Новые времена, старые авторы

Силуэт русского сыщика

В последнее время происходят события, которые не позволяют остаться равнодушными или стоять в стороне. Не хочется давать скороспелые оценки кардинальным переменами и глобальным сдвигам, которые охватывают не только экономику, но напрямую касаются культуры и в целом восприятия мира.

В поисках идентичности

Мы хотели бы присоединиться к движению, которое направленно на поиски собственной идентичности. Если проще говорить, в последнее время меня и многих моих друзей и коллег все больше интересует прошлое России, а в частности, русская жанровая литература. Ведь детектив или криминальный роман — это один из видов жанровой литературы. Как говорится — новые времена, старые авторы. Но должен констатировать, что в этой области и в данный момент существует «голая степь».

Уверен, что абсолютное большинство современных читателей, хорошо знакомы с англо-американской литературой. Эти авторы востребованы, о них написано множество исследований. Немало исследований посвящено англоязычному и в частности британскому детективу. Интересные исследования относительно литературы XIX века мы можем наблюдать во Франции. Здесь, вероятно, при поддержке государства активно идут поиски и систематизация всех изданных в позапрошлом веке изданий, будь в книжном варианте или в периодике.

Хотелось бы нечто подобное начать и в России, пусть пока своими силами. По мере возможности отыскивать и публиковать произведения, на базе которых формировалась русская культура. Причем не ходить проторенным маршрутом, т.е. возвращаться ко всем хорошо известным произведениям русской литературы, многие из которых мы изучали в школе или читали потом уже во взрослом возрасте, а находить «новые» малоизвестные, плохо-изученные романы и рассказы, повести и очерки русских писателей, которые в силу тех или иных причин оказались забытыми и невостребованными.

Многие сейчас думают, зачем ворошить прошлое, если забыто — значит все это малоинтересно, скучно и, наконец, плохо написанная литература. Проблема гораздо глубже. На примере советской идеологии мы видим, общество лишенное своих корней, своего прошлого, своей идентичности не может нормально идти в рост и главное состояться, нельзя «Новый мир» построить на песке. Думаю, что отказ от своего прошлого, от культурных достижений стал одним из факторов крушения советской идеологии, может быть не основным, но достаточно значимым.

Еще раз отмечу, что эти поиски удивительным образом идут в ногу с подобными проектами в англоязычной и французской культурах. Невозможно, русскую культуру ограничить или отрезать запретами и санкциями. Думаю, что исследователи детектива, наверняка заглядывали в Вестминстерскую детективную библиотеку или читали блестящее исследование «Детективная литература XIX века. Аналитическая история» Лероя Лед Панека. А также видели мощные усилия по публикации культурного наследия Национальной библиотекой Франции.

Поэтому мы и хотим, не отрицая и не отказываясь от своего советского прошлого еще раз вернуться, пристально взглянуть, окунуться в литературу XIX века.

Русский криминальный роман

Я согласен с утверждениями, что в русской литературе не было и не могло быть детектива. К сожалению, тот короткий период, когда в литературе был сформирован классический детектив (20-40 годы XX века), в Советском Союзе был запущен процесс искоренения всех неугодных форм и жанров, которых не хотели видеть в советском обществе. И тем не менее криминальный жанр прорывался даже в это непростое время. Отличный пример Леонид Леонов и его романы «Вор», «Барсуки».

После войны в советской литературе появляются сразу несколько направлений из криминальной литературы — прежде всего шпионские романы («Момент истины» Богомолова, «Щит и меч» Кожевникова и др.), также несмотря на запреты появляются милицейские детективы (Циклы об инспекторе Лосеве, Следователе Тихонове, Иване Данилове и множество других), кстати в американской литературе именно в этот период также появляется жанр полицейского детектива (Эд Макбейн). Никуда не деться, литература — это явление мирового порядка и в России всегда, пусть несколько позднее, проявляются тенденции характерные для мировой литературы.

Именно поэтому, мы хотим подхватить тренд, существующий в мировой литературе и обратить пристальное внимание на свое прошлое, на свою национальную литературу XIX века. Подчеркну! Именно жанровую, криминальную литературу!

Как я сказал выше, здесь настоящая «выжженная степь», хотя существует и мощный фундамент, а также замечательный образцы криминальной литературы. В качестве фундамента стоит отметить — «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского, а также трудно не заметить двустволку оставленную Антоном Павловичем Чеховым, новеллу «Шведская спичка» и повесть «Драма на охоте». Это ружье не просто выстрелило, бабахнуло, на весь мир! Эти произведения оказали влияние не только на русскую литературу, но и в целом на мировую культуру. Конечно, существуют и небольшие ростки, о которых мы хорошо знаем, например произведения Андрея Зарина, Всеволода Крестовского или Александра Шкляревского и многих других авторов. Повторю, что мы ищем не классические детективы, которых были лишены в 20-30е годы, интерес, к изучению которого в двухтысячные возродился с небывалой остротой. Главная цель наших поисков криминальный жанр, который появился в русской литературе, его основные направления, тенденции, авторы и, наконец, сами произведения. Гораздо интереснее искать и публиковать произведения русской криминальной литературы, малоизвестные и забытые, казалось бы стертые со страниц исследований и учебников.

Вы уже обратили внимание, что в серии «Мир детектива» мы уже опубликовали несколько подобных романов (Джек — таинственный убийца, Медуза) и даже одно собрание сочинений — Убийство в деревне Медведице Семена Панова.

Мы благодарны издательской системе Ридеро, поддержавшей этот проект.

Мир детектива: Россия

А пока мы готовим к публикации объемные романы русских авторов, не можем себе отказать в удовольствии, а вам доставить наслаждение, публикуя уже сейчас рассказы и очерки русских авторов XIX века.

Рассказы будут доступны бесплатно, чтобы вы могли оценить уровень и качество текста тех или иных авторов. Все они будут представлены в Библиотеке ДМ, а для скачивания нужна будет только регистрация.

Еще раз и подробно. Вы, например, увидели в Библиотеке ДМ фрагмент рассказа, который вам нравится, чтобы получить его нужно:

1. Зайти на страницу рассказа.

2. Оформить его как заказ. Ввести ваши данные ФИО, тел. и email.

3. Вам на указанный email или на телефонный номер придет ссылка на рассказ.

Вы скачиваете его и наслаждаетесь чтением.

Все рассказы будут предоставлены бесплатно!

Начнем мы с публикации рассказов Гавриила Хрущова-Сокольникова, настоящего мэтра криминального жанра. А продолжим рассказами Николая Ракшанина, Александра Цехановича, очерками о русско-польском восстании Ивана Пономарева и других.

Параллельно с этим на портале Детективный метод мы будем публиковать биографии этих авторов и наиболее полные и актуальные библиографии.

А в финале хотелось бы пожелать всем здоровья и мира!

Оцените статью
Добавить комментарий