Леонид Дмитриевич Платов всю свою творческую жизнь работает в жанре приключенческого романа и повести. Его любимые герои — люди отваги и мужества, люди неустанного поиска. На их долю выпадают дальние и трудные дороги, невероятные приключения. Это пылкие романтики. Но есть у этих романтиков одна, на мой взгляд, примечательная черта: эти люди всегда преследуют ясно очерченную практическую цель. Это, если можно так выразиться, деловые романтики. Они не могут стоять в стороне от наиболее значительных и даже драматических по своему напряжению событий, это не в их духе.
Повести о Ветлугине
Первой значительной вехой на творческом пути Леонида Платова явилась повесть Архипелаг исчезающих островов.
Следует заметить, что жанровое определение — повесть здесь не совсем точно. Архипелаг исчезающих островов и созданная затем Страна Семи Трав, составившие дилогию, названы повестями лишь потому, что им дано впоследствии общее название Повести о Ветлугине.
На самом деле это романы со всеми характерными для этого жанра признаками.
Основные события в Архипелаге исчезающих островов концентрируются вокруг научной гипотезы о существовании неведомой земли где-то в арктических широтах.
Вокруг гипотезы возникает борьба мнений, бушуют страсти, обнажающие характеры. Острая и бескомпромиссная борьба составляет главный нерв повествования. Но гипотеза Ветлугина — не только основа сюжетного каркаса, не только главный повод противоборства героев, это еще и чрезвычайно интересная мысль, идея, способная сама по себе увлечь читателя, позволяющая сообщить ему массу разнообразных сведений о природе Арктики, о всем том, что связано с ее освоением.
В Архипелаге исчезающих островов отчетливо проявились те черты, которые будут весьма характерны для писательского облика Леонида Платова.
Распалить, разжечь читателя, оглушить самыми невероятными приключениями — вот цель, к которой, кажется, более всего стремятся! иные авторы, видя в этом, и только в этом, залог занимательности повествования. Читая повести и романы Платова, начинаешь ощущать, что автор ставит перед собой куда более значительную цель — создать прежде всего полноценное реалистическое произведение.
И хотя в поле зрения читателя постоянно находится судьба главного героя Петра Ариановича Ветлугина и его научной гипотезы, в ткань повествования естественно вплетаются события революции и гражданской войны, в ходе которой вершатся судьбы основных персонажей. Не просто уместным, а прямо-таки необходимым становится рассказ о коренных социальных преобразованиях, происходящих в стране. В повесть правомерно врывается революционная романтика.
Мне представляется необходимым подчеркнуть стремление и умение писателя насытить приключенческое повествование гражданским пафосом, доказать и показать, что и в границах этого жанра имеются все возможности для создания произведения большого социального накала.
Архипелаг исчезающих островов и Страна Семи Трав хотя и созданы в послевоенные годы, но являются своеобразным итогом длительных и усердных поисков, которые вел журналист Леонид Платов, работая очеркистом Комсомольской правды и журнала Вокруг света. Именно тогда он много ездил по стране, встречался с теми, кто послужил прообразами его героев. Для Платова весьма характерно длительное накопление личных наблюдений и основательное изучение материала, который ляжет в основу будущих произведений. Этим в известной мере объясняется то, что за четыре с лишним десятилетия работы в литературе он создал сравнительно немного произведений.
Леонид Платов ушел на войну журналистом, а вернулся с нее писателем и морским офицером. Он побывал на многих морских театрах минувшей войны, а в самом ее начале успел стать свидетелем и участником битвы за Москву. Это и определило материал и тематику его последующих произведений.
Секретный фарватер
К событиям войны писатель впервые обратился в романе Секретный фарватер, который можно было бы назвать, как мне кажется, и Продолжение следует, ибо описанные здесь событии происходят не только в военные годы, но и после, а главное, след их тянется и до наших дней. Писатель напоминает, что с фашизмом еще не покончено. Фашизм разгромлен, но взрастившая его среда существует, она способна питать любые ростки фашистской идеологии.
Секретный фарватер — роман морской, главные события, изображенные в нем, протекают преимущественно на морском театре, военные действия сконцентрированы вокруг длительного поединка советских катерников с фашистской подводной лодкой, носящей название Летучий Голландец. Но этот поединок является лишь центральным эпизодом, умело вписанным в более широкую картину минувшей войны.
Роман является продолжением намеченной автором ранее темы борьбы двух миров, двух социальных лагерей Секретный фарватер наиболее приключенческий роман Леонида Платова, созданный в самом строгом соответствии с канонами жанра. В нем есть все, что должно быть в приключенческом романе: предельно напряженный сюжет, разгадки хитроумных тайн, неожиданные ловушки, в которые попадает то одна, то другая сторона, резкие повороты событий, невероятные приключения. За всем этим следишь с неослабеваемым вниманием.
Летучий Голландец
Основой романа является заново переосмысленная и воскрешенная в совершенно иных условиях мрачная морская легенда о таинственном Летучем Голландце. Легенда эта и сейчас бытует на флоте, мне пришлось слышать ее во время плавания в Арктике. Стоило однажды показаться на горизонте в вечерних сумерках нагромождению льдов, напоминающих очертания парусника, как тут же нашелся рассказчик, а в каждом экипаже непременно найдется один или даже несколько отличных рассказчиков, который поведал нам о будто бы странствующем по морям и океанам красавце корабле с полным парусным вооружением, на котором вся команда, включая капитана, состоит из мертвецов. Летучий Голландец появляется внезапно, как это и положено кораблю-призраку, и приносит тем, кто его повстречал, неминуемую беду.
Легенда является своеобразным поэтическим зачином романа, как бы его прологом, придающим романтическую окраску всему дальнейшему повествованию. Имя Летучего Голландца носит не допотопный парусник, а современная фашистская подводная лодка. И ее экипаж составляют призраки, живые мертвецы, гибель которых официально провозглашена, оплакана близкими, погребальным звоном колоколов. Но они, эти живые мертвецы, продолжают носиться по Мировому океану, с отчаянием обреченных творить свое злое дело, выполнять волю главарей гитлеровского рейха, приносить людям отнюдь не мнимые, а действительно страшные беды. Являясь орудием тайной войны, подводная лодка сама не топит безоружные транспорты или другие суда, она является лишь бесстрастным катализатором убийств. Командир фашистской субмарины отнюдь не хвастает, когда с чувством надменной гордости говорит: Где появляется Летучий Голландец, там война получает новый толчок. Это ее главная задача, хотя наряду с этим она выполняет и другие задания фашистского командования: там высадить особо опасного шпиона, тут принять на борт и доставить в нужное место важного советника некоего правительства, контрабандно перевезти проданный союзниками врагу — деньги не пахнут! — столь дефицитный во время войны никель и т. д. и т. п. Одно из самых главных заданий приберегается па самый крайний случай, когда пробьет последний час гитлеризма, — принять на борт бесноватого фюрера, чтобы помочь ему избежать заслуженной кары. Но есть и еще, пожалуй, более важная задача — взять па борт и сохранить кофры фюрера, в которых хранятся самые страшные тайны разбойничьего рейха.
Так мрачная легенда эпохи парусного флота приобретает еще более зловещую окраску, становится взволнованным предостережением против склонности к благодушию и опасной забывчивости, страстным призывом к бдительности всех, кому дорог мир, оплаченный столь дорогой ценой.
Удача Шубина
Особую заботу автора составляют характеры героев. Герой приключенческой книги — это прежде всего активная, динамическая личность: отвага, мужество, безудержная смелость — его отличительные черты. Все это присуще героям Леонида Платова. Но этим он отнюдь не ограничивается, его интересует духовная жизнь героя. В качестве положительных персонажей Платов выбирает людей цельных, преданных делу, для которых нет ничего выше велений долга. Таков наиболее яркий герой Секретного фарватера военный моряк Борис Шубин, командир торпедного катера. С первых страниц может показаться, что писатель не слишком озабочен тем, чтобы создать достаточно объемный характер, кажется, что он больше всего печется лишь о том, чтобы мы поверили, что Шубин лихой и удачливый катерник, это подчеркнуто и в описании внешности — небольшой, верткий, стремительный, чем-то похожий на свой катер. Более всего отмечается его удачливость. На флоте вошло в привычку говорить: везет, как Шубину, счастлив, как Шубин.
Но очень скоро мы начинаем понимать, что везение и счастье, которые так часто сопутствуют Шубину, не есть дело случая, что свои удачи он действительно зарабатывает горбом. В основе всего этого любовь к своей нелегкой профессии, знания, умение и характер. Кроме всего прочего, лихой катерник в боевой обстановке полагается и на интуицию, ведь в море, как он выражается, опасности со всех румбов прут, так что особенно долго раздумывать не приходится, тугодум тут обязательно проиграет. Но вот как понимает интуицию Шубин. Для него это не мгновенное озарение, не счастливая догадка, неожиданно пришедшая в подходящий момент. А она (интуиция), — говорит сам Шубин, — я считаю, есть производное от знаний, опыта и отваги. Чтобы перекипело, сплавилось внутри — тогда интуиция! Писатель стремится высветить характер героя с разных точек, придать ему живую объемность, реалистическую полноту и завершенность.
В романе, помимо Шубина, выведена еще целая галерея героев войны. Очень интересен образ Виктории Мезенцевой, метеоролога-разведчицы, отличающейся отменным мужеством и вместе с тем очень обыкновенной, даже тихой в домашней обстановке женщины. Вызывает читательское расположение и юнга, а затем офицер Шурка Ластиков, перенявший многие черты Шубина. Шурка становится его истинным наследником, но в новых условиях проявляет себя по-своему, в соответствии со своим характером и изменившейся обстановкой. Запомнятся читателю военные моряки Донченко, Князев, Рышков. Борьба, которую вели советские люди против фашизма, рождала действительно массовый героизм, и это нашло свое отражение в Секретном фарватере.
Враждебные силы в романе олицетворяют живые мертвецы, экипаж фашистской подводной лодки Летучий Голландец. И хотя они все мертвенно-бледны оттого, что живут в герметически закупоренной лодке, но не однолики. Да, это злые, коварные люди, живущие постоянно в атмосфере ненависти, между ними много общего, но при внимательном рассмотрении можно разглядеть и отличия.
Образы этих живых мертвецов выписаны с сарказмом, с обличительной яростью, знакомой нам еще по ранним повестям Леонида Платова. Но теперь его сарказм стал острее, сильнее, в нем больше хлесткости, меткости и содержательности.
Приключенческие повести
Часто, даже слишком часто факт в приключенческой литературе, документ сковывают авторскую болю, ограничивают полет его фантазии; писатель, оказавшись бессильным преодолеть земное притяжение реального события попадает во власть очерковой приземленности, начинает не живописать события, а излагать их. С Леонидом Платовым этого, к счастью, не происходит. Под его пером на редкость органично срастаются факт и вымысел, даже подлинный документ не нарушает стремительности ритма и романтической приподнятости повествования. Весьма показательна в этом отношении, на мой взгляд, повесть Предела нет.
В центре повести флотский разведчик Виктор Колесников. Попав на сверхсекретный фашистский объект, советский разведчик ведет нечеловечески трудную борьбу. Казалось бы, положение его безвыходно, известная пословица — один в поле не воин — тут должна найти еще одно подтверждение. Но ничего подобного. Советский человек борется не только за то, чтобы сохранить свою жизнь, ему надо выжить для того, чтобы поведать людям о злодейских замыслах гитлеровцев, разоблачить их перед всем миром нанести им сокрушительный удар во имя свободы и счастья всего человечества, и это удесятеряет силы героя.
Несколько неожиданный герой войны предстает перед нами в другой повести Леонида Платова — Когти тигра. Хотя этот герой и является военным моряком, но он не ходит в атаки не встречается лицом к лицу с противником. И тем не менее главный герой повести является подлинным героем в самом высоком значении этого слова.
В повести и на этот раз ведется поединок, пусть заочный, без непосредственного соприкосновения с врагом, но не менее опасный не менее драматический, нежели рукопашная схватка. В этом поединке главное — единоборство мысли. Герою приходится иметь дело с минами-загадками, минами-сюрпризами, в которых воплощена мысль, коварный замысел отборных немецких математиков, физиков, химиков, инженеров, чертежников, высококлассных мастеров. Флагманский специалист и призван первым разгадать вражеский секрет, найти единственно верный путь, чтобы обезвредить грозное оружие врага. И в такой борьбе есть своя романтика, очень своеобразная, но не менее увлекательная, чем в любом другом случае.
В повестях и романах Леонида Платова описаны военные действия, происходившие на Балтике, на Черном море, на Дунае. Для полного охвата морских операций недоставало описания событий на Севере. Известно, что боевые действия Северного флота — одна из самых ярких страниц в истории Великой Отечественной войны. До сих пор эти действия еще недостаточно отражены в нашей литературе. Уже по одной этой причине повесть Бухта Потаенная заслуживает внимания. Центральным эпизодом в ней является бой горстки связистов с десантом, высаженным с фашистской подводной лодки. Бой неравный, кровопролитный, напряженный и скоротечный, в котором удалось уцелеть, так уж сложились обстоятельства, лишь одному бойцу, самому юному члену экипажа поста наблюдения и связи Вале Гальченко. Это делает повесть особенно близкой читателю-подростку.
Леонид Платов умеет ставить своих героев в исключительные обстоятельства, не боится невероятных и резких поворотов, наоборот, даже предпочитает сверхдраматические ситуации, позволяющие подчеркнуть редкостную отвагу, романтически приподнять, выделить из общей массы и возвысить человека, совершающего подвиг. И это вполне оправдано. Ведь и в самом деле, героический поступок требует от человека не одной только решительности, а предельного напряжения, мобилизации всех сил, высшего самопожертвования. Представление о подвиге не должно быть облегченным.
Леонид Дмитриевич Платов — один из старейших наших приключенцев. Его опыт интересен и поучителен для всякого, кто работает в столь любимом юношеством жанре. Книги писателя составляют существенную часть романтической летописи, отображающей великие деяния нашего народа, они воспитывают людей активного действия, отважных и преданных советских патриотов.
Вл. Николаев