Дюма — отец нас всех. Гастон Леру о «Графе Монте-Кристо»

Дюма — отец нас всех. Гастон Леру о «Графе Монте-Кристо» — статья Геннадия Ульмана, посвященная продолжениям легендарного романа Александра Дюма

Некоторые убивают из мести.
Дураки… Другие нападают на плоть,
мстят плоти. Дураки…
Муки сердца гораздо страшнее.

«Человек в ночи»
Гастон Леру (1910 год)

С более или менее подробной биографией Гастона Леру (1868-1927), знаменитого автора «Призрака Оперы», создателя образа неутомимого журналиста-сыщика Рультабийя, силача Шери-биби, и изобретателя часто сегодня повторяемой фразы «пятая колонна», можно ознакомиться где угодно: хоть в интернете, хоть на страницах справочников. Поэтому я не стану подробно рассказывать о жизни этого замечательного автора, а ограничусь только сведениями о некоторых не слишком известных фактах.

Во-первых, история жизни Леру во многих деталях напоминает жизнь его старшего современника, также знаменитого Эжена Сю, — начиная от получения богатого и сразу промотанного наследства до любви к роскоши, дендизму, путешествиям, а также сюжетам собственных книг, полных изысканных тайн и увы ранней смерти обоих писателей.

Во-вторых, хотел бы подчеркнуть, что Леру жил в России вместе со своей женой в качестве репортера и журналиста, рассказывая читателям о Первой русской революции, русско-японской войне, об осаде Порт-Артура. Его первый ребенок, сын Андре, родился в Санкт-Петербурге и его жена, Жанна Кайят, прекрасно владела русским языком, работая переводчицей для мужа. Не знаю, насколько в нынешнее время этот факт может быть интересным, но о Леру писал Ленин в статье «Революционеры в белых рукавичках», хотя писал не слишком лестно, полагая, что Леру обычный сторонник капитализма.

В третьих, Леру, как и многие его современники, был заворожен гипнотической силой романа Дюма-Маке «Граф Монте-Кристо», усматривая в нем тему для частичных заимствований и имитаций. Об этом влиянии и пастишах на тему «Графа…» и пойдет речь. Прежде всего, следует упомянуть, написанный в 1908 году, роман Гастона Леру «Король тайн», известен также под названием «Король катакомб». Некий таинственный и неназванный персонаж располагает неограниченной властью над парижским «дном», обосновавшемся в катакомбах и тысячи людей ему повинуются беспрекословно. К слову, власть над бандитами,  контрабандистами, апашами и прочими преступниками это колоссальная сила, могущественная и  не знающая пощады, как понял в свое время Эдмон Дантес, находясь на острове Монте-Кристо. Дантес хотел их объединить, что у него и получилось; однако, еще в большей степени получилось в романе «Король Тайн».

Его не зря называют «Властителем Катакомб». Это целый мир людей, которые готовы на все , в том числе и на дела, нужные их повелителю Рассказ о его детстве, юности, образовании как бы отсутствует и если имеются туманные намеки, то только косвенные. Кроме того, его манеры и неограниченные средства дают ему возможность проникнуть в высший свет, в частности, к трем людям: имперскому прокурору Синнамари (Вильфор), директору Бюро общественного воздействия, Эсташу Гримму (Данглар), и полковнику Режину (Фернан Мондего). Именно эти трое и являются объектами его (нет, не мести), а  возмездия, причем, возмездия не за него самого, а за его униженную мать, ставшую объектом насилия. У героя несколько масок и каждая заставляет вспомнить маски Графа Монте-Кристо. Любопытен эпизод, где будущий тюремщик Гримма, читает оному отрывок из «Графа Монте-Кристо», рассказывающий о голодных мучениях Данглара, находящегося в заточении  Есть и отсутствующие элементы: аббат Фария, обучение у него и полученные навыки, способности и знания. Все это уже имеется у главного героя. Роман вообще начинается  вовсе не с безоблачной юности, намеков на предстоящие изменения судьбы в лучшую сторону, предательства и кражи невесты, а непосредственно с самой мести, которая постепенно раскрывается, как распрямляется туго скрученная пружина. Вообще-то, действие этого талантливого пастиша управляется во многом неожиданными поворотами, а начало действия (возмездия) определяется странной случайностью в целом. Сюрпризы ждут и в самом конце повествования, когда оказывается, что… Однако далее должен действовать спойлер. А информировать тех, кто еще быть может не прочитал роман, не стану. Читайте и наслаждайтесь, ибо в этой книге есть все, чтобы удивить, вскружить голову, захватить внимание, заставить волноваться и сопереживать, и в конечном итоге напомнить о романе Дюма.

В апреле 1991 года во Франции вышел 4-х серийный сериал «Король Тайна» с Кристофером Бованом в главной роли. Сериал оказался удачным и собрал очень большую аудиторию. Есть и еще один роман, в большей степени, связанный с реальным графом и реальной историей, положенный в основу романа, (записки о кровавом сапожнике Франсуа Пико), написанный Леру в 1910 году и называется «Человек ночи».Но об этом романе я напишу в следующей статье, а пока что думаю, что некоторые герои Леру определенно имеют много общего с героями Дюма. Например, Шери-биби имеет много общего с Портосом, Рультабий с д’Артаньяном и Арамисом, а Эрик-Призрак оперы своим поведением, речью и манерами иной раз напоминает Атоса, тоже иносказательно прятавшего свое лицо под маской. Это гипотеза, но не факт. Однако сходство «Короля ночи» с романом Дюма неоспоримо. Впрочем, судите сами, уважаемые читатели.

Оцените статью
Добавить комментарий