Все периоды человеческой жизни уже давно определены жившими до нас на земле и не нуждаются в доказательствах: детство — для врастания в мир, для его понимания, для налаживания контакта с его законами; юность — для освящения первой любовью, аккумуляции силы и духовной энергии; молодость — для выбора, для кратковременных сомнений и длительного самоутверждения, которого должно хватить на все последующие годы.
Многим везет осуществить этот выбор точно и навсегда. Тогда его судьба целее, монолитнее и застрахована от многочисленных отступлений. Такой человек успевает сделать самое главное в своей жизни.
Но как быть, когда ты фатально лишен молодости, выделенной человеку именно для того, чтобы выбрать любимое дело, в котором сможешь обнаружить себя, которое, даже изнуряя, дарит радость и ощущение того, что живешь не зря? Как быть тогда, когда ты еще и не почувствовал в себе хмельного буйства молодости, первого свободного полета души над всем миром, а жизнь швыряет в жесточайшую реальность — в окопы под Киевом, на который ползет стальная фашистская орда?
Уже в первые месяцы войны Ростислав Самбук попадал в самый эпицентр битвы и едва остался жив. Здесь война для него закончилась. Война, в окопах, с оружием в руках, но началась борьба другая — совсем не легче — борьба за жизнь. Сначала (в тыловом госпитале): быть или не быть, а после тяжелой операции, когда точно знаешь, что жив — как быть? Вчера еще ты, молодой и сильный, вместе с одноклассниками-выпускниками встречал восход солнца на Владимирской горке, мечтал стать журналистом, а сегодня — уже инвалид. В восемнадцать лет. Может ли судьба навалиться сокрушить, ошеломить навсегда и бросить на произвол судьбы?
Сколько усилий потребовалось, чтобы не просто встать и выпрямиться, но и зажить полнокровной человеческой жизнью.
В трудные и изнурительные годы он поступает в Объединенный украинский университет в Кзыл-Орде и успешно закончит курс журналистики уже в освобожденном Тарту в Прибалтике.
Кажется, выбор сделан. Навсегда.
Сразу же после освобождения нашей земли от фашистского нашествия Ростислав Самбук работает в газетах Прибалтики, впоследствии возвращается на Украину, в Ужгород, а потом и во Львов. Там тогда было не легче, чем на войне, и журналистская строка нередко добывалась под пулями бандитов, в тяжелых поездках в отдаленные горные села. Тогдашним журналистам на территории Западной Украины приходилось не просто фиксировать события, но и организовывать их.
Несмотря неустроенность быта, постоянный риск (сейчас газетчики берут с собой шариковые ручки, так они тогда вместе с журналистским удостоверением, получали патроны для пистолета), напряжение, недоедание — в Ужгороде кипела творческая жизнь. В Закарпатье приехали из восточной Украины молодые ребята-фронтовики, пришедшие живыми с войны, — радостные, жадные до жизни, к родному слову и творчеству.
Еще несколько лет Ростислав Самбук будет работать ответственным секретарем львовской областной газеты Свободная Украина, впоследствии переедет в Киев, где его пригласят в издательство Советский писатель на должность редактора.
Некоторые его ужгородские коллеги уже станут известными писателями, выдадут по несколько книг, будут приняты в Союз писателей, а он только сейчас отважится попробовать свои силы в литературе. Отважится не на рассказ или повесть, а сразу же на роман. Риск велик. Да еще и в таком возрасте — за сорок уже…
Для Ростислава Самбука выбор приключенческого жанра стал постоянным, потому сделал его писатель уже в зрелом возрасте, когда нет искушения преувеличивать или преуменьшать свои творческие возможности, то есть, это — выбор на всю жизнь.
Выбор жанра, конечно, был продиктован и довольно влиятельными и объективными причинами.
Выход его первого романа Ювелир с улицы Капуцинов в 1966 году не только начал творческую биографию еще одного писателя в украинской прозе, но и сразу подтвердил, что жанр этот имеет большие возможности, ведь с его помощью можно говорить с читателем о серьезных, политически острых и актуальных вопросах.
Я и сейчас вспоминаю свое тогдашнее впечатление от романа: не верилось, что это — первое произведение автора, настолько профессионально был спланирован стремительный сюжет человеческих взаимоотношений в оккупированном фашистами Львове, настолько ярко высвечен был главный герой большинства событий Петр Кирилюк, настолько материальным и достоверным был в произведении описан оккупационный быт. Роман читался легко, без малейшего принуждения. Его событийный фон был насыщен острой интригой бытия Петра, Богдана, Зарембы, Екатерины, людей не подготовленных, которые в силу обстоятельств были вынуждены заниматься разведкой, их единомышленников — мстителей, жизни среди врагов — опытных, вышколенных, убежденных в своей неотразимой силе.
Наверное, каждый литературный жанр обладает способностью коварно мстить автору непритязательностью или легкомыслием. Приключения и детектив — коварны вдвое. Как легко и лукаво они соблазняют автора: лихо гони сюжет, круче и изобретательнее завязывай интригу, хитрее скрывай мотивы и улики. Главное — продержать читателя в напряжении всю романную дистанцию, не дать ему перевести дух, ошеломить, полностью подчинить своей писательской власти. Давай! Давай! Сюжет звенит от напряжения. Остальные — потом.
Неприхотливый читатель, как правило, любит именно такое чтиво, при котором ум его незанят, пассивно поглощает рассказ и радуется, когда все, наконец, разоблачены, когда правда торжествует. В таком случае, всегда забывается, что детектив — жанр литературный и главная его цель — человековедение, исследования человеческого характера, тончайших движений души, глубинных истоков ее героизма, умения выстоять под жесточайшими толчками судьбы. Но настоящая только та литература, которая ничего не упрощает, которая утверждает для человечества такие качества, как доброта, милосердие, правда, верность (идее, Отечеству, товарищам, любимой). Чем тяжелее достаются человеку эти добродетели, тем они надежнее и вековечнее, тем больше мы в них верим.
Я далек от того, чтобы сейчас, под юбилейное настроение в чем-то преувеличивать или гипертрофировать литературные заслуги Ростислава Самбука, и сделанное им в области приключенческого жанра в украинской литературе дает основания говорить о писателе, как о личности талантливой, вдумчивой, удивительно трудолюбивой, нацеленной на постоянное самосовершенствование. Благодаря его творчеству украинский приключенческий роман получил профессиональный авторитет у читателя республики и достойно вписывается в достижения этого жанра всей советской литературы.
Уже первая его трилогия, в которую вошли романы Ювелир с улицы Капуцинов, Крах черных гномов и Чемодан господина Воробкевича, показала высокий профессиональный уровень автора, его умение не загромождать сюжет избытком событий и персонажей, а взамен получать оперативный простор для четкой психологической мотивации, для исследования характеров, их развития, для художественного исследования не только поведения героев, но и целого пласта жизни, его внутренних законов.