Английский писатель, драматург и сценарист, автор мистических триллеров и создатель увлекательных комиксов — Питер О’Доннелл, известен как создатель серии о Модести Блейз — агенте под прикрытием, женщины-героя без страха и упрека.
Питер О’Доннелл. Биография
Питер О’Доннелл (Peter O’Donnell) родился 11 апреля 1920 в Лондоне. С 16-ти лет стал подрабатывать журналистом в различных газетах и журналах, но профессиональным журналистом стал после Второй мировой войны. Начиная с 1938 года О’Доннелла призывают в армию и он служил унтер-офицером в отряде мобильной радиосвязи в Королевском корпусе. Его служба проходила в самых экзотических местах в Персии, затем в Сирии, Египте, Италии, Греции.
После войны возобновил свои занятия журналистикой. Увлекся написанием сценариев для комиксов, которые публиковались в газете Дейли экспресс, из наиболее известных комикс-версия о Джеймсе Бонде и докторе Но (Dr. No) и несколько созданных самим О’Донеллом персонажей — Tiger Tim, Chips и Captain Moonlight.
Начиная с 1953 на протяжении 13 лет работает над созданием британского комикса Гарт (Garth), С 1956 по 1962 годы издает популярный английский комикс Ромео Браун (Romeo Brown) о приключениях лихого частного детектива и дамского угодника. Вместе с ним над Ромео Брауном работает художником Джим Холдевей (Jim Holdaway).
В конце 1962 года О`Доннелл вместе с Холдевеем получил предложение о создании нового персонажа. Первые выпуск приключений суперагента Модести Блейз (или Скромняшки Блейз — Modesty Blaise) и ее преданного лейтенанта Уилли Гарвина, появились в London Evenibg Standart 13 мая 1963 года.
Комикс пользуется бешеной популярностью и в 1965 году Питер опубликует первый роман Модести Блейз. Книга как и комикс пользуется огромной популярностью, в результате О`Доннелл продолжил выпуск эпизодов этой серии. На протяжении почти 30 лет, О’Доннелл опубликовал 13 романов и сборников, многие из которых были экранизированы, но О’Доннелл был столь расстроен образами своей героине на экране, что пообещал больше не продавать права кинокомпаниям.
Яркий персонаж Модести Блейз вызвал волну подражаний в литературе и кино, например Никита и ее наставник из одноименного фильма во многом повторяют сюжетные ходы Питера О`Доннелла.
О`Доннелл получил известность в театральных кругах благодаря своей пьесе Убийство господина Фозергилла (Mr. Fothergill`s Murder), которая широко ставились в английских театрах в 1980-е годы.
После 1971 года он также публиковал под женским псевдонимом Мэйдлин Брент (Madeleine Brent) исторические любовно-приключенческие романы с налетом мистики. В основе сюжета были приключения сильных по характеру и предприимчивых женщин, которые в попадают в трудные ситуации в различных экзотических местах мира.
После 2001 году О’Доннелл завершает выпуск своих проектов с Модести Блейз. И постепенно завершает свою литературную деятельность и в других проектах, это был связано с болезнью Паркинсона, которой автор болел в последние годы жизни.
Питер О’Доннелл скончался 3 мая 2010 в Брайтоне.
О творчестве
Питер О’Доннелл ввел в мир шпионского романа сказочных персонажей — Модести Блейз, Вилли Гарвина и их помощников. Эти персонажи насколько популярны среди англоязычных читателей, что напоминают олимпийских богов. Удивительное совмещение смешной комедии с мрачным и жестоким фоном, позволило создать незабываемые образы и сюжеты. Провал фильма, поставленного по сюжета О’Доннелла, в прокате лишь усилил впечатление от Модести Блейз как мультипликационного персонажа, выросшего из красочных и увлекательных комиксов.
Фантастический характер серии придает умение героев выбираться из самых трудных и, пожалуй, невероятных ситуаций живыми, благодаря использованию физических навыков и импровизации, не полагаясь на высокие технологии. Со временем серия вырастила круг интересных героев, каждый из которых обладает уникальными способностями, которые в реальности кажутся фантастическими. Но особенно фантастический характер приобретают одиозные злодеи, борьбу с которыми ведет английская шпионка и ее друзья. Зло однако обладает намного более реальными чертами, например, злодеи не пощадили и саму Блейз, которая была несколько раз изнасилована.
Ее особые, платонические отношения с Вилли всегда остаются только дружбой, никогда не скатываясь до уровня секса. Любовные дела всегда остаются за пределами их дружбы, а их противники часто используют эту дружбу, словно ахиллесову пяту, догадываясь, что Модести и Вилли никогда не предадут друг друга.
В своем эссе Становление Блейз О’Доннелл рассказывал, что прототипом его героини стала девушка-беженка, которую он встретил в 1942 году в Северной Персии, во время службы в армии. Имя Блейз (букв. — скромная) О’Доннелл выбрал в подражание легенде о короле Артуре, где скромный стал героем, благодаря волшебному прикосновению мага. Подобным образом скромница-Блейз преобразилась в волшебную героиню благодаря волшебному гению Питера О’Доннелла.
Из статей
Модести Блейз и Уилли Гарвин
Одиннадцать романов и сборник коротких рассказов, главными героями которых являются очаровательная и смертельно опасная Модести Блейз и ее неизменный спутник Уилли Гарвин, непревзойденный метатель ножа, появились на свет благодаря небольшой газетной заметке да кинофильму. Первоначально Питер О’Доннел создал свою героиню Модести Блейз как персонаж для рассказа в картинках для одной из газет. Это случилось в 1962 году (и до сих пор он предпочитает наделять своих героев качествами, делающими из них почти сверхлюдей), и уже после этого он написал для Джозефа Луси свой первый сценарий. Фильм должен был называться Модести Блейз и имел весьма мало общего с той лептой, что потом появилась на экранах кинотеатров.
Позже Питер О’Доннел использовал этот сценарий в качестве основы, когда работал над своим первым романом о Модести Блейз. После этого он продолжает писать короткие рассказы в картинках для одной из газет и одновременно работает над целой серией романов, главными героями которой были Модести и ее неизменный спутник Уилли Гарвин. Романы имели шумный успех. Газетные рассказы в картинках требовали молниеносного поворота сюжета. В романах же он мог позволить себе возможность более детально поработать над характерами своих главных героев, сделать их более выпуклыми и живыми.
Лишь немногие авторы известных триллеров снисходят до того, чтобы объяснить своим читателям, где, когда и как их герои приобрели столь необходимые им познания в таких важных областях, как прицельная стрельба, подводное плавание или любовная интрига. В данном случае Питер О’Доннел является приятным исключением. Благодаря многочисленным отступлениям, которые то и дело встречаются в романах, благодарные читатели узнают то о сиротском детстве Модести в лагерях беженцев, то о смертельно опасной борьбе за выживание в юности в пустыне и горах Танжера, где она, с помощью беззаветно преданного ей Уилли Гарвина, умудряется уцелеть в сайгонской тюрьме. И не просто уцелеть. Нет, из крохотной кучки заключенных — бывших головорезов — им удается создать нечто грандиозное — международный преступный синдикат Сеть. И вот теперь они оба — и Модести, и Гарвин — богаты, давно ушли на покой… но все дело в том, что им безумно не хватает восхитительного ощущения нависшей над ними опасности, как наркоману — ежедневной дозы своего зелья. И поэтому на сцене время от времени появляется сэр Джеральд Таррант из Сикрет сервис.
На страницах романов О’Доннела Модести и Гарвин то и дело попадают в лапы злодеев. Обычно это происходит где-нибудь посреди пустыни или в самой гуще джунглей. Счастье неизменно улыбается им, и оба умудряются сбежать, прихватив с собой сразу нескольких товарищей по несчастью. Почти во всех романах кульминацией становится леденящее душу описание смертельно опасной схватки один на один между Модести и главным злодеем. Вкус к смерти (А Taste of Death) не является исключением. В нем автор сводит Модести с мастером поединков на мечах, а Уилли Гарвина — с непобедимым на первый взгляд великаном.
Питер О’Доннел мастерски создает свои финальные сцены — точь-в-точь так же, как королева детективов Агата Кристи свои знаменитые загадки; Венцель у него и в самом деле непревзойденный фехтовальщик, в романе Зуб дракона (Sabre Tooht) меткому снайперу достаточно доли секунды, чтобы успеть спустить курок; в Серебряной воительнице (The Silver Mistress) мастер рукопашной схватки оказывается намного сильнее отважной Модести. Она снова одерживает победу, но лишь благодаря незаурядному мастерству и уверенности в себе. Часто Питер О’Доннел позволяет читателям наблюдать за схваткой как бы со стороны, увидеть ее глазами своего героя. Чаще всего на эту роль он выбирает Уилли Гарвина или Тарранта — словом, того, кто может в полной мере оценить искусство героини, не переставая в то же время искренне переживать за ее жизнь.
Модести и Уилли, оставаясь верными своей дружбе на поле боя, так никогда и не становятся любовниками. О’Доннел предпочитает, чтобы вслед за его героиней тянулся целый хвост вздыхателей, а обаятельного Уилли и в прошлом, и в настоящем осаждала череда весьма колоритных дам, что часто придает его романам легкий комический оттенок, тем более что великолепная Модести явно имеет слабость к ярко выраженным интеллектуалам, неизменно мужественным, но абсолютно бесполезным, когда дело доходит до открытого надувательства, а Уилли до смешного часто поддается чарам девушек с какими-либо физическими недостатками. К примеру, первой из них становится слепая Дайна Пилгрим во Вкусе к смерти (позже она выходит замуж за прежнего возлюбленного Модести), за ней появляется одноногая леди Дженет Гиллиам в сборнике коротких рассказов, которая позже становится одной из ключевых фигур в Серебряной воительнице.
Как говорит сам О’Доннел, на свет может появиться еще один сборник коротких рассказов, но романов о Модести больше не будет. А может быть, это и к лучшему, ведь две-три из его последних работ отличаются явной надуманностью сюжета и достаточно шаблонными персонажами. Сюжет уже не развивается так быстро, как прежде, романам недостает и присущего О’Доннелу юмора, и той великолепной экстравагантности и самобытности, которые отличали его прежние книги.
Газетные рассказы в картинках прекратили свое существование уже в 1970 году вместе со смертью художника Джима Холлидея. Никто из его преемников, даже последний из них, некий испанец Ромеро, так и не смогли добиться успеха и ухватить присущую им специфическую смесь остроумного, беззаботного профессионализма и почти осязаемую ауру опасности, которая всегда отличала Модести Блейз и Уилли Гарвина.
Бо Ландин
Очаровательная Модести Блейз
В спорах о правдивости в шпионских романах стороны-оппоненты пеняют друг другу, что слишком многого хотят их противники, требуя от авторов правдивого изображения политических конфликтов современности и верной оценки сил, принимающих участие в этих конфликтах. Но изобличительная линия шпионской реалистической литературы и ряд романов детективного жанра свидетельствуют о том, что талантливый и честный художник, даже если ему и не удается полностью преодолеть ограниченность своей концепции, все же в состоянии верно показать хотя бы отдельные стороны общественных процессов. И отсутствие такого рода достижений в области шпионского романа должно привести нас к логическому выводу о том, что авторы этих произведений страдают отсутствием или таланта, или честности, или того и другого вместе.
Разумеется, в англо-американской массовой продукции встречаются и произведения, которые далеки и от обличительного пафоса. Авторы таких романов – иногда из чувств порядочности, иногда из коммерческих соображений – обращаются к описанию более нейтральных в политическом отношении ситуаций и доказывают своими книгами, что для создания шпионского романа (пусть даже и с буржуазных позиций) совсем не обязательно выдумывать красных шпионов и агентов Москвы. Характерный пример в этом смысле – роман Питера О’Доннела Модести Блейз (Modesty Blaise). Образ Модести Блейз получил широкую популярность благодаря самой книге, а также ее экранизации, причем в фильме роль всесильной шпионки исполнила Моника Витти. Причину такого успеха следует искать не столько в литературных достоинствах романа, сколько в свежести сюжетной находки. Наконец-то после целой галереи шпионов-мужчин, создаваемой в течение двух десятилетий, О’Доннел догадался придумать и героиню, не менее опасную и удачливую в шпионаже, чем мужчины. Модести Блейз служит в британской разведке. С помощью одного из сотрудников по имени Вилли она ведет борьбу против Страшного Карца, авантюриста высокого класса, решившего прибрать к рукам одно из государств. Речь идет о Кувейте: запасы нефти в этой стране могли бы обеспечить Карцу огромное богатство и неограниченную власть. К несчастью для Страшного Карца, автор выставляет против него на шахматную доску борьбы очаровательную, но не менее страшную Модести Блейз, которая, разумеется, выигрывает партию, сделав мат в несколько ходов.