Ричард Кондон, известный своими провокационными и увлекательными романами, оставил значительный след в американской литературе, особенно в жанре политического триллера и сатиры.
Ричард Кондон. Биография
Ричард Томас Кондон родился 18 марта 1915 года в Нью-Йорке. Карьера Кондона началась в рекламной индустрии, где он работал копирайтером, а затем продолжил в Голливуде в качестве сценариста. Он участвовал в продвижении таких известных мультипликационных проектов, как «Фантазия» и «Дамбо», прежде чем перейти в United Artists. Работа в Голливуде длилась около двадцати лет.
Литературная карьера Кондона началась, когда ему было сорок два года, с публикации дебютного романа «Древнейшая исповедь», рассказа о воре, крадущем предметы искусства. Однако настоящий прорыв произошел с выпуском в 1962 году «Маньчжурский кандидат», ставшего иконой политической литературы и породившего фразу «Маньчжурский кандидат» как метафору. На основе романа были созданы две экранизации: в 1962 и 2004 годах, обе ставшие важными моментами в американском кино.
Роман «Зима убивает», изданный в 1974 году, воплотил в себе остроумный, но мрачный взгляд на американскую политику, что проявилось и в других его произведениях, таких как разоблачения политических деятелей, включая Ричарда Никсона.
В 1982 году Кондон начал гангстерскую серию «Честь семьи Прицци», которая достигла успеха и была блистательно экранизирована с Джеком Николсоном в главной роли.
Книги Кондона известны своей сатирой, умением сочетать напряженный сюжет с иронией, и честностью в изображении известных личностей. Его произведения были переведены на девятнадцать языков, что подчеркивает международное признание его творчества.
Писатель умер 9 апреля 1996 в Далласе.
О творчестве
Маньчжурский кандидат
Сюжет
История начинается с того, что взвод американских солдат, включая капитана Беннета Марко и Реймонда Шоу, попадает в плен во время Корейской войны. Над ними проводят эксперименты, посредством которых им внедряют определенную информацию.
Со временем капитан Марко, страдая от кошмаров и странных воспоминаний, начинает искать ответы и объединяется с Реймондом Шоу, который также мучается от видений. Они обнаруживают, что Шоу был запрограммирован как спящий агент, кулуарно активируемый через условный сигнал. Его роль заключается в подчинении приказам, которые он сразу забывает.
Мать Шоу оказывается агентом КГБ, которая манипулирует им и использует его для выполнения заданий, включая план по свержению правительства США. Этот сюжет обращается к давним опасениям подрывных элементов и манипуляции сознанием, что делало роман резонансным в контексте холодной войны.
Популярность
«Маньчжурский кандидат» приобрел популярность как раз благодаря смещению акцента с внешней на внутреннюю угрозу. В то время, когда многие американцы видели коммунистическую угрозу как исключительно внешнюю, Кондон обращает внимание на то, что настоящая опасность исходит изнутри. Это было особенно актуально в эпоху маккартизма, когда в США доминировал страх перед коммунистическими симпатиями внутри страны.
В романе Кондон искусно подвергает критике данный политический климат, показывая, что источником угрозы могут быть сами американцы. Идея промывания мозгов и манипуляции сознанием стала резонансной темой, обсуждаемой в обществе и в художественной литературе того времени. Это сделало роман не только захватывающим триллером, но и значимым социально-политическим высказыванием.
Скандал с плагиатом
В 1998 году, инженер программист С.Д. Сильверио во время тестирования программы, занимающейся поисками плагиата, загрузил фрагмент из популярного романа и обнаружил, что большие фрагменты книги слово в слово списаны с романа Роберта Грейвза «Я, Клавдий» (I, Claudius). Он даже опубликовал статью, в которой описал свое открытие.
Скандал случился гораздо позже, после публикации статьи обвиняющей Кондона в плагиате. Во время проведения лингвистической экспертизы по просьбе родственников автора, Кондон уже два года как умер, судебный эксперт Джон Олссон подтвердил факт плагиата.
История о плагиате в «Маньчжурском кандидате» добавляет дополнительный оттенок к его восприятию в литературном сообществе. Тем не менее, даже при выявлении факта плагиата, роман продолжает оставаться важным и влиятельным произведением в жанре политического триллера. Это подчеркивает его художественную значимость и способность затрагивать темы и тревоги, которые были (и остаются) актуальными для читательской аудитории. Несмотря на такие скандалы, произведение сохраняет свою популярность и культурное влияние.
Экранизации
Названия обеих экранизаций совпадают с названием книги. В русском переводе первый фильм называется «Кандидат из Манчжурии», а второй — «Маньчжурский кандидат». Различие в написании слова «Манчжурия» может быть связано с особенностями перевода.
Первая экранизация вышла в 1962 году, режиссёром выступил Джон Франкенхаймер. На тот момент он уже проявил себя как талантливый режиссёр, более поздние его работы включают «Ронин» и «Азартные игры». В фильме снялись такие звёзды, как Фрэнк Синатра, Лоуренс Харви и Джанет Ли. Картина была номинирована на множество премий, но получила только «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана.
Вторая экранизация вышла в 2004 году. События перенесены в период Первой войны в Ираке, в частности, операции «Буря в пустыне», но название осталось прежним. В фильме снимались звёзды начала XXI века: Лив Шрайбер, Мэрил Стрип, Джон Войт и Дензел Вашингтон. Режиссёром выступил Джонатан Демме, известный по фильму «Молчание ягнят».
Избранная библиография
- Древнейшая мудрость (The Oldest Confession, 1958)
- Маньчжурский кандидат (The Manchurian Candidate, 1959)
- Аригато (Arigato, 1972) в русских библиотеках встречается под другим названием Последняя ставка
- Зима убивает (Winter Kills, 1974)
- Честь семьи Прицци (Prizzi’s Honor, 1982)
- Семья Прицци (Prizzi’s Family, 1986)
- Слава Прицци (Prizzi’s Glory, 1988)
- Император Америки (Emperor of America, 1990)
Фильмография
- Счастливые воры (The Happy Thieves, 1962)
- Кандидат от Манчжурии (The Manchurian Candidate, 1962)
- Талант любить (A Talent for Loving, 1969)
- Зима приносит смерть (Winter Kills, 1979)
- Честь семьи Прицци (Prizzi’s Honor, 1985)
- Маньчжурский кандидат (The Manchurian Candidate, 2004)