Феваль Поль

Феваль Поль

Поль Феваль, наряду с Эженом Сю и Александром Дюма, стал одним из основателей романа-фельетона, привнесших в него как устоявшиеся штампы и клише, так и дерзость и величие. Благодаря большому числу произведений, насыщенным событиями рассказам и присущему юмору, Феваль занял видное место в французской литературе, играя при этом заметную социальную и светскую роль. «Если ты не пойдешь к Лагардеру, Лагардер придет к тебе!» — эта фраза и её создатель, герой-рыцарь Лагардер, известны многим. Этот персонаж занимает важное место в популярной культуре, сопоставимое с такими именами, как д’Артаньян, Рокамболь или капитан Немо. Лагардер — центральный герой романа «Горбун, или Маленький Парижанин», написанного Февалем. Именно Феваль, наряду с Дюма и Сю, а также в меньшей степени Понсоном дю Террайлем, возвел жанр романа-фельетона на новый уровень. Эти «четыре мушкетера» творили в одно время, создавая произведения схожего формата, оставив после себя богатое и разнообразное литературное наследие.

Поль Феваль. Биография

Поль-Анри Корентин Феваль родился 29 сентября 1816 года в Ренне, Бретань, что значительно повлияло на его творчество. Его отец был магистратом и католиком, но не имел существенных доходов, воспитывая пятерых детей. В десятилетнем возрасте молодой Феваль был отправлен в пансион Королевского колледжа Ренна. Во время революции 1830 года, покончившей с Реставрацией, юный Поль, убежденный монархист, провоцировал стычки, за что был отправлен в деревню к дяде для успокоения. Эта поездка оставила глубокий эффект, вдохновив его на использование бретонских пейзажей и кельтских легенд в его произведениях. Вернувшись в колледж в январе 1831 года, он получил аттестат зрелости в 1833 году и, позже, диплом адвоката в 1836 году. Однако проиграв одного из дел, он оставил юридическую карьеру и переехал в Париж.

Первое время его жизнь в Париже оплачивала мать. Однако спустя полтора года его безуспешных поисков работы она прекратила выплаты, возможно, надеясь на возвращение. Несмотря на крайнюю нищету, Феваль отказался возвращаться, довольствуясь редкими и низкооплачиваемыми работами, такими как расклеивание афиш или служба клерком у дяди-банкира. Современник, Эжен де Мирекур, описывал его бедственное положение: «Часы, одежда, белье, книги — всё продано или заложено. Стыдясь неудач, он не решается вернуться в Бретань, где его ждёт мать. Решив не быть ей в тягость, он остается в Париже, скрывая свою нищету за гордостью». Сам Феваль говорил об этой поре: «Те, кто хотят выбрать карьеру литератора, должны иметь львиную стойкость».

Его первые произведения не нашли признания, но вскоре он получил место корректировщика в журнале «Нувеллист», где публиковал статьи и создавал заметки под псевдонимами для энциклопедических сборников, работая над «Словарем для беседы». Первый рассказ Феваля увидел свет в 1839 году, но настоящую известность он получил благодаря «Клубу тюленей», опубликованному в «Ревю де Пари» в 1841 году. Антенор Жоли, директор «Курье Франсез», заметил его талант и попросил написать роман, аналогичный популярным «Тайнам Парижа» Эжена Сю. Получив неудовлетворительный перевод «Тайн Лондона» Рейнольдса, Жоли предложил Февалю переписать текст, что молодой автор успешно сделал. Роман публиковался с 23 ноября 1843 года по 12 сентября 1844 года под псевдонимом сэр Фрэнсис Троллоп и стал популярен почти наравне с «Тайнами Парижа», с 20 переизданиями и переводом на испанский.

После этого Феваль становится настолько востребованным писателем, что газеты начинают бороться за право публикации его произведений. Он создает такие успешные работы, как «Любовные истории Парижа», «Капитан Спартак», «Рыцари небосвода» и «Белый волк». В период революции 1848 года Феваль занимает пост редактора антипрогрессивных изданий «Здравый смысл народа» и «Национальное будущее», а затем переориентирует свои литературные проекты в более нейтральное русло, учитывая свою консервативную позицию. В 1854 году он женится на дочери своего врача, и у них рождается восемь детей. В 1857 году публикуется его самый известный роман «Горбун, или Маленький Парижанин».

Феваль продолжает успешно работать в жанре исторического романа, в котором сочетаются динамика и дерзость, а также создаёт современные рассказы и еженедельные хроники для «Парис-Журнал» (1868-1870). Помимо художественной литературы, он пишет восьмитомную «Историю секретных трибуналов» (1851). В 1862-1863 годах он издавал газету «Жан Дьявол», совместно с Теодором де Банвилем и Эмилем Габорио. В 1863 году он устанавливает дружеские отношения с Чарльзом Диккенсом, даже написав впоследствии его траурную речь для «Голуа».

Его светская и социальная активность носила значительный характер. Феваль был председателем «Общества литераторов» с 1865 по 1868 годы, а затем с 1874 по 1876 годы. В 1868 году он подготовил «Отчет о прогрессе литературы», где защищал роль романа, утверждая, что каждый достойный романист рассказывает важную главу истории человечества. Кроме того, он занимал пост вице-президента «Общества драматических авторов» в 1872 году и активно защищал авторские права. В 1865 году его наградили Орденом Почетного легиона, а в 1869 он стал офицером. Однако его попытки стать членом Французской академии провалились в 1873 и 1875 годах.

Крах Второй империи в 1870 году совпал со спадом его популярности, усугубленным финансовыми трудностями из-за неудачных инвестиций. Феваль считал, что поражение Франции в войне связано с утратой христианских ценностей, и погрузился в религиозное благочестие. В 1877 году он издал «Этапы обращения», после чего его произведения стали наполнены религиозным содержанием, включая такие работы, как «Копейка священного сердца» и «Паломничество в Туре». Он начал адаптировать свои прежние работы к церковным догмам, что негативно сказалось на его репутации. Эти переработанные произведения издавались католическим издателем Виктором Палм, и только они оставались доступными на протяжении долгого времени.

В 1880 году Поль Феваль стал жертвой мошенничества со стороны недобросовестного финансиста, что нанесло ему непоправимый материальный ущерб. Он страдал от гемиплегии, а после смерти жены в 1884 году его приняли братья Святого Иоанна Божьего. Забытый и страдающий от частых нервных приступов, которые привели к частичному параличу, Феваль умер 8 марта 1887 года в Париже на улице Удинот.

Его сын, Поль Феваль-младший, развивал наследие отца, создавая такие работы, как «Юность Горбуна» (1934), «Кокардасс и Паспойль» (1909), «Походы Лагардера» (1909), «Сын Лагардера» (1893, совместно с А. д’Орсе), «Близнецы из Невера» (1895, с А. д’Орсе), «Мадемуазель де Лагардер» (1929) и «Внучка Горбуна» (1931). Также он работал над сериями английских городских тайн, такими как «Бандиты Лондона», все из которых имели определенный успех.

О творчестве Поля Феваля

Феваль был невероятно плодовитым писателем, создав более семидесяти романов и множество новелл, которые часто объединялись в сборники, такие как «Капитан Спартак», «Бретонские рассказы», «Последние феи» и другие. Также он писал пьесы, многие из которых были адаптациями его романов, например, «Горбун: драма в пяти актах». Его работы читали представители всех слоев общества, от аристократов до рабочих. Однако после «обращения» к религиозной тематике его популярность среди широкой аудитории снизилась. Только спустя около полувека его творчество было переосмыслено и переиздано, начав с 1960-х годов. Адаптации для телевидения способствовали его признанию, а бретонцы вновь открыли для себя его произведения, связанные с их регионом.

Критики его времени относились к нему с недоверием. Сент-Бёв и Шарль Монселе нередко отзывались о нем пренебрежительно. Братья Гонкур в своем журнале называли его мещанином, удовлетворяющимся написанием фельетонов. Эмиль Золя тоже был беспощаден, утверждая, что Феваль в течение тридцати лет писал без серьезного литературного стиля. Тем не менее, когда его таланты признавали, это делалось с осторожностью. Например, Пьер Ларусс отмечал его богатое воображение и яркость стиля, но указывал на недостаток времени на его шлифовку и возможное отсутствие изысканности.

Поля Феваля часто критиковали за то, что оставался в рамках развлекательной литературы, будучи верным фельетонной форме. Его произведения, полные эпоса и пафоса, использовали множество шаблонов фельетона. Феваль осознавал это и иногда иронизировал над своей работой, как в «Фабрике преступлений», где он упоминал о своем стиле: «Согласно нашему неизменному обычаю, мы вернёмся назад». Он пытался изменить литературный стиль и писал более интимные произведения, такие как «Айме» (1858), «Роман полуночи» (1859), «Аннет Лайс» (1863) и «Парижская провинция» (1868-1869), но его всё равно ассоциировали с фельетонами.

Его произведения часто касаются повторяющихся тем, таких как родная ему Бретань. Будучи консерватором, Феваль поддерживал короля и церковь в своих романах. В «Тайнах Лондона» он защищает католическую Ирландию против протестантской Англии. Другой частой темой было захват наследства или узурпация личности, символизирующая, по его мнению, разрушительное влияние денег на все социальные связи. В его рассказах всегда можно найти тайные общества, детективные расследования и романтические приключения, привлекающие женскую аудиторию.

Как прирождённый рассказчик, Феваль создавал яркие декорации, героическое действие и множество персонажей, сталкивающих серьёзных героев с комичными фигурами. Юмор был важной составляющей его творчества, часто проявлялся через комизм повторений и отклонений, что предотвращало чрезмерную серьёзность и напыщенность. Это даже приводило к пародийным романам, как «Город вампиров» и «Фабрика преступлений».

Творчество Поля Феваля, несомненно, оставило прочный след в литературе своего времени и продолжает влиять и в наши дни. Его знаменитые работы, такие как «Горбун», «Белый волк» и «Фея грёз», по-прежнему доступны и популярны. В 1984 году создана «Великая премия Поля Феваля за популярную литературу» в его честь, инициатором которого выступила его правнучка, Сюзанна Лакайль. Шарль де Споэльберх де Ловеньоль отметил, что Феваль, «с его богатым воображением и разнообразием вдохновения», находится в ряду таких легендарных авторов, как Александр Дюма.

Горбун

Романтическое наследие Феваля богато и разнообразно, охватывая рассказы о мече и шпаге, городской детектив, бретонские сказки, фантастику и повествования о нравах. Выделяется его вклад в жанр рассказов о мече и шпаге, и «Горбун» является знаковым произведением этого жанра. Это произведение изначально публиковалось в 1857 году и приобрело популярность как среди взрослых, так и среди подростков XX века. История о том, как Анри де Лагардер спасает дочь Филиппа де Невера от злодея, использующего знаменитую «улыбку Невера», стала классическим примером борьбы за справедливость и честность.

Лагардер берет на себя защиту девочки и бросает вызов злодею: «Да, крикнул он, это дочь Невера! Иди же искать её за моим мечом, убийца! … Я тебя узнаю. И, когда придет время, если ты не придёшь к Лагардеру, Лагардер пойдет к тебе!» Этот сюжет, повествующий о защите невинности и правды, привлекает и трогает читателей, делая «Горбуна» произведением, которое продолжает вдохновлять и в наше время.

Эта последняя фраза, впрочем, стала одной из самых известных во французской литературе! Двадцать лет спустя, во время введения во время Регентства (1717) знаменитой системы Ло, этого финансиста, который пытался заменить золото бумажными деньгами посредством спекуляции, горбун помогает Гонзагу зарабатывать деньги и обманывать мать наследницы. Но каждый ведёт свою игру в этой истории. Которая, несмотря ни на что, всё-таки завершается хорошо.

Роман «Горбун» насыщен типичными для фельетона персонажами и сюжетами. Молодая девушка в беде, благородный рыцарь и коварный злодей вписываются в традиционные архетипы, создавая напряженные и драматические сцены. Феваль оживляет своё произведение второстепенными персонажами, такими как Кокардасс и Паспойль, которые вносят юмористические нотки и создают баланс в повествовании.

Реальные исторические фигуры, как Регент Филипп Орлеанский и другие, придают повествованию достоверность, соединяя вымышленное и историческое. Однако, в первую очередь, роман выделяется своим динамичным стилем, полным движения и загадочности. Это раздвигает рамки простого исторического романа, подчеркивая важность приключений, тайны и красноречия.

Юмор и преувеличение также играют важную роль, добавляя легкости и развлечения в текст. Яркий пример — сцена с Лагардером: «Это был Лагардер, красивый Лагардер, разбивающий головы…» — передает ощущение непринужденной силы главного героя.

История противостоит миру храбрости и ценностей, воплощенных Лагардером. Это дуэль между двумя мирами — миром интриг и беспорядков и миром достоинства и рыцарских добродетелей. Роман также включает в себя критику экономической системы того времени, отражая социальные реалии и противопоставляя их идеалам.

«Рассмотрим следующую картину: сегодня луидор оценивается в 24 франка; и завтра его стоимость останется неизменной. Между тем, 1000 ливров сегодня эквивалентны лишь 500 пистолям, но к завтрашнему вечеру их цена может вырасти до 2000 экю. Прочь старые, неподвижные деньги! Да здравствует лёгкая, как воздух, бумага, валюта с магическими свойствами, которая творит преобразования даже в самых укромных уголках кошельков».

Не стоит забывать о спекулянтах улицы Кинкампу в Париже. Эта книга яростно обрушивается на всемогущество денег, воспевая рыцарские традиции, дорогие Полю Февалю, и защищая тех, кто отличается от общей массы:

«Золото прекрасно! Золото молодо! Засевай поле золотом, горбун! Старик, засей своё золото, и ты пожнёшь молодость и красоту! Кто же это сказал, мойсеньор? Я осознал свою безумие и покинул то место. Я бродил по улицам, ища доброжелательный взгляд, который бы мне улыбнулся. «Горбун! Горбун!» – говорили мужчины, к которым я протягивал руку; «Горбун! Горбун!» – вторили женщины, к которым стремилась моя неиспорченная натура. «Горбун! Горбун! Горбун!» – слышалось повсюду. Какая странная шутка тех, кто утверждает, что золото правит миром!»

Успех «Горбуна» был поразительным, о чём свидетельствуют пять или шесть изданий за первое десятилетие. Автор вместе с Огюстом Анисета-Буржуа адаптировал произведение для театра, что также принесло ему известность. Позднее его сын, Поль Феваль-младший, продолжил эту историю (в период с 1895 по 1934 годы). Также стоит отметить многочисленные экранизации с участием Жана Маре и Даниэля Отёя. Книга неизменно остаётся в печати с момента первого издания, но слава «Горбуна» постепенно затмевает остальные работы автора.

Особенное место в творчестве Феваля занимают исторические романы. Хотя в них отсутствует глубокий политический и социальный анализ, они представляют ушедшую эпоху как феерию противостояния Добра, символизирующего древние традиции, и Зла, воплощённого в буржуазных амбициях. В одном из своих произведений он заявляет: «Когда Бог хочет жестоко наказать страну, он убивает настоящих господ, чтобы поставить на их место торговцев» («Сын дьявола»). Его произведения переносят читателя в различные исторические эпохи, расположенные как во Франции («Герцогиня Немурская», «Забальзамированный муж», «Причал железного лома», «Рыцарь Удача»), так и в других странах: Португалия («Рыцари небосвода»), Германия («Черный лес»), Испания («Капитан-призрак», «Король нищих») и Италия («Спутники молчания»).

Бретань

Основной акцент Феваля — Бретань — место его детства, символизирующая устойчивость католической традиции. Автор любит её морские горизонты, фольклор, легенды, пустоши и друидические руины. Бретонские пейзажи оживают в его произведениях, таких как «Фонтан у жемчужины» (1845), «Черный попрошайка» (1846), «Первая авантюра Корентина Кимпера» (1879) и «Бедный замок» (1877). Они также прослеживаются в его многочисленных рассказах, например, в «Бретонских сказках».

Особый интерес представляют два армориканских рассказа. Первый — «Белый волк» (1843), изображает мифическую Бретань XVIII века, где отважные обитатели противостоят французской власти. Этот рассказ об обманутом наследнике, возглавляющем группу нищих в кельтском лесу, быстро завоевал успех и был переведен на множество языков. Второй рассказ, «Фея с отмелей», разворачивается в XV веке в заливе Мон-Сен-Мишель и повествует о краже наследства и наказании злодеев через атмосферу, созданную сюжетом:

«Как только лёгкая пелена тумана покрывает равнину Болот, невозможно различить, где отмель, а где твёрдая земля. Справа и слева — одинаковая непроглядная и немая пустота. Земля не подаёт признаков обитаемой местности, и кажется, что дорога пролегает между двумя океанами. Это явление прошлого с его призраками, как умирающий мир с его тенями, возникающими из ночи».

Этот рассказ погружает читателя в атмосферу феерии и волшебства, не прибегая к явной фантастике. Секрет заключается в создании особой атмосферы. История была высоко оценена критиками, даже спустя годы: «Историческая реконструкция, обрамленная яркой литературной формой, оставляла у читателя, восприимчивого к ностальгии о прошлом, полное очарования впечатление», — отмечал журнал «Понимание» 1 января 1910 года.

Фантастика

Однако в творчестве Поля Феваля присутствует и элемент фантастики. Хотя он занимает не столь значительное место, три произведения, опубликованные с 1856 по 1875 год, ярко демонстрируют его подход: «Драмы смерти» предлагают серьёзный взгляд на эту тему, «Рыцарь Тьмы» — её пародию, а «Город вампиров» — подражание Э. Радклифф,» поясняет Даниэль Компере, специалист по популярной литературе. Эти произведения используют готическую тематику, которая к тому времени уже шла на спад, и обрабатывают её с легким юмором.

В «Городе вампиров» мы следим за Энн Радклифф, вдохновлённой англосаксонской автором «Тайн Удольфо», которая в своей пародийной и комичной манере противостоит слугам зла. Примечателен подзаголовок произведения: «Счастье писать чёрные романы», и он наглядно иллюстрирует его содержание. В этом рассказе вампиры заведены словно автоматы: «Для этого священник вставляет ключ в дырочку на левом боку груди и заводит их…». В другом рассказе — «Вампир» — графиня смешивает свои злодеяния с политическим заговором, прячась за легендой о кровопийце. Феваль также ловко играет со словами:

«Это слово, привлекающее беспокойные умы, любопытных, жаждущих, женщин, молодых и всех любителей ужасов, это – ВАМПИР».

Социальные романы

Помимо исторических, псевдофантастических и бретонских рассказов, Феваль также известен своими романами о нравах. Хотя они не столь популярны, автор сам их высоко ценит, особенно такие произведения, как «Мадам Жиль Бла» (1856-1857) и «Алиция Паули» (1848), посвящённые любовным переживаниям. Он также создаёт современные сатиры, такие как «Выскочки» (1852) и «Убийца тигров» (1853). В «Серебряной челюсти» он изображает Ренн во время Реставрации, а в «Аннет Лайс» страстная любовь побеждает социальные нормы. В этих работах Феваль мастерски использует каустический юмор, чтобы высмеивать финансовые амбиции, семейные отчуждения и чванство буржуазии.

Другой значимый аспект его творчества — современные городские тайны. «Любовные истории Парижа» (1846) входят в серию «Тайны Парижа», но Феваль отклоняется от широкого социального полотна, как у Эжена Сю, сосредотачиваясь на личных драмах. Первый большой успех, принесший ему известность, — «Тайны Лондона». В этом обширном романе рассказывается о приключениях Рио-Санто, денди, который скрывается под маской главы преступной банды, готовой на революцию для освобождения Ирландии от британского владычества. Сюжет переполнен интригами, преследованиями, убийствами, похищениями, фальшивомонетчеством, пиратством и тайными обществами, создавая динамичное повествование в духе Лондона, описанного Чарльзом Диккенсом. Поль Моранд отмечал в 1933 году:

«Ни одна книга не передает лучше волшебство преступного тумана, чем «Тайны Лондона». Это произведение, местами балзаковское, временами увлекательно нелепое, насыщенное цветом и атмосферой, передает фантастический Лондон…»

Другие романы Феваля исследуют геополитические реалии его времени, такие как «Квитанция полуночи» (1846), в которой снова развивается противостояние Ирландии и Англии посредством действий тайного общества Молли Магуайрс, и «Сын дьявола» (1846), повествующий о мстителе.

Цикл «Черные одежды»

Серия «Чёрные одежды» составляет ещё одну важную часть творчества Поля Феваля. Это эпопея о преступной деятельности банды головорезов, написанная между 1863 и 1875 годами. Серия включает восемь романов: «Чёрные одежды», «Стальное сердце», «Иерусалимская улица», «Невидимое оружие», «Мамаша Лео», «Глотающий сабли», «Охотники за сокровищами» и «Банда Кадэ». Действие происходит в период Реставрации, когда банда «Чёрные одежды», возглавляемая полковником Боццо, наводит ужас на население, занимаясь кражами и незаконной торговлей.

Первый роман рассказывает о заговоре, который направлен против ремесленника, и его мести «Чёрным одеждам». В последующих книгах описываются продвижение одного из членов банды, их разнообразные операции, покрываемые полицейским, конфликт между судьёй и Боццо, а также жизнь преступника, воспитанного в цирке, и поиск сокровищ. Вместо реалистичной социальной картины той эпохи, Феваль предпочитает драматические повороты сюжета, неожиданные события и параллельные истории с множеством персонажей из самых разных слоев общества. Это позволяет ему создать многослойное изображение времени и места, насыщенное театральностью и неожиданностями, изображая могущественное преступное тайное общество.

Стиль Феваля наполнен страстью и часто достигает лиризма.

Детективный роман, начавший формироваться в то время, оказал заметное влияние на творчество Поля Феваля. В 1864 году Эмиль Габорио опубликовал «Дело Леруж», и «Тинтамарр» отметил в рецензии: «Это мистическая история, насыщенная правдоподобием, за которой мы следуем, как за современным уголовным делом в суде присяжных. Г-н Поль Феваль демонстрирует оригинальность и энергию рассказа без использования жаргона в описании тайн Парижа».

Некоторые отзывы были более сдержанными. Например, в 1863 году «Маленький обзор» описывал: «История излучает аромат знаменитых дел, что порадует читателей, жаждущих эмоций; но автор злоупотребляет модным приемом, откладывая финал в следующие сочинения». Более чем через столетие, в 1987 году, Фрэнсис Лакасин написал в предисловии к «Чёрным одеждам»: «Феваль сыграл важную роль в освобождении популярного романа, который со временем станет детективным. Уже на заре жанра он интуитивно выбрал новаторский путь: роман о социальной реальности, подчиненной насилию ради интересов; зеркало цивилизации, где преступление окупается».

Хотя Поль Феваль до сих пор известен как создатель Лагардера, многие его произведения постепенно были забыты. В последние годы они были переизданы, особенно, посвященные Бретани и фантастические произведения. Это свидетельствует о его величии как народного писателя.

Жюль Лермина также писал, что «М. Феваль был одним из великих развлекательных авторов нашего времени». «Фигаро» называл его «мастером рассказа, ярким и неисчерпаемым, способным захватить внимание читателя». Однако в эпоху Феваля литературный мир во многом его игнорировал. Эдмон Бире отмечал в 1888 году, что «критики не замечали Феваля как настоящего романиста, щедро создающего свои бесчисленные, полные энергии и иронии, истории».

Оцените статью
Добавить комментарий