Магия Квиллера

Квиллер

В 1958 году английский писатель Эллестон Тревор, российским читателям больше известный под псевдонимом Адам Холл, вместе с семьей переехал из Англии в Испанию. Его раздражало на родине поведение поборников трудовой этики и традиционных английских ценностей, он был разочарован и в английской форме социализма. Испанию Тревор выбрал, поскольку желал жить в более теплом климате, но вскоре ему захотелось также быть ближе к цивилизации, и он перебрался на побережье Франции, поселившись неподалеку от Канн. Здесь Эллестон Тревор прожил почти 14 лет и здесь он начал писать первые романы из серии о Квиллере.

Тревор во всю работал над книгой, когда ему на глаза попались рецензии на только что вышедший роман Джона Ле Карре Шпион, пришедший с холода. Из этих отзывов писатель понял, что в шпионском романе произошла самая настоящая революция, появилось нечто иное, нежели популярная серия Флеминга о Джеймсе Бонде. Вдохновленный примером, Тревор задумал попытку, способную еще шире раздвинуть границы шпионского романа. Он намеренно отложил чтение романа Ле Карре, чтобы не допустить влияния чужих идей на свое собственное творчество.

Подобно серии о Хьюго Бишопе, романы о Квиллере ярко иллюстрируют интерес писателя ко всевозможным головоломкам, загадкам, увлечение астрономией, психологией и даже восточной мудростью, где тело и душа едины. Писатель считал, что жизнь слишком интересная субстанция, чтобы устремляться в поисках спасения в трансцендентное. Негативными оттенками в этом ярком, озаренном солнцем мире вздымалось прошлое тюрьма из детских воспоминаний, что вынуждало писатели и героя путешествовать глубоко в подсознание в поисках ответов на многие вопросы. Экзистенциональное настроение пронизывает роман от первых страниц до последних, иногда даже возникает ощущение когда читаешь романы о Квиллере, что это не шпионский роман, а трактат об основах буддизма или другой восточной науки, облеченный в форму художественного повествование.

Глубокое проникновение во все предметы и науки, о которых писал Тревор иллюстрируют факт, что когда он попытался написать роман о Квиллере, где действие происходит на юге Франции, пройдя уже треть пути, обнаружил, что недостаточно глубоко знает местность, чтобы писать о ней в стиле Квиллера. Ведь стиль романов о Квиллере резко отличается от всего написанного до этого в жанре шпионского романа. Автор рассказывает историю, состоящую из цепи предательств и интриг, где в центре действия главный герой, который и является основным двигателем сюжета. Но писатель не рассказывает читателям все, что он знает. Двери захлопываются, двигатель набирает обороты, самолет взлетает, а читатели остаются, чтобы еще раз прокрутить историю назад и собрать воедино все что случилось.

Один из ведущих критиков детектива Энтони Баучер писал, что романы о Квиллере — это великое учение об амбивалентности и сложности, тревоге и переживаниях на всем протяжении, пока рассказывается история. Недаром первый роман серии — Меморандум Квиллера выиграл сразу две престижные награды в разных странах мира: премию Эдгар, Американской ассоциации детективных писателей, и Гран-при Полицейского романа во Франции. Роман был понятен и затрагивал проблемы, спрятанные в глубине души в равной мере у читателей по обе стороны океана.

Оцените статью
Добавить комментарий