Жизнь частного сыщика

Жизнь частного сыщика — воспоминания Кэрила Уайльда О’Xара, Из предисловия к роману Питера Чейни Танец без музыки.

***

Частный сыск — далеко не обычное занятие. И идут в него не совсем обычные и очень разные люди. Не обязательно только плохие. Влечет их, по-моему, главным образом страсть к приключениям и возможность избавиться от монотонной рутины существования — особая, не расписанная по часам, временами скучноватая, а временами захватывающе интересная жизнь.

Нередко после ухода в отставку частными сыщиками становятся опытные полицейские, даже те из них, кто достиг высоких чинов. Насмотревшись за долгие годы службы на преступления, кровь, разное мошенничество, каких только подонков общества не повидав, они все равно перед каждым новым делом чувствуют волнение: их манит предстоящее приключение, желание поломать голову над какой-то загадочной цепью обстоятельств или потягаться силой с какими-то людьми.

Если обобщать, то существуют, видимо, четыре разновидности частных сыщиков, хотя резкой границы меж, ними и не проведешь. Думаю, есть смысл их тут перечислить. Во-первых, это уже упомянутые полицейские, основывающие, как правило, собственное детективное агентство; во-вторых, специалисты особого профиля, работающие на страховые компании; в-третьих, те, кому сыск просто очень по душе, такие либо открывают свою контору, либо поступают в штат агентства; и наконец я думаю, это самая интересная группа — свободные художники, которые берутся за то или иное расследование по просьбе какого-то агентства или организации, если, конечно, их соблазнит работа и гонорар.

Ясно, что свободный художник просто обязан быть хорошим профессионалом. Иначе он умрет с голода. Благополучие его зависит от агентств и личных рекомендаций благодарных клиентов. Нанимают его чаще всего, когда в деле есть какие-то особые трудности и осложнения, в которых он считается признанным докой. Не должна вызывать сомнений и его надежность — ведь он не в штате, и за грехи и ошибки его не накажешь. Другими словами, свободный художник может выжить лишь в том случае, если хорошо известен как толковый и надежный специалист, умеющий действовать самостоятельно и, конечно же, осторожно, но, несмотря на всю свою осторожность, готовый при необходимости пойти ва-банк. Каждому частному сыщику время от времени приходится рисковать. Можете мне поверить. Особенно в Англии, где, в отличие от Соединенных Штатов, полиция его не признает и не предоставляет (во всяком случае, официально) никакой информации.

Свободному художнику подвертываются самые разнообразные дела. Зачастую это строго конфиденциальные, особо секретные расследования, которые глава детективного агентства по той или иной причине не хочет поручать своим сотрудникам. Иногда это бракоразводные процессы, и тогда его работа кончается показаниями в суде. Кстати говоря, бракоразводные дела зачастую куда интереснее, чем кажутся на первый взгляд. Тут временами возникают увлекательные, психологически тонкие проблемы, а фактические улики, предоставляемые суду, — как бы отвратительно они ни выглядели — лишь малая, поверхностная часть жизненных перипетий, которые начинаются с любви, переходят к безразличию, недоверию и изменам, а кончаются ненавистью, если не хуже.

Понятно, что в процессе расследования частный сыщик подвергается многим соблазнам и иногда не может перед ними устоять. Что ж, сыщики тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Они бывают и достойными, и недостойными, и серединка на половинку. Но не стоит забывать, что при всех недостатках у частных сыщиков есть и свои плюсы, в целом, свою задачу они выполняют, иначе исчезли бы с лица земли.

Само собой, куда им до высоконравственных, смелых и блестяще умных детективов из криминальных романов. В реальности у них, как правило, не хватает некоторых из перечисленных качеств, а то и всех сразу. Тем не менее чаще всего сыщику все же удается провести своего клиента через опасные рифы и написать закрыто на каком-то сугубо, конфиденциальном деле, которое, если его опубликовать, могло бы принести славу кому угодно.

Сейчас вы прочтете историю Леоноры Айвори, Алексиса и Эсмеральды Рико, Джона Эпитона Пелла и нескольких других персонажей, которые появляются на страницах этого повествования, произносят свои реплики и затем уходят — иногда сами, иногда с чьей-то помощью.

Запечатлен тут и кусок моей собственной жизни, поскольку я вел дело Айвори с самого начала, а рассказать про него пытался правдиво, без всяких прикрас.

Питер Чейни передал мой рассказ довольно точно, хотя и посчитал необходимым изменить место действия, имена и даты. Но по сути эта история ничем не отличается от той, которую я поведал ему в 1946 году во время нашей (теперь исторической!) встречи в трактире мистера Трабшоу Барашек, что на шоссе Истборн-Гастингс.

КЭРИЛ УАЙЛЬД О’XAPA
Графство Суссекс
Стинхерст
Около Уич-Кросс
Февраль 1947 г.

Предисловие к роману
Танец без музыки

Оцените статью
Добавить комментарий