Для того чтобы лучше понять взаимосвязь Новой волны и детектива, обратимся к двум фильмам Франсуа Трюффо — Стреляйте в пианиста (Tirez sur le pianiste, 1959) и Невеста в трауре (La mariée était en noir, 1967). В них есть знаменательные элементы схожести — это экранизации американских авторов1, транспонированные на язык новой волны, удивительно совпадают их фабулы, стиль, общая концепция.
Стреляйте в пианиста — загадочная история о том, как музыкант Шарль Сароян, не желая того, становится причиной гибели трех своих возлюбленных. Неказистый, робкий, желающий всем добра, Шарль (таким его играл Шарль Азнавур) оказывается втянутым в какую-то сложную игру судьбы — погибает его жена, гибнет понравившаяся девушка, он становится участником жестокой перестрелки между гангстерами, его родными братьями, и полицией. Он — типичный без вины виноватый, над ним тяготеет рок, повороты его судьбы неожиданны. Есть что-то иррациональное во всей этой истории. Иррациональный детектив? Это было что-то новое. Можно было бы с легкостью установить, что Стреляйте в пианиста вообще не детектив, но Трюффо, поддержанный хором близких ему критиков, настаивает на том, что и этот фильм и Невеста в трауре детективы в стиле Хичкока.
Пожалуй, в обоих случаях мы имеем дело с распадом детективной формы. Особенно это заметно в более позднем фильме — Невеста в трауре. Жюли Колер в день свадьбы становится вдовой, на ступенях собора ее горячо любимого мужа настигает пуля. В смерти повинен кто-то из пятерых мужчин, бывших в это время на балконе соседнего дома. Это увертюра, завязка странной драмы. Все остальное фильмовое время посвящено мести Жюли. В разных городах настигает она своих жертв и мстит им самыми неожиданными способами — одного сбрасывает с балкона, другого поражает из лука и так далее. Жюли здесь и сыщик, и судья, и убийца, и жертва. В фильме нет привычной криминальной загадки, но все окружено полумистической атмосферой, в которой действует современная богиня мести — Жюли. Если в картине Стреляйте в пианиста роковым носителем зла был мужчина, его любовь несла гибель, то в Невесте… таким роковым началом является Жюли. Жанна Моро играет эту роль как высокую трагедию, что в сочетании с детективной фабулой вызывает некий пародийный эффект. Некоторые критики откровенно писали об иронических подтекстах режиссера, но в большинстве рецензий превозносилась поэзия и романтика черного преступления, возведенного в абстракцию, изысканность стиля, приемов, очарование Жанны Mopo и рафинированность операторских решений.
- Стреляйте в пианиста поставлен по роману Дэвида Гудиса, а Невеста в трауре по роману Корнелла Вулрича. ↩