Lovers (1980)
Murder in Luxury (1981)
With Intent to Kill (1982)
Murder in High Places (1983)
Не забудь меня застрелить (Remember to Kill Me, 1984)
Murder Round the Clock (1985)
Время кошмаров (Nightmare Time, 1986)
Murder Goes Round and Round (1988) — Смерть идет по кругу
Художник Джон Джерико
The Sniper (1965) — Снайпер
Hide Her from Every Eye (1966) — Убереги её от дурного глаза / Убереги её от злого глаза / Убереги её
The Creeping Hours (1966) — Чума насилия
Dead Woman of the Year (1967)
Girl with Six Fingers (1969) — Шестипалая
Plague of Violence (1970)
Бизнесмен Джулиан Квист
Don’t Drop Dead Tomorrow (1971) — Только не умри завтра
Champagne Killer (1972) — Любитель Шампанского / Убийца на вечеринке с шампанским / Убить, чтобы остаться
Beautiful Dead (1973)
The Judas Freak (1974)
Honeymoon with Death (1975)
Die After Dark (1976)
Steel Palace (1977)
Deadly Trap (1978)
Homicidal Horse (1979)
The Death Mask (1980)
Sow Death, Reap Death (1981)
Past, Present and Murder (1982)
Murder out of Wedlock (1983)
Substitute Victim (1984) — Ложная жертва
The Party Killer (1986)
Kill and Kill Again (1987) — И снова убийство
Вне серий
Cat and Mouse (1940)
Chinese Nightmare (1947)
The Assassins (1955)
Kingdom of Death (1960) — Королевство смерти
The Deadly Friend (1961)
Murder Clear Track Fast (1961)
The Tarnished Angel (1963) — Запятнанный ангел
Day the Children Vanished (1976) — День, когда исчезли дети / День, когда исчезали дети
Murder as Usual (1977) — Обычный бизнес

Антологии

Death Wears a Copper Necktie: and other stories (1946)
Alfred Hitchcock’s Daring Detectives (1969)
Произведение под псевдонимом Филип Оуэн
Mystery at a Country Inn (1979)

Оцените статью
Добавить комментарий