Первые герои шпионских романов

Первым таким героем стал Юбер Боннисер де Ла Бат, более известный как агент ОСС-117. Он был создан Жаном Брюсом в серии, которую тот начал выпускать с 1950 года. Можно сказать, что это был первый оглушительный успех, выпавший на долю шпионской серии (за 25 лет вышло более 200 названий). Герой Жана Брюса, несмотря на свою аристократическую французскую фамилию, — американец из штата Луизиана, работает в ЦРУ. Автор, особенно не утруждая себя придумыванием сложной детективной интриги и разработкой глубоких характеров, сочиняет одну за другой довольно примитивные истории о том, как ОСС-117 блистательно побеждает агентов коммунистических стран. Когда в 1963 году Жан Брюс погиб в автомобильной катастрофе, издатель предложил его супруге Жозетте Брюс продолжить дело мужа. Но я же не писательница! — воскликнула вдова. Но и он не был писателем, — ответил издатель. Довод оказался убедительным. Серия книг об ОСС-117 не прерывалась до конца 70-х годов.

Сочинения супругов Брюс привлекли миллионы читателей не своими литературными достоинствами, а обликом героя их серии. Юбер Боннисер де Ла Бат принадлежал к знатному французскому роду. Его предки бежали в Америку во время Французской революции, спасаясь от гильотины. Богатый наследник, он работал на ЦРУ не столько ради денег, сколько ради идеи, но больше из любви к приключениям. Брюсы подробно описывают роскошный образ жизни, который ведет в свободное время их герой. Он сказочно красив, очень мужествен. У него крепкие зубы хищника… волевой взгляд со стальным отливом… естественная грациозность движений — такими характеристиками награждают его создатели.

Но огромный успех в 50-е годы серии, вызвавшей множество подражаний, в значительной мере затихает в 60-е годы, когда буквально вся Франция увлеклась фильмами и романами о Джеймсе Бонде — создании английского писателя Иэна Флеминга. Этот персонаж был секретным агентом английских спецслужб под номером 007. Его образ строился на той же основе, что и образ агента OCC-117. Но английскому писателю удалось сделать своего героя более живым, более современным и, несомненно, более привлекательным. Во Франции 60-х годов царил самый настоящий культ Джеймса Бонда, появились даже галстуки, майки, зажигалки с его изображением. Герой ОСС-117 стал казаться устаревшим и заметно поблек по сравнению с обаятельным и неотразимым агентом 007, наделенным чертами супермена.

САС

К началу 70-х годов на первое место по популярности выходит серия Жерара де Виллье, где центральное действующее лицо — наемный агент ЦРУ, австрийский аристократ, князь по имени Малько Ланге. В Австрии из уважения к его титулу к нему обращаются: Ваше святейшее высочество. Во французском варианте первыми буквами этого обращения будут САС (SASSolon Altetesse Sereinissime). Малько Ланге использовал эту аббревиатуру как псевдоним секретного агента. Он сотрудничает с американской разведкой по контракту, но не является офицером ЦРУ. Его приглашают время от времени для выполнения особо трудных и опасных заданий в разных уголках земного шара. Он борется против агентов из коммунистических стран, а также против деятельности международных террористических организаций и освободительного движения в третьем мире.

SAS

Хотя CAC неоднократно заявляет о важности своей миссии, которая состоит в том, чтобы защищать идеалы свободного мира, все же главным побудительным мотивом его сотрудничества с ЦРУ являются деньги. Он берется за выполнение нелегких заданий своих работодателей, когда ему, например, нужно отремонтировать замок, починить крышу или сделать своей любовнице богатый подарок. Так явная деидеологизация общества в 70-е годы затронула даже шпионский роман, который по самой своей природе призван быть откровенным идеологическим инструментом господствующего класса.

САС — не политик, не идеолог, он прежде всего герой триллера. В этом персонаже соединились подчеркнутый аристократизм и неотразимое обаяние Юбера де Ла Бата (агента ОСС-117) с бурным динамизмом и неутомимой мужественностью Джеймса Бонда (агента 007). К этому добавилась обильная доза эротики, вплоть до откровенных порнографических сцен, с годами занимающих все большее место в книгах этой серии, и значительно в возросло количество эпизодов, где показаны драки, убийства, Кровавые истязания. И все это без прикрас, с натуралистическими подробностями.

Успех романов о САСе превзошел все ожидания. Первая книга серии вышла в свет в 1965 году, и она не прекратила своего существования вплоть до 1992 года. К этому времени вышло уже более ста названий миллионными тиражами. Романы Жерара де Виллье, как и продукция Жана и Жозетты Брюс и бондиановская проза Иэна Флеминга, имели огромный успех прежде всего потому, что они были адресованы людям с неразвитым эстетическим, невзыскательным вкусом. Создатели шпионской прозы дешевого пошиба обращались к низменным инстинктам и тайным побуждениям читателей, не особо обремененных духовной культурой. Огромная популярность этих серий привела к тому, что их стали считать (особенно в литературной критике и в учебниках) эталоном жанра шпионского романа.

Оцените статью
Добавить комментарий