Серия исторических детективов английского писателя К. Дж. Сэнсома о Мэтью Шардлейке, раскрывает детали эпохи Кромвеля и Тюдоров.
Плач
Бурная эпоха Тюдоров полна событий, постоянно напоминающих нам о XX веке. Вот и шестой роман К. Дж. Сэнсома о Мэтью Шардлейке вновь проводит параллели между прошлым и настоящим.
Роман «Плач» (Lamentation) рассказывает о последних годах жизни короля Генриха VIII. Король еще жив, а за престол развернулась жестокая, а временами смертельная схватка между несколькими политическими группировками.
Шардлейку поручают весьма неприятное дело, он должен засвидетельствовать сожжение на костре радикальной протестантки Энн Аскью. Для главного героя — это настоящее испытание, но следует вспомнить, что в ту эпоху радикальных протестантов выслеживали и сжигали. Автор дает подробное описание процедуры, словно пытается погрузить читателей в реалии, которых мы к счастью лишены.
Но это лишь задел. Основная часть романа посвящена поискам рукописи, куда королева записывала свои еретические мысли о вере и справедливости в мире. Рукопись украли из опочивальни королевы и Шардлейк, который уже не раз клялся, что никогда больше не будет подвергать себя опасности, вновь берется за невыполнимое задание. Едва детектив берется за поиски, как обнаруживает труп, а затем еще один. А времени все меньше…
Сэнсом в этот раз разворачивает зловещую картину из описания королевских советников. Автор пытается найти ответ на один из самых загадочных вопросов той эпохи. В чем была причина бесконечных и противоречивых решений Генриха. Словно король был капризной барышней, действующей по настроению. Например, Сэнсом позволяет себе утверждать, что сближение с Римом было вызвано ухудшением королевского здоровья.
Благодаря своему статусу Шардлейк может видеть то, что недоступно взору простолюдинов, а именно болезненно толстого короля, который уже не может передвигаться без посторонней помощи — «сплошь болячки и опухшие вены».
Сэнсом также высказывает предположение, что болезнь короля была следствием неправильной диагностики. Он указывает на постоянный голод и желание пить, что по его мнению свидетельствует о диабете, тогда как большинство лекарей спасали короля от сифилиса.
В романе постоянно всплывают темные истории из эпохи Тюдоров, как иллюстрация тезиса о тесном переплетении международной политики и личных интересов у сильных мира.
Автор с неизменным интересом рассказывает о деталях эпохи Тюдоров. В этом романе с особым вниманием исследуются костюмы и запахи давней эпохи.
И вновь Мэтью Шардлейк словно заклинание в финале расследования твердит о своем желание уехать из Лондона. Он подумывает о том, чтобы перебраться в один из провинциальных городов.
Но книга завершается приглашением посетить молодую королеву — 13-летнюю Элизабет.
Tombland
Седьмой роман К. Дж. Сэнсома о Мэтью Шардлейке (Tombland — Могильник (?)) продолжает рассказывать о средневековой истории. На этот раз события происходит в 1549 году. Шардлейк находится в услужении 15-летней леди Элизабет, которая стала королевой два года назад после смерти своего отца Генриха VIII.
Элизабет поручает Шардлейку отправиться в Норидж для расследования дела об убийстве ее далекого родственника — Джона Болейна и его жены, которые были объявлены убитыми. Как догадываются читатели, знающие историю, Анна Болейн воскреснет, прежде чем будет убита по-настоящему.
Шардлейк и его молодой помощник Николас обнаруживают, что Болейн действительно был убит и начинают сбор информации о подозреваемых, самых влиятельных людях в Норидже.
Но расследование Шардлейка лишь повод для автора рассказать о крупнейшем крестьянском восстании. Из 50-страничного эссе, добавленном Сэнсомом как послесловие, становится понятно, что именно восстание представляет собой главный интерес для писателя. Сэнсом подробно рассказывает о причинах крестьянского бунта, а также о причинах, почему об истории этого восстания так мало упоминают исследователи эпохи Тюдоров.
В самом же романе описаний бунтующих крестьян предостаточно. Расследование убийства скорее мелькает на заднем плане, тогда как автор с интересом описывает отчаянных людей, готовящихся захватить Норидж.
А главный герой романа, поднявшийся из низов, вращающийся среди самых известных людей своего времени постоянно задает неудобные вопросы. Впрочем, к этому его вынуждает статус детектива, человека ведущего расследование. Это расследование повод задавать автору двусмысленные вопросы. На первый взгляд, вопросы касаются конкретного исторического события, но Сэнсом задает их таким тоном, что они скорее воспринимаются как вопросы о нашем времени.
Автор рисует перед нами не столько проницательного сыщика, готового в любой ситуации отстраненно наблюдать за происходящим, сколько человека теряющего веру в ключевые для своего времени истины. В честных политиков, поскольку они заняты достижением своих частных интересов, в религию, поскольку она слишком политизирована. Хотя, может быть в этом Сэнсом не прав и дает описание, больше походящее на наше время.
Исторический детектив написать гораздо сложнее, ведь головоломка должна вписываться в исторические и культурные реалии прошлого. А еще исторический детектив должен создавать напряжение, хотя исход истории известен читателям заранее.
К. Дж. Сэнсом справляется с этими задачами мастерски. Он позволяет своему герою проявлять нежелание браться за очередное расследование, ведь правда об убийствах и политических интригах может стать билетом в один конец для Шардлейка.
Признаюсь, что питаю особую страсть к историческим детективам. Для меня чтение увесистого томика (800 страниц) пролетело незаметно, словно встречался на выходных со старым приятелем — Мэтью Шардлейком.