Цеханович Александр Николаевич

Александр Цеханович

Цеханович Александр Николаевич — прозаик, журналист. Его уголовные романы и детективы были очень популярны в конце XIX и начале XX веков, считались образчиками криминального жанра.

Цеханович Александр Николаевич. Биография

Александр Николаевич родился 15 марта (3 — по старому стилю) 1862. В 1860-е годы семья Цехановичей жила в Киевской губернии, позднее — в Петербурге, где его отец, Николай Иванович (надворный советник) из старинного польского дворянского рода, сотрудничал с газетой «Голос».

Александр с 1876 учился в 1-й петербургской военной гимназии, в 1879 приказом главного начальника военно-учебных заведений переведен в 3-ю петербургскую военную гимназию; вольнослушателем посещал лекции в Технологическом институте. В детстве и юности много болел, лежал в Петербургской Обуховской больнице; уже в одной из первых публикаций (очерк «Драмы обуховской мертвецкой»1) передал свои наблюдения, накопленные за время пребывания в ней. По-видимому, болезнь и больничные впечатления повлияли на формирование у Цехановича пессимистического взгляда на мир, нашедшего отражение в его творчестве: «Драма в стенах больницы: Роман-хроника» (1890); «Под ножом (из жизни прозектора)» (1897); «Доктор Курганов. Роман из быта врачей» (1901).

Начало

Начинал Цеханович с лирических стихов (первая публикация — «Дайте гитару! Дайте вина!..»2), воспроизводящих штампы поэзии последней трети XIX века («Тебе несу, небес богиня, / Тоскою вымученный крик, / Страшна неверия пустыня, / Где бродит дух мой, зол и дик» — «Рождественской звезде»3. С 1886 жил литературным трудом, печатался в издании В.В. Комарова: газета «Свет» (в том числе стихи, 1886: «Памяти Гоголя» — 25 апр.; «Бродяга» — 5 июня) и журнале «Звезда» (в 1888 его редактор). Публиковал стихи и рассказы в журналах «Стрекоза» (1886), «Всемирная иллюстрация» (1886), «Родина» (1886—90), «Петербургская жизнь» (1892), «Нива» (1893—94) и другие газеты «Минута» (1887—89) и еженедельное приложение к газете «Сын отечества» (1887). Более оригинальными были его импрессионистические «отрывки», «этюды», «очерки», в которых ощутимы преддекадентские мотивы и настроения: презрение к миру, отвращение к повседневности, страхи отчаяние, ощущение бессмысленности жизни и неотвратимого приближения смерти, цинизм (характерен один из его псевдонимов — Добрый циник): «Сумерки жизни», «Сказка души», «Прав ли он?» и другие — собраны в сборнике «Рассказы, афоризмы и стихотворения» 4.

Сведения о раннем периоде жизни Цехановича скудны. Автор некролога в газете «Русь» туманно писал, что «жизненные обстоятельства сложились для него таким образом, что ему пришлось направить свое дарование в нежелательную сторону»5. Можно предположить на основе ряда деталей, что автобиографический характер носят повести «Мстинские тритоны»6 о молодом человеке, который попал в нехорошую компанию, кутил и был выслан в уездный город, и рассказ «Несчастный человек», герой которого, начав печататься, жил бедно, «носил потертое модное платье и во всей фигуре проявлял склонности того русского «дэндизма», который является итогом финансовой и нравственной беспомощности» («Рассказы…», с. 67).

Известность

Известность приобрел романами, печатавшимися в «Петербургской газете» (1890-96) и «Петербургском листке» (1894). Произведения Цехановича написаны в мелодраматическом ключе, действие их нередко происходит в аристократической или театральной среде, герои — прожигатели жизни, при этом романтические мотивы сочетаются с натуралистическими описаниями в духе Ги де Мопассана и Эмиля Золя. Успех имел роман «Петербургская Нана»7 о молодой провинциальной девушке, стремящейся к наслаждениям и роскоши, которая бежит в Петербург и после ряда любовных приключений и столкновения с «омутом» столичной жизни становится куртизанкой и вскоре гибнет. Близки по характеру романы «Звезда балета»8, «Метеор»9, «Вокруг миллиона»10, «Лишние люди»11. В ряде произведений проявился интерес Цехановича к психиатрии (описание сумасшедшего дома в романах «В больнице» 12, «Русский Рокамболь», а роман «Новая сила»13 весь посвящен использованию гипнотизма с преступными целями, в том числе и для убийства).

Уголовные романы

Наиболее популярны у читателей были уголовные романы Цехановича, созданные под влиянием французского авантюрно-приключенческого и детективного романа (П. А. Понсон дю Террайль, Э. Габорио и др.) и «Петербургских трущоб» В.В. Крестовского; в них присутствовали «всевозможные трагические совпадения, любовные похождения, ловко задуманная интрига, кровь, выстрелы и удачные эффекты», которые «производили на поклонников русских романов на французской подкладке надлежащее впечатление»14. Однако от французских образцов они отличались большей психологизацией, акцентом на морально-этических проблематике и бытописании. Герои их готовы на самые ужасные преступления ради денег, при этом они демонстрируют интеллект и энергию, а также своеобразное чувство чести. Герой романа «Русский Рокамболь»15 и его продолжения «Выходец из могилы»16 — незаконный сын графа, идущий на убийство, чтобы разбогатеть и получить высокое положение в обществе. Схожий герой в центре романа «Страшное дело»17, по характеристике автора, «это человек нашего века, это злодей во вкусе начала его, это поклонник денег, это человек без принципов, кроме одного, заключающегося в девизе — все хорошо, что богато, нарядно, имеет хороший вид»18. В «романе» «Темный Петербург», представляющем собой цикл из пяти повестей («Дочь вора», «Тайна угрюмого дома», «Детопромышленники», «На рынке любви», «Совы»), объединенных несколькими общими персонажами19, живописуется петербургское «дно» — воры, мазурики и так далее. Действие романа «Кровавый туз»20 об игроке-убийце развивается в «игорно-амуреточном притоне» и проникнуто мотивами фатализма — с ориентацией на пушкинскую «Пиковую даму».

По свидетельству А.В. Амфитеатрова, в начале 1890-х годов имя Цехановича «было громко в маленькой прессе. Присяжный поставщик романов с приключениями … выдавался из ряда сих мастеров несомненным литературным талантом. Его много читали в петербургской «полуинтеллигенции» и по железным дорогам. К сожалению, способный человек этот совершенно загубил свое дарование в рыночном многописании — скорописью на быстрый срок, с потрафлением на вкус мелкобуржуазной публики»21. Цеханович вел широкий образ жизни, нередко пил, кутил, играл в карты. А.Р. Кугель вспоминал, что он «писал свои романы в типографии… за стаканом вина или бутылкой пива»22. Все это привело к обострению болезней и ранней смерти от чахотки.

Слава и богатство, бедность и смерть

Цеханович несколько раз просил пособия у Литфонда23, члены комитета которого дали о нем негативные отзывы: «заявляет, что ему не на что купить себе обед, а… считает возможным ездить на извозчике» (В.А. Манассеин); «в его собственном отношении к своим работам есть что-то антипатичное, почти циничное. Он пишет романы для той же мелкой прессы и сознательно приноравливается к ее требованиям, стараясь быть возможно «рокамбо-листее». Иногда ему удается «срывать» по 200 рублей за роман (как он сам выражается) и это, по-видимому, составляет предельный размер его авторского гонорара» (П.А. Гайдебуров). Тем не менее в 1889—96 Цеханович и его жена (которую он бросил с двумя детьми в 1894) неоднократно получали пособия от фонда.

С.Я. Стечькин отмечал в некрологе, что Цеханович «был все-таки даровит. Это дарование проглядывало даже среди кучи газетного хлама, которым покойный наполнял столбцы дешевых газет и макулатурных журналов» («Новости», 1897,1 марта).

Цеханович Александр Николаевич скончался 9 марта 1897 года (25 февраля по старому стилю), в Петербурге. Похоронен на Волковом кладбище.

Избранная библиография

Повести

Мертвая маска, 1887

Петербург, 1893

Романы

Звезда балета,
Новая сила,
Метеор,
Адский замысел,
Доктор Курганов
Вокруг миллиона,
Русский Рокамболь,
Петербургская Нана,
Выходец из могилы,
Честь женщины,
Темный Петербург,
Петербург,
Мстинские тритоны (повесть),
Кровь невинных,
Тревожные сердца,
Ищейкин и Кo,
Страшное дело,
В дебрях таинственного, 1895

Богатырь-Кирилла, 1901

Убийственная любовь, 1902

Драматургия

Пьеса-шутка в 1 действии «Ай, усы!» («Звезда», 1888, № 13, отд. изд. — СПб., 1890).

А.И. Рейтблат

  1. «Свет», 1886, 19—23 нояб.
  2. «Шут», 1885, № 5, 2 февр.
  3. «Звезда», 1888, N9 1, 12
  4. СПб., 1897; сочувствующий рецензент: у него «было свое мировоззрение, он иногда говорил свое слово, а это, к сожалению, стало довольно редко теперь…» — «Новь», 1897, № 18, обложка
  5. 1897, 28 февр.
  6. ЛПН, 1894, № 5-6
  7. «Петербургская газета», 1893, 1 июля… 29 сент.; отд. изд. — СПб., 1894; 4-е изд. — СПб., 1915
  8. «Минута», 1889, 8 авг. … 9 окт.
  9. «Романы оригинальные и переводные. Бесплатное приложение к газете «Луч»», 1891, № 11, 12; отд. изд. — СПб., 1891
  10. там же, 1892, № 1
  11. отдельное издание совместно с повесть «Мстинские тритоны» — СПб., 1903, 2-е изд. — П., 1915
  12. «Романы … приложение к газете «Луч»», 1893, № 6, 7, б.п.
  13. «Минута», 1888, 9-31 окт.; отд. изд. — СПб., 1890
  14. «Русь», 1897, 28 февр.
  15. «Петербургская газета», 1891, 24 дек. … 1892, 28 июля; отд. изд. — СПб., 1892
  16. «Романы … приложение к газете «Луч»», 1893, № 3
  17. ПЛ, 1894, 21 сент…. 17 окт.; отд. изд. — СПб., 1902,2-е изд., П., 1915
  18. цит. по: «Романы», М., 1995, с. 333
  19. первая, опубликована б.п. под названием всего цикла, — ПЛ, 1894, 29 марта….3 мая; все пять под псевдонимом А. Маскин — «Романы … приложений к газете „Луч“», 1895, № 1—4; отд. изд. — СПб., 1901, 2-е изд., 1902
  20. «Петербургская газета», 1895, 1 нояб. — 30 дек.; отдельным изданием под названием «Невеста-вакханка» — СПб., 1898
  21. Амфитеатров, с. 30—31
  22. Кугель, с. 149
  23. ИРЛИ, ф. 155, 1889 г.
Оцените статью
Добавить комментарий