Французский писатель Тьерри Жонке, автор политических детективов, известен как автор 20 сенсационных романов.
Биография
Тьерри Жонке (Thierry Jonquet) родился 19 января 1954 года в Париже, где и прожил до своей смерти. Учился в лицее Карла Великого, а затем на философском факультете в Университете Кретей. После окончания работал в центре детской нейропсихиатрии и был назначен ответственным за класс спецобразования в северо-восточном пригороде Парижа.
В студенческие годы работал продавцом стирального порошка, ремонтировал дороги, доставлял свадебные шляпы. Получив образование в области нейропсихиатрии работал в различных больницах и преподавал. Наконец он вел курсы французского языка для молодых правонарушителей в рамках принудительного образования.
Литературная карьера началась у Жонке с двух рассказов, вдохновленных его больничными опытами. В «Бал обломков» (1984): Фредо, ощущающий себя плохим санитаром в гериатрическом учреждении, знакомится с пациентом Альфонсом Лепойнтре, гангстером старой закалки. Вместе они планируют ограбление богатой пенсионерки во время костюмированного бала. Юмор сквозит, но описание этих «дворов смерти» и судьбы их обитателей безжалостно, бескомпромиссно, типично для «стиля Жонке», который можно встретить в первом романе.
В 1982 году публикует свой первый роман Память в клетке. Синтия, подросток, готовит незаметно для всех страшную месть врачу, который, допустив ошибку, сделал из нее слюнявую тень, обитающую в инвалидной коляске в специализированном институте, куда ее поместили родители. В романе «Тарантул» (1984) Жонке вновь обращается к своей любимой теме — мести. Хирург Ришар Лафорг преследует и ловит Винсента, насильника своей дочери, сошедшей с ума. «Большое искусство в кошмарной тьме», — пишет Мишель Лебрю.
Успех приходит после четвертого романа Красавица и чудовище опубликованного в 1985 году. Роман основан на реальном событии. В своим романах по признанию автора он пытается установить связь между насилием в реальности и насилием в литературе. Жонке пишет, что его романы — это чистое воображение, но опираясь на реальные факты именно так творчество обретает полную свободу. Квартира в большом жилом комплексе на окраине Парижа постепенно заполняется мешками с бытовыми отходами. Ее достойный арендатор, учитель, полагает, что таким образом сможет скрыть морозильник с телом своей жены. Совершаются другие преступления, чтобы этот секрет не был раскрыт. История, построенная по схеме, уже использованной в ранних романах, последовательно пересказывается различными персонажами, определенными с разных точек зрения. Несмотря на ужас, повествование подается с юмором. «Красавица и чудовище» отмеченный большой популярностью среди читателей и наградами со стороны критики, был выбран в качестве 2000 номера для публикации в «Черной серии» и отмечен призом «813».
В романе «К жизни вечной» (2002) Тьерри Жонке размышляет о статусе тела в нашем обществе; тело, татуированное, манипулируемое, клонированное, истязаемое, разделанное или выставленное на показ завороженной публике. Анабель, молодая женщина, работающая в магазине татуировок, пирсинга, брэндинга (шрамирование при ожоге), подружилась с господином Джейкобом, пожилым, обходительным и образованным человеком, работающим гробовщиком. В то же время, старик по имени Рудери готовится выйти из тюрьмы, где провел сорок лет за совершение ужасных преступлений. Одна из девочек, которую он когда-то искалечил, стала женщиной, мечтающей лишь о мести. Олэй, наемный убийца, которого она нанимает, будет преследовать Рудери и обнаружит странную связь, которая связывает его с необычным господином Джейкобом. Эта бескомпромиссная книга, заимствующая множество тем из готического и фантастического романа, позволяет Жонке размышлять о связи человека с современной смертью. Сюжет романа «Мой старик» (2004), который разворачивается в парижском районе Бельвиль во время жаркого августа 2003 года, смешивает различные истории, представляя персонажей, связанных неудачей или изоляцией. Среди них, Ален Колмон, неудавшийся писатель, зарабатывающий на жизнь созданием сценариев для телевидения. Когда он должен оплатить очень дорогостоящую операцию своей дочери по пластической хирургии, необходимую после несчастного случая, который ее изуродовал, администрация требует от него возместить расходы за госпитализацию его отца (который оставил его в детстве), страдающего болезнью Альцгеймера. Ален Колмон, не намерен оплачивать такой счет за отца, которого он не видел сорок лет, вскоре не остается равнодушным к идее, что его «старик» вскоре может стать одной из тысяч жертв жары… Реалистическое повествование, где аспект детектива отходит на второй план, также является трогательной данью ущербным.
Под псевдонимом Рамон Меркадер, известного как убийца Льва Троцкого, Тьерри Жонке выпустил три романа, вдохновленные текущими событиями. «Из прошлого делаем табулу раса» (1982) рассказывает о проблемах Рене Кастела, генерального секретаря партии, с собственным прошлым. Участвовал ли он в вишизме во время Второй мировой войны? Кто заинтересован в удержании его на занимаемом посту до такой степени, чтобы совершать убийства? Хотя повествование упоминает вымышленную партию, не трудно было угадать, Коммунистическая партия Франции того времени было в центре внимания, так что Жан-Патрик Маншетте пишет: «Сталинисты пожинают то, что они зарыли: разрушительная собственно-агит-проп». «Беги не так быстро, товарищ, старый мир впереди тебя!» (1984) основан на похищении барона Эпэна, и описывает путь трех потерянных, в поисках великих дел, ставших шпионами. «СССР Go Home» (1985), который упоминает советскую оккупацию в Афганистане, рассказывает о наркотрафике, в котором замешаны ЦРУ.
В этих романах он воплощает свои левые идеи, будучи приверженцем борьбы рабочих и участником Революционной коммунистической лиги.
Смешение пылких приключений пикара и исторического черного романа, «Тайна раввина» (1986), гигантская охота за сокровищами, представляет другую сторону таланта этого писателя, одного из самых одаренных своего поколения.
Жонке также отметил 30-летие майских событий 68 года, выпустив роман «Красное — это жизнь» (1998), красивый любовный роман в форме хроники 1968-1973 годов глазами двух подростков. Сценарист для телевидения, он написал в частности несколько эпизодов сериала «Судья — женщина». Под псевдонимом Мартин Эден он является автором двух новеллизаций серии «Дэвид Лански».
Романы Жонке очень кинематографичны. Именно персонажи романа Диггеры (Les Orpailleurs) породили появление телесериала Бульвар дю Пале. А в 2011 году известный испанские режиссер Педро Альмодовар снял по сюжету его книги Тарантул фильм под название Кожа, в которой я живу. Это единственная книга переведенная на русский под названием Тарантул, или Кожа, в которой я живу.
Его романы неоднократно были отмечены литературными премиями и регулярно становились лидерами французского детектива.
Тьерри Жонке скончался 9 августа 2009 года в Париже. В 2011 году был издан неоконченный роман Жонке — Вампиры.
О творчестве
Красавица и чудовище
Совершенно сознательно использует элементы полара как наиболее адекватный и выразительный способ художественного воплощения социального пессимизма молодой писатель Тьерри Жонке в романе Зверь и красавица (La Bête et la belle, 1985). Эта книга вышла в знаменитой Черной серии под номером 2000. Автор рассказал корреспонденту газеты Монд, что источником его сюжета послужила газетная информация об одном необычном случае: чета молодых служащих, всегда безукоризненно одетых, аккуратных и пунктуальных в работе, превратила свою квартиру в настоящую помойку, забив ее мешками с мусором так, что пришлось вмешаться властям из-за неприятного для соседей запаха. В этом явно патологическом эпизоде Тьерри Жонке усмотрел своеобразный символ полного упадка между социальным и личным поведением, разрыва, типичного для современного общества.
Герой книги — школьный учитель, называемый в тексте Виновный (его имени автор не сообщает), пережил тяжелую жизненную драму: от него ушла любимая жена. Ирен презирала его за то, что он не сумел добиться более высокого престижного положения, сдать, например, конкурсный экзамен на должность инспектора учебного округа. Виновный приглашает к себе жить старика — нищего бродягу Леона, никому не нужного, всеми презираемого.
У героя романа есть страсть — он коллекционирует игрушечные модели железных дорог и автомашин и играет ими дома, при этом рассказывая старому Леону свою жизнь и записывая все на магнитофонную ленту. По его рассказам получается, что Ирен не ушла от него, а он убил ее и сунул в холодильник. Чтобы скрыть вымышленное преступление, он завалил всю кухню мусором и стал постепенно заполнять остальные комнаты мешками с отходами. Осталось лишь небольшое пространство в передней, где они с Леоном и живут, задыхаясь от вони разлагающихся продуктов. Он поведал также своему собеседнику, что убил и старуху портниху, наведавшуюся узнать об Ирен, мальчика соседа снизу, который приходил вернуть инструменты, а также приказчика из мясной лавки, заходившего к ним. Сделал это он для того, чтобы те не выдали его. Все эти люди действительно погибли. Ведя такую жизнь и такие странные разговоры дома, на работе Виновный появляется всегда в идеально выглаженном костюме, в чистой рубашке и считается хорошим, опытным, добросовестным педагогом. Но однажды к нему пришел новый муж Ирен за какими-то забытыми ею вещами. Между ними завязалась драка. Виновный убивает соперника, но тот, защищаясь, смертельно ранит его. Старый Леон убегает из дома, оставив открытой дверь, что и привлекло внимание жильцов.
Собственно, с этого момента и начинается повествование. Мудрый, спокойный и человечный полицейский комиссар Габлу (подчеркнуто похожий на Мегре) ознакомившись (вместе с читателем) с магнитофонными записями, проводит эксгумацию тел якобы убитых Виновным людей и убеждается в полной его непричастности к этим преступлениям. Кроме нового мужа Ирен, он никого не убивал. Расследование, которое проводит Габлу, помогает автору не столько обличить Виновного (умирающего к концу книги в больнице), сколько раскрыть драму человеческого существования в мире, где можно сойти с ума и даже умереть, и никому до этого нет дела. Однако, выражая отвращение к современной действительности, автор представляет отвратительным, мерзким и бессмысленным человеческое бытие как таковое. История несчастного героя романа и подробное описание его жилья обретают символически-обобщенный характер. В конце книг он прямо пишет: Все разваливается, все распадается… негодяи побеждают. Стилистика романа напоминает одновременно и пьесы Ионеско (например, Как от этого избавиться), и сюрреалистические произведения с их культом разложения и гниения, символизирующих всеобщий распад. Не случайно книга Тьерри Жонке была удостоена одной из самых престижных премий в области детективной литературы: Трофей-813 1985 года. В ней увидели яркое и талантливое воплощение модернистской ипостаси полицейского романа.
Частично использована информация из статьи Ю. Уварова
Избранная библиография
- Память в клетке (Mémoire en cage, 1982)
- Мусорный бал (Le Bal des débris, 1984)
- Тарантул (Mygale, 1984)
- Красавица и чудовище (La Bête et la Belle, 1985)
- Усадьба бессмертного (Le Manoir des immortelles, 1986)
- Тайна раввина (Le Secret du rabbin, 1986)
- Комедия (Comedia, 1988)
- Новые бедняки прибыли (Le Pauvre nouveau est arrivé, 1990)
- Диггеры (Les Orpailleurs, 1993)
- Пропавший ребенок (L’Enfant de l’absente, 1994)
- Молох (Moloch, 1998)
- К вечной жизни (Ad vitam æternam, 2002)
- Старина (Mon vieux, 2004)
- Это ваш страх и вы боитесь (Ils sont votre épouvante et vous êtes leur crainte, 2006)
- Вампиры (Vampires, 2011)