Николай Ракшанин

Николай Ракшанин, 1903

Николай Осипович Ракшанин – популярный русский писатель, автор замечательных криминальных и исторических романов и рассказов.

Николай Осипович Ракшанин. Биография

Николай Осипович Ракшанин родился 2 декабря (по старому стилю) 1856 года в местечке Шпола Звенигородского уезда Киевской губернии (ныне город Шпола Звенигородского района Черкасской области, Украина) и происходил из дворян Екатеринославской губернии. Его отец Осип (Иосиф) Семенович Ракшанин, венгр по национальности и католик по вероисповеданию, на службе Российской империи дослужился до чина генерал-майора кавалерии. Военным-кавалеристом был и дед по отцу писателя Семен Осипович Ракшанин. Он служил в Александрийском гусарском полку, дослужился до чина полковника, а 20 января 1814 был удостоен Ордена Святого Георгия 4-й степени за отличия в Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1813-1814 годов.

Стоит отметить, что в жилах предков писателя по отцу текла не только венгерская, но и сербская кровь, на что указывал Александр Амфитеатров в его некрологе от 1903 года. Но в этом ничего удивительного нет. Сербы, а вместе с ними и некоторое число венгров, попали в Россию в 1750-х годах, в царствование императрицы Елизаветы Петровны из владений Австрии. Тогда из них комплектовались поселенные гусарские полки, размещенные в Ново-Сербии (ныне это, примерно, смежные территории Херсонской, Днепропетровской и Кировоградской областей Республики Украина) и предназначенные для защиты русских окраинных владений от набегов крымских татар. С учетом того, что сербские и венгерские переселенцы жили рядом, то и наличие брачных связей между ними вполне возможно.

Выскажу свое предположение, что, с учетом венгерского происхождения предков писателя по отцу, фамилия Ракшанин (изредка встречается и окающая ее огласовка как Рокшанин) является русификацией распространенной венгерской фамилии Ракоши.

Мать писателя Магдалина Юрьевна происходила польского шляхетского рода Хоментовских, известного, как минимум с XVI века. Но с учетом того, что поместья этого рода находились на территории Белоруссии (вблизи Могилева), то совсем не исключено, что род этот был изначально не польским, а ополяченным, т.е. белорусским.

Уголовное дело

Николай Ракшанин в 1872-1876 годы учился в Санкт-Петербургском университете, но закончить его не смог, так как в 1876 был арестован, а год спустя был осужден Санкт-Петербургским окружным судом за вымогательство к восьми месяцам лишения свободы, а также к лишению прав состояния. Последнее означало, что Ракшанин был лишен дворянства и почти всех привилегий с ним связанным. Затем он некоторое время отбывал административную ссылку городе Великий Устюг Вологодской губернии (ныне Архангельская область, РФ), где записался в сословие мещан.

Стоит отметить интересный факт, что Николай Ракшанин был не единственным русским автором уголовных романов конца XIX века, осужденным за уголовное преступление. Известные русские авторы уголовных романов того времени Александра Соколова и Александр Апраксин были осуждены за мошенничества с векселями, а Апраксин в связи с осуждением лишился и графского титула!

Литературная карьера

В том же 1877 году Ракшанин вернулся в Санкт-Петербург, где началась его литературная карьера в газете «Петербургский листок», напечатавшей его «Очерки Мирового суда в Петербурге», вызвавшие бурный интерес среди читателей («такие блестящие, что ими зачитывались, восхищались, а многие судьи прямо-таки трепетали от его наблюдений»). Но материальное положение Николая оставалось весьма плачевным, и он был вынужден вернуться на свою малую родину в Киевскую губернию. Он жил в Киеве, сотрудничая с киевскими газетами «Киевский листок» и «Киевлянин» в качестве рецензента. Ракшанин был неплохим актером-любителем, часто играл в любительских спектаклях и даже выступал на сцене вместе со знаменитой русской актрисой Полиной Стрепетовой в пьесе Петра Боборыкина «Ребенок» во время ее гастролей в Киеве в 1878 году.

В 1882 Ракшанин переехал в Москву, где и оставался до конца жизни, за исключением периода в конце 1880-х годов, когда недолго жил в Нижнем Новгороде. Московский период жизни Николая Ракшанина это время расцвета его творчества как журналиста, писателя и драматурга. Он сотрудничал со многими периодическими изданиями Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других российских городов, чьи издания были ориентированы, главным образом, на массовую и низовую читательскую аудиторию, таких как газеты «Новости  дня», «Московский листок», «Новости  и  Биржевая газета», «Московская летопись», «Новое время», «Петербургский листок», «Петербургская газета»,  «Новороссийский телеграф», «Нижегородская почта», журналах «Мирской Толк», «Развлечение», «Гусляр»  и другие. Кроме своей настоящей фамилии писатель издавал свои произведения под псевдонимом Николай Осипов, образованным, как вы можете догадаться, из его отчества. Как журналист Ракшанин брал интервью у Льва Толстого, Антона Чехова, Владимира Маковского, Игнатия Потапенко.

О личной жизни и смерти

О личной жизни Николая Ракшанина известно немного. Он был женат, но общих детей у него и его жены Екатерины Александровны не было. Ракшанин официально усыновил сына своей жены от ее первого брака, ставшего по усыновлению Сергеем Николаевичем Ракшаниным.

Примерно с 1901 года у писателя резко обострилось заболевание сердца и он был вынужден был прекратить свою литературную и журналистскую деятельность.

Скончался писатель в Москве 16 ноября (по старому стилю) 1903 года от заболевания сердца. При этом его смерть носила трагичный характер. Он был обследован одновременно несколькими врачами, которые заявили, что хотя состояние его сердца очень плохое, но он может либо вскоре умереть, так и прожить еще несколько месяцев. Но Ракшанин скончался спустя всего несколько часов после этого обследования.

О творчестве Николая Ракшанина

Творчество Николая Ракшанина, как писателя, основывалось на «трех китах» (как впрочем и у многих русских писателей и писательниц того времени, писавших для массового и низового читателя) — социально-бытовые психологические романы, исторические романы и уголовные романы. Большинство произведений Ракшанина «погребено» во мраке пожелтевших страниц русской периодики рубежа XIX — XX веков и известно, по крайней мере, в настоящее время, лишь частично.

Из особенностей творчества писателя стоит отметить и некоторое увлечение им психологизмом в духе Федора Михайловича Достоевского (это увлечение Ракшанина Александр Амфитеатров и называл «маленькой достоевщиной»). В сочетании с любовно-авантюрными сюжетами, да еще в реалиях русской жизни рубежа XIX — XX веков все это делает романы Николая Ракшанина интересными и для современного читателя и объясняет, почему они были так популярны у его современников. Его произведения написаны очень легким (журналистским) слогом и имеют отлично задуманные и хорошо проработанные закрученные приключенческие и криминальные сюжеты. Но несколько неспешное развитие действия в романах Ракшанина (напоминающих в этом плане романы знаменитого французского писателя Ксавье де Монтепена) и резко отличает их от романов другого популярного русского автора уголовных романов того же времени Ивана Пономарева, которые, при некоторой угловатости их слога, наполнены непрерывным экшеном. Поэтому чтение романов обоих авторов обязательно для чтения любителям русского дореволюционного уголовного романа!

И я считаю признаком большой популярности романов Ракшанина тот факт, что они являлся объектом пародий таких популярных журналистов-юмористов рубежа XIX — XX веков как Александр Лазарев Грузинский, Влас Дорошевич, Александр Амфитеатров (с двумя последними, к слову, он находился в дружеских отношениях).

Избранная библиография

Романы

  • Золотой дождь, 1892
  • Страшное дело, 1892
  • Чужой грех, 1892
  • Жертва нижегородских дельцов (ярмарочный роман), 1900
  • Господа миллионеры, 1900
  • За веру и братьев. Роман из эпохи войны 1877-78 гг., 1901
  • В вихре страстей
  • К трону за правдой
  • Кровавое наследство
  • Счастье
  • Трагедия миллионов
  • Тринадцать миллионов

Повести

Трагедия любви, 1898

Рассказы

  • Разбитая жизнь, 1877

Пьесы

  • Улыбнулось!, 1882
  • Ценою чести, 1882
  • Не от мира сего, 1883
  • В плену, 1887
  • Ловушка, 1888, также публиковалась под названием Победа
  • Навстречу счастью, 1889
  • Прорыв, 1901

Публицистика

  • Очерки Мирового суда в Петербурге, 1878
Оцените статью
Добавить комментарий