Дик Фрэнсис (полное имя Ричард Стенли Фрэнсис) родился в Англии в 1920 году. По окончании средней школы он ушел добровольцем в армию. С 1940 по 1945 год служил в авиации. После войны он женился, учился в университете, одновременно подрабатывал в качестве жокея-любителя (он еще в ранней юности, отдыхая каждое лето на крестьянской ферме, пристрастился к верховой езде и хорошо ее освоил). В 1948 году он начинает работать профессиональным жокеем и достигает больших успехов на этом поприще, где ему удается даже завоевать титул чемпиона страны. С 1957 по 1973 год Дик Фрэнсис — штатный корреспондент газеты Санди экспресс, где он пишет только о скачках и о лошадях. Прекрасно зная эту среду, сорокалетний журналист решил попытаться описать ее нравы в художественном произведении. Первый его опыт — роман Фаворит, опубликованный в 1962 году, — был тепло встречен читателями и принес Фрэнсису большую известность.
С тех пор он стал выпускать по одному, а иногда и по два романа в год. Их успех позволил ему в 1973 году бросить журналистику и стать профессиональным романистом. Его произведения были переведены на многие языки и приобрели всемирную известность. Несколько романов вышло и на русском языке (Фаворит, Кураж, Ставка на проигрыш и другие). По книгам Фрэнсиса сделан ряд фильмов, в том числе у нас фильм Фаворит.
Во всех его книгах действие происходит исключительно в мире лошадей. Со знанием дела бывший жокей-профессионал точно и тщательно воспроизводит атмосферу этого мира. Он пишет настолько живо и убедительно, что у читателя создается впечатление, будто он сам побывал там и увидел то, что скрыто от широкой публики.
А у английской публики к скачкам интерес особый. Дело в том, что в Англии, как и почти во всей Западной Европе, необязательно физически присутствовать на ипподроме, чтобы играть на тотализаторе. Ставки можно делать в любом месте страны. Если лошадь, на которую ты поставил, выиграет, то получишь свои деньги, где бы ты ни находился. Поэтому азарт охватывает почти все общество, побуждает интересоваться всем, что относится к скачкам.
Совершенно очевидно, что массовое вовлечение денег, которые ставятся на лошадей, приманивает немало лиц, желающих нажиться нечестным путем. Открываются большие возможности для различного рода махинаций и преступлений. В сфере конного спорта создается, таким образом, своеобразная криминогенная зона. И Дик Фрэнсис в своих романах сосредоточивает внимание на разоблачении разного рода преступной деятельности, компрометирующей его любимое дело.
Глубокое знание предмета позволила писателю раскрыть множество вариантов криминальных действий в мире конюшен и ипподромов. Он написал более двух десятков детективных романов и ни разу не повторился. В каждом — свой особый случай. Так, в Фаворите шантажируют и убивают жокеев, дабы заставить их придерживать лошадей и сделать результаты спортивных состязаний выгодными для преступной банды; в романе Кураж дают снотворное лошадям, чтобы дисквалифицировать жокея; в Ставке на проигрыш преступники регулярно выводят из строя в последний момент перед скачкой очередного коня-фаворита; в романе Расследование, включенном в наш сборник, возводится чудовищный поклеп на жокея и тренера, из-за чего они теряют работу.
Но при всей замкнутости в специфическом конноспортивном мирке. Дик Фрэнсис создает книги, которые по своему значению гораздо шире чисто прикладной разоблачительной функции, то есть выходят за рамки простого стремления вывести на чистую воду жуликов и преступников, дать с профилактической целью своего рода список их вероятных действий.
В его романах отстаиваются честь, достоинство, гордость человека, попавшего в тяжелую, экстремальную ситуацию. Автор показывает, что гнусным злодеям, безнравственным негодяям не сломить по-настоящему честного и мужественного человека, не пасующего перед трудностями, которые кажутся непреодолимыми. Именно таким выведен в романе Расследование жокей Хьюз, от лица которого ведется повествование.
Характерно, что у Фрэнсиса ни в этом, ни в других романах совсем нет детектива-профессионала. Раскрывает тайну преступления, как правило, герой романа, выступающий как сыщик-любитель.
В произведениях Фрэнсиса удивительным образом гармонично сочетаются современный триллер (жестокий мир, расследователь-одиночка, драки, побои, погони и тому подобное) и классический детектив, основанный на неистребимой вере в человека, в его разум и волю. Герой романа, как подобает сыщику, ищет улики, свидетелей, применяет логический анализ и так далее. Подобно комиссару Мегрэ, он не только устанавливает истину, но и восстанавливает справедливость.