Здравствуйте Александр! Очень рад тому, что вы откликнулись на просьбу рассказать о серии Дедукция в виде интервью.
На Детективном методе, когда-то была рубрика 9 вопросов. Собственно 9 вопросов задавались известным современным писателям — Лоуренсу Блоку, покойной Сью Графтон, Энн Перри и другим. А теперь пришла пора отвечать на 9 вопросов издателям.
Как начиналась серия Дедукция? Я отлично помню ваши метания между журналом и книжным форматом в ходе работы над романом «Биг Боу», потом три года молчания и возрождение серии? Расскажите подробней о становлении, первых удачах и неудачах?
Первая удача — это сам по себе выход первой книги. Тяжело приниматься за новое для себя дело, тем более что у окружающих оно вызывало скепсис (неужели кто-то еще читает? да кому сейчас нужны книжки?) Но мне-то они нужны, так что рук не опускаю, и стараюсь что-то делать.
А первой неудачей можно назвать сложившуюся на тот момент ситуацию — когда я начинал работать над «Тайной Биг Боу» доллар стоил 30 рублей, но к тому моменту когда книжка вышла он стоил уже в два раза больше. Да и безотносительно общей экономической ситуации оказалось очень сложно объяснять людям что высокие цены малотиражек вызваны не моей жадностью, а совершенно не зависящими от меня обстоятельствами. Так что пришлось сделать паузу в ожидании улучшения ситуации, тем временем продолжая переводить «в стол». А когда оказалось что ситуация и не думает улучшаться, пришлось действовать несмотря ни на что.
Расскажите о себе. Где живете, чем занимаетесь в повседневной жизни? И откуда появилась идея стать издателем?
О себе ничего особенно интересного рассказать не могу — живу в провинциальном городке, нахожусь на пенсии. С издательским миром меня ничто не связывает (если только не считать любви к чтению).
Всегда думал что издавать книги это слишком глобальная затея, но как-то заметил что за рубежом классические детективы выходят чаще в небольших издательствах. Или даже очень небольших — на сайте одного такого издательства (http://ramblehouse.com/) рассказывалось как его основатель смог при помощи принтера и подручных материалов изготавливать книги. Вспомнился советский самиздат). Правда если причиной появления самиздата была цензура, то причиной появления современных малотиражников является коммерческая ситуация — многие книги невыгодно печатать массовым тиражом, тогда как среди узкого круга ценителей есть спрос.
Есть ли у серии Дедукция зарубежные аналоги?
Вышеописанные издательства сложно назвать прямыми аналогами — все-таки они переиздают подзабытых англоязычных авторов на английском же языке — возиться с переводом им не приходится. Но есть и более близкий аналог — американская серия LRI (Locked Room International), которую издает Джон Пагмайр. Ну, не совсем аналог, так как серия посвящена не классическому детективу в целом, а отдельной его разновидности — невозможному преступлению и тайнам запертой комнаты (когда интрига строится на том как преступнику удалось совершить нечто, на первый взгляд невозможное — например, покинуть надежно запертую комнату). Я такие загадки очень люблю, но не ограничиваюсь ими.
Каким образом, или по каким критериям вы выбираете книги для серии?
Люблю когда в сюжете есть загадки-головоломки, например вышеупомянутые запертые комнаты. Но загадки бывают и более традиционные, иногда сложно сформулировать в чем же они заключаются, но вот в последней главе выходит сыщик, объясняет кто виновник и хлопаешь себя по лбу — а ведь все улики были на виду, нужно всего лишь взглянуть на них немного под другим углом и вот она разгадка! Что-то подобное часто писали представители лондонского детектив-клуба — вот еще один критерий, хочется получше представить творчество членов клуба.
Какие книги в данный момент проходят процесс подготовки?
— Э.Чарльз Вивиан «Соучастие постфактум» (с запертой комнатой)
— Николай Слободской «Он приходит по пятницам» (тоже с запертой комнатой, хоть и менее выраженной, чем в дебютной книге того же автора)
— Артур Рив «Крейг Кеннеди, профессор–детектив» (а вот своеобразный поджанр — научный детектив. В начале ХХ века он был популярен — наука быстро развивалась и книжные сыщики ловили преступников при помощи новейших (на тот момент) изобретений. А сегодня этот жанр вызывает чувство ностальгии по тем временам когда передовая научного фронта представляла собой не что-то очень заумное, а нечто вполне домашнее — вроде наборов «Юный химик»)
— В.Л.Уайтчерч «Преступление у пруда Дианы» (А вот представитель, и даже один из основателей лондонского детектив-клуба)
— Анри Ковен «Расследует Максимилиан Хеллер» (Немного расширим географию серии — это французский детектив)
Какие книги хотелось бы издать? И что мешает этому?
Ой как много всего хотелось бы издать. Очень многие авторы вообще не переводились на русский, но если автор совершенно не известен не то что широкому кругу читателей, но даже ценителям, то выпускать его книги сложнее. Так что приходится чередовать совсем новых авторов с уже переводившимися. Да и переводившихся тоже хочется выпускать активнее, но на все нужны деньги… Как говорится в одной книге: «Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не смог окончить?».
Свои издержки я посчитал — оказалось что самостоятельно я могу выпускать по книге в четыре месяца, а с учетом даже небольших продаж и того чаще. Так что пока приходится выпускать по книжке в два-три месяца, но вот если продаж станет больше, то можно будет печатать книжки почаще.
Как родилась замечательная идея, голосовать за книгу?
Мою самодеятельность можно описать так: «Ищу единомышленников. То есть, тех, кто любит классический детектив, ждет выхода новых книжек и даже готов скинуться на переводчика». Так что читателей серии я рассматриваю не как потребителей, а как соиздателей. Ну, а если мы с ними условно говоря «скидываемся вместе», то и выбирать следующую книгу стоит вместе. Я одинаково люблю как невозможные преступления, так и прочие загадки. А вот каковы вкусы моих единомышленников я не знаю — так что будет честно провести подобное голосование. И анонсированные новинки будет честно выпускать не в порядке очередности, а в зависимости от интереса «соиздателей».
Появилась информация о подготовке книги Анри Ковена «Расследует Максимилиан Хеллер». Расскажите на конкретном примере историю одной книги. Откуда появилась идея издать эту книгу, чем вас привлекла именно эта книга, какие этапы в процессе подготовки она проходила?
Увидел что эта книжка переводилась на английский — в вышеупомянутой серии «LRI», что и вызвало интерес. Но как оказалось, тематика невозможного преступления в романе затронута очень поверхностно, так что анонсируя эту книжку у себя я даже не стал акцентировать внимание на том, чего почти нет. Зато в других отношениях книжка по своему примечательна — любители шерлокианы выдвигали предположения что Конан Дойл мог вдохновляться образом Максимилиана Хеллера — депрессивного социопата принимающего опиум, и владеющего уймой специализированных познаний. Да и по части переодеваний сходство можно проследить. Так что своего читателя роман вполне может найти.
И последний вопрос. О чем я забыл у вас спросить?
Думаю скорее о том что я мог бы полнее ответить на уже заданные вопросы. Почему я полюбил детектив, как отбираю книги для серии и т.д. — но обо всем этом так быстро не расскажешь, а многословно занудствовать не хочется.
К этому интервью добавлю, что вы можете заказать все книги серии Дедукция в Библиотеке Детективного метода.