Сегодня хотел бы вспомнить Петра Алексеевича Моисеева, отличного рецензента и критика, увлеченного поклонника детективного жанра. Утром в социальных сетях появилась новость о его кончине, а свидетельства лишь подтверждают печальную новость.
Мне будет не хватать его ироничных рецензий, освещающих новые переводы классиков детектива и проницательных советов относительно будущих исследований. Но не хочется плакать и думать о печальном, а потому попытаюсь с улыбкой вспомнить его образ.
В последнем письме он прислал мне отличный список рекомендацию — 10 лучших авторов классического детектива, который с его позволения размещаю на своем сайте.
Сперва, отдельным пунктом он пометил в этом списке двух авторов, чье присутствие не обсуждалось:
- Агата Кристи
- Гилберт Кит Честертон
Дальше следовали еще восемь рекомендованных авторов. Из письма понятно, что Петр Алексеевич расставил авторов не в алфавитном порядке, а согласно приоритету:
- Эдмунд Клирихью Бентли (Edmund Clerihew Bentley) — английский писатель-юморист, автор детективов, изобретатель поэтической формы Клерихью — юмористического стихотворения о какой-либо известной персоне. Прославившийся среди авторов детективов своим романом «Последнее дело Трента» (Trent’s Last Case, 1913), первым образцом классического детектива. Один из членов Детективного клуба с момента его основания в 1930 году и второй председатель клуба, сменивший на этом посту Честертона в 1936 году.
- Энтони Беркли Кокс (Anthony Berkeley Cox) — популярный английский писатель, автор нескольких популярных детективных романов Дело об отравленных шоколадках (The Poisoned Chocolates Case, 1929), Суд и ошибка (Trial and Error, 1937). Один из основателей «Детективного клуба». Опубликовал несколько криминальных романов под псевдонимом Френсис Айлз, которые стали предвестниками психологического детектива.
- Джон Диксон Карр (John Dickson Carr). И у Карра есть недостатки — в первую очередь чисто литературного плана (да и детективного часто тоже). Но — как и в двух предыдущих случаях, я ценю его за достижения, а не за провалы.
- Алан Александр Милн (Alan Alexander Milne) — английский писатель, автор знаменитых историй о Винни-Пухе. Написал один единственный детективный роман «Тайна Красного дома» (The Red House Mystery, 1922), который стал образцом жанра.
- Рональд Нокс (Ronald Knox) — несовершенен, но — достижения несомненны. Священник и писатель, автор нескольких детективов и создатель знаменитого Декалога.
- Альфред Александр Гордон Кларк, публиковавший детективный романы под псевдонимом Сирил Хейр (Cyril Hare). Хейр — прекрасный детективист, у него процент отличных произведений очень высокий (выше, может быть, только у Кристи и Честертона). А вот что касается этих двух романов [мы обсуждали «Трагедию закона» и «Чисто английское убийство»] — тут получилось очень интересная штука. Казалось бы, «Трагедия закона» вышла тогда, когда в Англии детективы ценили. Но — русский читатель оказался прозорливее: «Чисто английское убийство» гораздо лучше. Хотя, если сюжет «Трагедии» изложить иначе, может получиться детективнее, но в таком виде — чего-то не хватает. Слишком издалека автор заходит, слишком много бытовых подробностей; если не знать, так и не догадаешься (до определенного момента), что читаешь именно детектив. Правда, англичане прочли «Трагедию» за много лет до «Чисто английского убийства». Но ведь и тогда уже Хейр написал, например, «Жильца». Отличная вещь! — а соотечественники, если это, конечно, правда, проголосовали за «Трагедию» (впрочем, может быть, это и миф). Что касается «Чисто английского» — тут, надо сказать, заслуга не только наших читателей в целом, но и того, кто (к сожалению, не знаю, кто именно), понимая, что протолкнуть через советскую цензуру удастся только один роман Хейра, выбрал именно этот. Со вкусом был человек.
- Руперт Крофт-Кук, публиковавший детективные романы под псевдонимом Лео Брюс (Leo Bruce). Хотя у Брюса «Дело для трех детективов», конечно, выделяется на фоне остального — именно из-за него он и попадает на второе место — сразу за Кристи и Честертоном.
- Дороти Ли Сэйерс (Dorothy Leigh Sayers) — тоже писатель неоднозначный: правильно Кристи подметила, что после первых трех романов она начала меняться. Но — как минимум за «Чей труп?» ее можно поставить на то же место, что и Хейра с Брюсом.