Интервью с Александром Запрягаевым

«Журнал Эллери Куина» — одно из самых известных периодических изданий, из когорты специализирующихся на публикации детективной литературы, в честь юбилея, 80-летия, объявил о проведении среди читателей викторины.
Вопросы этой викторины, на мой взгляд, представляют сочетание очень простых с невероятно сложными, ответы на которые могут знать только настоящие поклонники жанра и знатоки, которые хорошо знают историю журнала.
Более того, редакторы дополнили вопросы загадками из жизни Фредерика Даннея и Манфреда Б. Ли. Словом, я бы ответил на половину, но никогда бы не ответил правильно на все вопросы викторины.
Каково же было мое удивление, когда победителем викторины стал наш соотечественник — Александр Запрягаев. А потому я решил задать несколько вопросов Александру, чтобы узнать, в чем секрет его невероятной эрудиции, а заодно еще раз поздравить его с победой.
Итак, традиционные девять вопросов:

  • Александр, расскажите немного о себе?

Я аспирант-математик, работаю в Москве. Занимаюсь математической логикой и исследованиями формальных арифметик, дописываю диссертацию про интерпретации в слабых арифметиках. Также глубоко увлекаюсь филологией, особенно языков восточной Азии (историческое развитие японского языка и связанные с ним аспекты языкознания).

  • Откуда (С какого возраста) у вас появилось увлечение детективом?

Достаточно давно как помню. В старших классах школы уж точно. Думаю, многие вспомнят серию «Артикул-принта», в которой с именем Агаты Кристи на обложке выпускались разного рода писатели. Я пытался разобраться, почему так вышло и кого же в серии опубликовали, стал разбираться, наткнулся на Кристианну Бранд, Энтони Беркли, но вот когда я прочёл Джона Диксона Карра, это было уже навек.

  • Какие детективные романы / рассказы / авторов вы относите к любимым?

Мой любимый автор, безоговорочно, это Эдвард Д. Хох. Удивительная личность! Написал почти тысячу рассказов (а романов практически не писал), поддерживал надёжно высокий уровень, без труда создавал невозможные преступления, уверенно чувствовал себя, помещая действие своих рассказов по всему миру… Так, наверное, нет. Из западного детектива – конечно, ещё Джон Диксон Карр, Эллери Квин (правда, больше рассказы). Но главная моя страсть – уже давно детектив восточной Азии, особенно японский. Тут я могу перечислять бесконечно (начал даже недавно в твиттере серию постов про азиатских авторов, которых непростительно не переводят, планирую покрыть более сорока имён): здесь мой кумир – конечно, Асибэ Таку. Арисугаву Элиса очень ценю, а в восторг сейчас прихожу от молодого поколения. Эх, что творят Оояма Сэйитиро, Аосаки Юго, да тот же Ацукава Тацуми!

  • Читаете ли вы российские детективы? Может быть, назовете любимых авторов?

Уж и не припомню, когда в последний раз читал. Я и англоязычный давно, кажется, не трогал, кроме когорты авторов рассказов самого журнала Эллери Квина. Но новую финальную главу «Дела об отравленных шоколадках» за авторством нашего с вами коллеги-фаната детектива, пишущего и рецензирующего под псевдонимом «Роджер Шерингэм», читать обязательно. Открывает новый взгляд на роман, это точно.

  • Есть ли у классического детектива шанс на возрождение?

А он исчезал? Не было никогда такого момента, чтобы никто таких вещей не писал. А в том плане, чтобы он снова стал сверхпопулярен у читателей – да вроде сейчас с большим успехом возвращаются в печать многие старые авторы. Вы посмотрите, что творит серия Британской Библиотеки! На русском идёт помедленнее, но у нас выпустили «Смерть Иезавели» Бранд, за что нам завидуют буквально везде.

А вот для того, чтобы сильно поднялись новые авторы, мне всё чаще кажется, что исправить нужно две вещи. Почему, как вы думаете, у Японии получилось так сильно раскачать детектив? Уверен, что благодаря полному отсутствию во всей истории японского детектива феномена бегства в прошлое. Как ведь сейчас в англоязычном мире, да и у нас? Если детектив в классическом стиле, так непременно про первую половину прошлого века. Писать про настоящее – ДНК, камеры наблюдения, страшно. А ведь большие писатели Золотого Века, да даже Конан Дойль до них писали про свою современность! Вот в Японии так не прекращали делать никогда. А что будет, если намертво связать ассоциацией книгу в классическом стиле и ретро-подход? Получится, что классический детектив – это безопасный “cozy”, который на риски не идёт. Потому что ставки не могут заведомо быть высоки уже в силу того, что все события происходят сто лет назад. Мы не той читательской аудитории пытаемся продать детектив. Судя по тому, как любят маркетологи ставить «детектив с большим IQ» или что-то в этом роде на обложку, жанр-то востребован. Но продавать его надо не поклонникам Патрисии Вентворт, а читателям Дэна Брауна и скандинавского нуара. Теперь второе: писатели мало знают, чего жанр смог достичь. Не годится, если каждый в своём творчестве будет переоткрывать всё, начиная от Видока, на собственной шкуре, так до уровня Карра не дойти. А для этого надо больше публиковать, больше доставать старых авторов, а главное – больше переводить. Особенно переводить с японского, если бы авторы знали, сколько там невероятных вещей уже умеют делать, и сами бы научались подобному.

  • Нет ли у вас желания самому написать детектив?

Что ж нет, даже и пишется! Вот после этой викторины прямо возникло желание наконец привести в порядок, перевести на английский и отправить туда свой рассказ, который прямо уже есть. Идей много; их бы только записывать. Да и переводить рассказы для публикации я не против.

  • Вернемся к победе к викторине. А потому главный вопрос этого интервью: откуда вы знаете правильные ответы на все вопросы?

Да из разных мест. Например, биографические факты, связанные с кузенами Квинами, отлично изложены на сайте Курта Серку, где можно найти мельчайшие детали, если много поискать. Советую, чтиво захватывающее. Много вопросов так или иначе затрагивают Эдварда Д. Хоха, а связанные с ним детали я помню наизусть. Что-то можно выяснить просто внимательным изучением библиографии. А ещё читайте блоги детективных рецензентов, сейчас всё самое вкусное происходит там.

  • Читаете ли вы дополнительную литературу, посвященную детективу?

Читаю блоги. И обсуждения в таких группах, как фэйсбучная про Золотой век детектива. Если нужно выяснить какие-то впечатляющие факты, почему не спросить, скажем, просто у самого Мартина Эдвардса? Хотя книжку Эдвардса про Золотой век я читал. Ещё биографию Карра авторства Дугласа Дж. Грина очень советую.

  • И еще один традиционный вопрос. Может быть, вы хотели, чтобы я о чем-то вас спросил, а я пропустил этот вопрос?

Пожалуйста, спрашивайте меня «где публикация рассказа»! Терзайте, донимайте, только бы мне наконец уже вырваться из прокрастинации и превратить это участие в викторине в полноценную писательскую деятельность!

Оцените статью
Добавить комментарий