Пирс Пол Рид

Пирс Пол Рид (Piers Paul Read), родился 07 марта 1941 года в Биконсфилде (Бакингеншир). Сын поэта и критика Герберта Рида. Образование получил в католическом колледже в Эмптоне; в Кембридже изучал политическую историю и философию, в юности интересовался марксизмом. Много путешествовал по Европе, был на Дальнем Востоке, в Африке. Жизненный опыт, особенно интерес к политике и католицизму, отразился в его романах. Герои Рида — люди мятущиеся, переживающие духовный кризис, их искания имеют религиозную и политическую окраску.

Начиная с первого романа Игра на небесах с Тасси Маркс (A Game in Heaven with Tussey Marx, 1966), в творчестве Пола Pида доминирует тема истории, разрушительный ход которой определяет судьбы отдельных людей, семей и целых стран. Внимание писателя обращено прежде всего на события Второй мировой войны. В Юнкерах (The Junkers, 1968) ее результатом становится гибель старинного рода померанских аристократов. На примере судьбы трех братьев предприниматель, дипломат и генерал вермахта показаны становление и крах нацизма, расчет с прошлым в послевоенной Германии. В романе утверждается неодолимость зла, меняющего свой облик в новых исторических условиях. В Полонезе (Polonaise, 1976) на фоне событий Второй мировой войны повествуется о судьбе писателя Стефана Корновского, представителя обедневшего аристократического польского рода, его метания от католицизма к коммунизму. Лишившись всего: родины, возлюбленной, веры, — он начинает путь назад — к Богу, к добру. В романе Свободный француз (The Free Frenchman, 1987) историческое повествование перипетии странной войны, оккупация Франции, эпизоды движения Сопротивления, освобождение страны де Голлем сочетается с элементами семейно-бытового романа история жизни французского аристократа.

Герои Пола Рида проходят путь от кризиса веры к постижению Бога. В романе Монах Доусон (Monk Dawson, 1970) католический священник, усомнившись в церковных догматах, слагает с себя сан и обращается к журналистике, надеясь таким образом помочь людям решить их социальные и семейные проблемы, но, ужаснувшись бесстыдства этой профессии, уходит в монастырь траппистов. В Выскочке (The Upstart, 1975) раскаянью грабителя эпиграф взят из Дневника французского католического писателя Ж. Грина: В каждом из нас есть грешник и святой способствуют беседы с ирландским священником. Протагонист Женатого человека (A Married Man, 1979; русский перевод в 1986), преуспевающий адвокат, испытывает неудовлетворенность своей благополучной жизнью и сомневается в искренности собственных переживаний, но лишь после гибели жены, читая ее письма к духовнику, понимает душу человека, жившего рядом, и, прозрев, надеется обрести искупление в служении Богу.

Нравственно-религиозная проблематика остается в центре произведений писателя и тогда, когда он идет по следам злободневных проблем молодежное движение в романе (Дочь профессораThe Professor’s Daughter, 1971; русский перевод в 1974; арабо-израильский конфликт в романе На третий деньOn the Third Day, 1991, и при изображении общественной жизни современной Великобритании. В романе Сезон на Западе (A Season in the West, 1988) политическая и литературная жизнь страны увидена гротескно — глазами писателя-эмигранта, «простака» из социалистической Чехословакии.

Документальная проза Пола Рида близка его романистике. Книга Живы! История выживших в Андах (Alive! The Story of the Ands Survivors, 1974) повествует о страданиях людей, попавших в авиакатастрофу и пытавшихся в течение долгих месяцев выйти к цивилизованному миру, о силе и слабости духа, о смысле веры и относительности морали вынужденный каннибализм: потерпевшие поедали тела умерших.

Элементы детектива и шпионского романа, присутствующие во многих произведениях Пола Рида, в 90-е годы определяют их сюжетную линию, что характерно и для многих других английских писателей. В Патриоте, попавшем в Берлин (A Patriot in Berlin, 1995) типично ридовские проблемы сопоставление христианства и коммунизма, историко-психологическая несовместимость Запада и России вписаны в конфронтацию русского философа и историка искусства, бежавшего из России, и генерала КГБ. Герой романа Рыцари креста (The Knights of the Cross, 1997) находит убийцу своего друга и одновременно обретает собственное я, утраченное в жизненной суете. По замечанию английского критика, Рид играет с тривиальным, но сам тривиальным не становится.

Произведения Пола Рида близки творчеству Грэма Грина католической ориентацией более ортодоксальной у Рида, интересом к политике и нравственной проблематике, использованием популярных жанров, придающих повествованию сюжетное напряжение.

И. Васильева

Оцените статью
Добавить комментарий