Лео Мале – французский писатель, отец французского нуара, автор серии романов о Несторе Бюрма и серии Новые Французские тайны. Мастерская работа с языком, использование сленга и мрачные описания за что его сочинения получили название трехцветный черный роман.
Лео Мале. Биография
Лео Мале (Leo Malet)1 родился 7 марта 1909 года в Монпелье. Его родители, Гастон и Луиза Мале и младший брат умерли от туберкулеза, едва Лео исполнилось четыре года. Сам он избежал заражения, поскольку был слишком большим, чтобы как младший брат оставаться в кровати. Маленького Лео приютил дед, которого писатель описывает как законченного пролетария. Именно дед привил внуку любовь к чтению. Среди любимых авторов будущего писателя были Александр Дюма и Мишель Зевако. Мале получил неполное среднее образование, и всему в жизни научился сам. Был вынужден зарабатывать себе на кусок хлеба, а потому сменил множество профессий (мойщик в ресторане, кочегар в котельной, мелкий клер в банке, журналист, актер). Увлекся поэзией и популярной музыкой, писал стихи и тексты песен, сошелся с местными анархистами. Зарабатывал от случая к случаю, помогал торговать тканями, устроился служащим в банк, а по воскресеньям продавал анархистские газеты.
В 1925 году в возрасте шестнадцати лет Лео Мале перебрался в Париж, где устроился певцом в кабаре Коровье бешенство (La vache enragee) на Монмартре. Здесь будущий писатель познакомится с рядом известных личностей в анархистских кругах. Спустя несколько месяцев он был арестован за бродяжничество и отправлен обратно в Монпелье. Но мечта вернуться в столицу осталась. В родном городе молодой человек много работает: менеджером по продажам модного журнала, продавцом газет, офисным служащим, литературным негром, статистом в кино. Ему удалось накопить небольшую сумму денег, и он вновь едет в Париж в 1929 году.
В столице Франции благодаря своим накоплениям открыл большое Кабаре поэтов-висельников (Cabaret du poete pendu). Его компаньонкой, а впоследствии и женой стала Полетт Дусе (Paulette Doucet). Однажды Мале случайно купил газету Сюрреалистическая революция и вдохновленный идеями сюрреализма отправил несколько своих стихов на рецензию Андре Бретону. Вскоре молодого поэта пригласили на заседание сюрреалистической группы. Мале много работал, поэтому редко бывал на встречах, зато всегда восторженно и активно участвовал в различных совместных мероприятиях и обсуждениях. За эти годы он выпустил несколько поэтических сборников, написанных в стиле автоматического письма. С началом Второй мировой войны Полетт намеревалась остаться в Париже, а Лео собирался вслед за другими сюрреалистами отправиться в изгнание. Помешал случай…
В апреле 1940 года в присутствии Жака Превера как свидетеля Полетт Дусе и Лео Мале обвенчались. А спустя несколько дней Лео арестовали французские власти за его участи в сюрреалистическом кружке, чья деятельность воспринималась как подрыв основ государства. Его отправили в тюрьму на окраине Парижа, а через несколько дней освободили вошедшие немецкие войска. Денег на проезд у него не было, поэтому Мале отправился домой пешком, и вторично угодил под арест, поскольку в нем заподозрили военного дезертира. Немцы отправили его в лагерь, расположенный между Бременом и Гамбургом.
Во время пребывания в лагере Мале пришла в голову идея написать историю об убийстве в лагере для военнопленных. Здесь же он сдружился с лагерным врачом, большим поклонником сюрреалистов, который помог ему получить освобождение по состоянию здоровья. После возвращения в Париж, один из его друзей, Луи Шеванс (Louis Chevance), известный сценарист, работавший с Анри-Жоржем Клузо, предложил Мале написать полар, так французы называли полицейский детектив, для издательства Миньюи (Minuit). Немецкие власти запрещали переводить и издавать британских или английских авторов, потенциальных противников, поэтому французские издатели шли на хитрость. Они издавали романы французских авторов под англоязычными псевдонимами. Уже до войны во Франции невероятной популярностью пользовались крутые детективы американских писателей.
В трудное время деньги лишними не бывают, и Мале взялся за написание детективов. Первым его персонажем был Джонни Метал (Johnny Metal)2. Действие первых детективов разворачивались в США, а Мале пытался подражать стилю Дэшила Хэммета, но поскольку достать его романы в период оккупации было невозможно, ориентировался на американские фильмы, которые он смотрел в узком кругу друзей. Детективы Мале пользовались популярностью, и вдохновленный успехом, он переносит действие детективных историй во Францию, на родную почву. Первые романы он публиковал под псевдонимом Фрэнк Хардинг (Frank Harding), а затем последовали Жан дю Сельневэ (Jean de Selneuves), Лионель Дусе (Lionel Doucet), Омар Рефрижер (Omar Refreger) и Лео Латимер (Leo Latimer), прежде чем он начал публиковаться под собственной фамилией.
Лео Мале известен благодаря тому, что был первым французским автором использовавшим элементы нуара в своих романах, а также — первым, кто описал французского героя проводящего расследование во Франции. Первым детективом французской национальности стал Нестор Бюрма (Nestor Burma) по прозвищу Динамит из детективного агентства Фиат Люкс (Fiat Lux). Первый роман о Несторе Бюрма вышел в 1943 году, в нем Мале рассказал историю, придуманную еще во время его интернирования, а назывался роман Улица Вокзальная, 120 (120, rue de la Gare).
Черные образы антигероев сближают его произведения с образцами готической литературы, его убийцы таинственные люди, души которых чернее душ оккупантов, а убийства происходят в почти фантастических черных местах. После окончания войны Мале продолжает серию, создавая своему герою биографию, манеры и привычки. Постоянными спутниками сыщика становятся комиссар полиции Флоримон Фару (образец дурака-полицейского), репортер газеты Крепюскюль Марк Кове – помощник и биограф детектива, этики доктор Ватсон. В агентстве Бюрма работает секретарем молодая и прелестная девушка – Элен Шатлен, у которой с шефом складываются дружеские, чуть ироничные отношения, окрашенные легким флиртом.
Сам детектив Бюрма довольно непривычный герой, поскольку он постоянно иронизирует над собой, для нас читателей ироничного детектива это привычно, а для читателей 60-х годов это было внове. Сыщик всегда докапывается до истины, но до этого он проходит через множество страшных и ужасных историй, бродит по городу полному трупов и частенько получает по голове, что только стимулирует умственные способности героя. После прочтения всегда удивляешься, как этому человеку удалось уцелеть в вихре кошмарных событий.
В период с 1943 года по 1949 Лео Мале написал семь детективов о Несторе Бюрма, по роману за год. В начале 50-х годов интерес к романам о Несторе Бюрма упал, и издатель отказался продолжать серию. Чтобы прокормить семью Мале идет работать фасовщиком книг, поскольку у него нет никакого образования. В 1954 году Лео Мале засел за сочинение новой серии о Несторе. Главная идея новой серии была в том, что действие романа разворачивалось в одном из округов Французской столицы, таким образом, Мале планировал описать весь Париж. Писатель работал над новой серией с невероятной скоростью, закончив за четыре года 15 романов. Его редактор Робер Лаффо (Robert Laffont) предложил для серии звучное название Новые Парижские тайны, по аналогии со знаменитым романом Эжена Сю. В 1959 году Мале внезапно прервал написание серии. Неописанными остались пять округов Парижа, известно, что среди пропущенных округов был №7, в котором находилась Эйфелева башня. Прервалась она из-за болезни и смерти любимой женщины, которая была главным вдохновителем автора. Мобилизация сына на войну в Алжир, окончательно лишили Мале авторских способностей. На протяжении трех лет Леон работает в издательстве рерайтером, и переписывает народные романы XIX века. После неудачной попытки организовать букинистический магазин, Мале возвращается к литературному труду.
Детективные романы Лео Мале пользовались у французских читателей большой популярностью, его книги издавали и переиздавали вновь и вновь, тогда как писатель работал все меньше и меньше. Возможно, поводом для этого стал случай, который он упоминает в своей автобиографии 1988 года. Мале рассказывает, что активисты восстания мая 1968 года, разобрали брусчатку Латинского квартала и использовали ее как оружие, а когда та закончилась, обнаружили в букинистическом магазине на берегу Сены старые издания его романов и воспользовались ими. По рассказам друзей, Мале после этого отказался от чтения, постоянно впадал в депрессию и, в конце концов, уединился со своей больной женой в поместье в пригороде Парижа.
В своих интервью он распалялся на людей и постоянно искал виноватых. У него начали проявляться расистские наклонности. Например, в интервью 1985 года он с пылом кричит: Арабы сделали из меня дерьмо. Но это нисколько не умаляет его вклад во французскую и мировую детективную литературу.
С 1962 года на протяжении шести лет Мале выпускает продолжение своего цикла о Несторе Бюрма, которые увлекательны и интересны, но суть и характеристики героев остаются неизменными.
После 70 года его романы переживают второе рождение, благодаря переводам на иностранные языки, многие экранизируются. Лео Мале становится своего рода патриархом французского детектива, а молодые детективные авторы подражают мрачному стилю Мале. Популярные полицейские сериалы, добираются и до Нестора Бюрма, в 1991 году выходит мини-сериал с Ги Маршаном в главной роли, основанный на сюжетах сочиненных Мале. 3 марта 1996 года автора не стало, он не дожил 4 дня до своего дня рожденья.
Мале был первым писателем награжденным Гран-при полицейской литературы (Grand prix de litterature policiere) в 1948 году. После этого он неоднократно получал различные литературные награды на протяжении всей своей жизни. Когда 3 марта 1996 года Мале скончался не дожив несколько лет до своего 87-го дня рождения, французская пресса с характерным для французом юмором писала, Скончался отец французского романа-нуара … в постели, шутливо обыгрывая, что сочинитель детективов умер от естественных причин.
Через какое-то время ему приходит идея для новой серии романов, где главным героем должен был стать не человек, один из двадцати округов Парижа. В 1954 году выходит первый из романов серии (Новые Парижские тайны). Действие в романах ограниченно пространственными рамками округа, а топография или известные места служат подспорьем для раскрытия преступления. За шесть лет Мале написал 15 романов из этой серии.