Золотая середина в детективе

Агате Кристи в кинематографе досталась позиция золотой середины. Кристи — английская писательница, автор около ста детективных романов, двадцати пьес, сценариев, множества рассказов, повестей 1. Ее произведения переведены почти на все языки мира, только в одной Англии тираж ее книг составляет около трехсот миллионов экземпляров.

Агата Кристи мастерски разыгрывает свои детективные шарады. Ее фантазия неистощима, на пятачке преступления-убийства она выстраивает замысловатые сооружения, хитроумные игрушечные конструкции, в которые поселяет своих уютных героев — кукольных жертв, преступников, подозреваемых без основания и с основанием, отставных военных, художников, старых аристократов, провинциальных пасторов, деревенских кумушек, гордых красавиц и бойких девиц, ловких врачей и простодушных слуг.

Романы Кристи назидательны и дидактичны. Она неплохая бытописательница, но совсем не социальный критик, свои романы она пишет для развлечения читателя, но понимает, что развлечение должно быть не бессмысленным, а приятным и по-своему полезным терапевтическим средством. Она сочиняет изящные истории, в которых отточенная техника ведения интриги сочетается с научными знаниями, логика с легкой и доступной манерой изложения.

Она никогда не смакует насилия как такового, ее не привлекают зверства, кровавые преступления, самое заманчивое для нее — система сокрытия преступления и система разоблачения. Весь смысл ее книг в дуэли преступника и Великого детектива.

Образы Агаты Кристи

Агата Кристи не изобрела новую модель Великого детектива. Она взяла ее у Честертона, правда, упростив до предела, превратив в схему. Маленький, смешной, лысый, с длинными усами, эксцентричный бельгиец Пуаро, сыщик в отставке, как и отец Браун, — детектив-любитель, никому не подвластный, а поэтому независимый, как артист. Он уверен, что весь мир знает его имя. Без тени юмора отвечает клиентке, желающей обратиться к самому лучшему сыщику: Могу вас успокоить — я самый лучший.

Из этого же теста вылеплен и другой Великий детектив Агаты Кристи — мисс Джейн Марпл, старая дама из провинции. Со столь обостренными любопытством и наблюдательностью, что это сделало ее гениальным детективом-любителем. Упорная старушка, плетущая свое нескончаемое вязание, легко, как орешки, раскалывает самые сложные загадки и тоже наводит порядок там, где появляется, как бы расставляя людей и предметы, их окружающие, на предопределенные им места.

В кино мисс Марпл неизменно играет актриса Маргарет Резерфорд, получившая огромную популярность именно благодаря этой роли. Мисс Марпл тесно связана с английской провинцией, она превосходно знает царящие здесь нравы, привычки, стандарты условностей и поэтому любое отклонение от них почти автоматически включает ее любопытство и наблюдательность. В одном из последних фильмов с этой героиней старая дама раскрывает таинственное преступление… на учебном морском судне.

По сути, мисс Марпл тот же Пуаро, дамский вариант его. Расследование для нее — естественное удовлетворение любопытства, решение запутанной шарады, развлечение в однообразной и беспросветно скучной жизни.

Десять негритят

Десять негритят — один из самых знаменитых романов Кристи. Одна из самых запутанных, оригинальных и ловких историй созданных ее воображением. История без сыщика. Нам с вами предоставляется возможность разгадывать ее. Но не пытайтесь найти убийцу, это невозможно. В самом конце вам подарят разгадку, о которой вы не могли и предполагать. Десять человек (судья, учительница гимнастики, старая дева, генерал, врач, автогонщик, бывший полицейский, капитан и двое слуг) приглашены неизвестным лицом на Негритянский остров, где кроме них нет ни одного человека, а связь с землей отсутствует. Постепенно гибнут все. Детская считалочка Десять негритят определяет вид смерти для каждого. Как же найти убийцу, если погибли все? По законам жанра преступником не может быть никто, кто не знаком нам. Значит — один из десяти. Все островитяне отягощены преступлениями, каждый из них мог быть убийцей. Невинных здесь нет. Оказывается — вершит правосудие судья Редгрейв, карая каждого по очереди и завершая эту леденящую кровь историю собственной смертью. Самоубийство он инсценирует как убийство, чтоб окончательно запутать вас. Круг замыкается, все мертвы, и только через какое-то время приходит разгадка — выловленная из моря бутылка раскрывает тайну Негритянского острова, она содержит исповедь судьи.

Этот роман трижды привлекал внимание кинематографистов. Один раз к нему обратился даже знаменитый Рене Клер, снявший в Голливуде в 1945 году фильм под названием И не остаюсь никого.

В Англии фильм в 1965 голу поставил режиссер Георг Поллок, уже не первый раз обращавшийся к творчеству Кристи. Без особого труда он модернизировал историю, вместил ее в привычные кинематографические стандарты. Дом на островке был заменен роскошным замком в недоступных горах, куда герои попадают по канатной воздушной дороге. Дорога эта обрывается, и десять человек оказываются отрезанными от всего света, обреченными на смерть от руки неизвестного убийцы. Поллок упростил и обеднил роман, лишил его специфического юмора Кристи, убрал и без того куцую мораль (исчезла тема возмездия за грехи). Населил фильм красотками, ежеминутно меняющими туалеты, и красавцами, домогающимися их любви, ввел в действие арсенал устрашения (самооткрывающиеся двери, рука с занесенным ножом, рука, набирающая в шприц яд, таинственные звуки, темнота). Стандарт требовал happy end’а, и зритель получил его. Оставшаяся в живых влюбленная пара разоблачает убийцу — судью, и тот на глазах у нее принимает яд.

Детектив-игра не обязательно должен быть похожим на шараду, быть упражнением для интеллекта, учить логическому мышлению, наблюдательности, анализу, построению гипотез. Он может развлекать зрителя и другим образом, предоставляя ему порцию острых ощущений, упакованных в форму расследования тайны.

  1. К каждому рождеству она дарила англичанам новый роман.
Оцените статью
Добавить комментарий