Прохоров-Риваль Владимир Алексеевич

Неизвестный писатель

Прохоров-Риваль Владимир Алексеевич — русский писатель, автор многочисленных популярных романов написанных в разных жанрах: детектива, сатирического и приключенческого романа.

Прохоров-Риваль Владимир Алексеевич. Биография

Прохоров, Прохоров-Риваль Владимир Алексеевич 1 родился 1858 (по другим сведениям, 1859) — 17(29).9.1897, Москва; похоронен на Ваганьковском кладбище, прозаик, журналист. Из дворян. Проучившись два года (1874—75) в Киевском реальном училище («был из так называемых «великовозрастных»»2, поступил вольноопределяющимся в 33-ю пехотную дивизию (Киев). Участвовал в русско-турецкой войне 1877—78, был ранен. Впечатления этих лет нашли отражение в рассказах «Перед прошлой войной» (3 о нравах офицерской среды), «Дезертёр»4 и роман «Из времен русско-турецкой войны 1877—1878»5, дегероизирующих войну в духе «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. В дальнейшем был актером, по-видимому, в провинции6.

С начала 80-х годов жил в Москве, занимался литературным трудом (печатался только под псевдонимами7. Был знаком со многими литераторами-газетчиками (в т. ч. С. Ф. Рыскиным, А. М. Пазухиным), излюбленным местом встреч которых был ресторанчик «Венеция» на Кузнецком Мосту. Дружил с И. А. Башковым, В. А. Гиляровским, В. М. Дорошевичем. Заболев чахоткой, обращался за врачебной помощью к А. П. Чехову.

О творчестве

Наиболее ранняя выявленная публикация — очерк «Актер Горянов»8 о трагическом положении актеров — «пионеров цивилизации в провинциальном закулисном мире» (с. 302). Сотрудничал во многих московских периодических изданиях, в основной в газете «Новости дня» (1883-89) и «Русский листок» (1890-97). Как фельетонист-хроникер (псевдоним Виконт-де-Варьете) в своих «злобах дня» Прохоров старался, по его словам, «как можно меньше таинственно политиканствовать»9, писал на обычные для малой прессы темы (работа городской думы, театр, дачный сезон, праздники и т.п.).

Выступал с уголовными романами10. Чехов, откликаясь на последний роман, причислил Прохорова к «бумагопожирателям» и «маралам»11; «Лесной бродяга» 12; юморесками («Собачья богема»13 «О любви и женщинах»14; «Она не скучала…»15; «Грамотность необходима»16). Нередко пародировал популярные жанры: святочный рассказ («Роковая примета»17), мелодраму («На заре жизни»18) и другие.

Многочисленные рассказы — «наброски», «эскизы» с психологическим уклоном и моралистической концовкой («Во имя искусства»19; «В светлую ночь»20; «Пошутила»21; «Первый дебют»22), по словам современника, написаны «с нервностью, которая держит в напряжении внимание читателя до конца» 23. Новеллы о трагической судьбе опустившегося «актера не у дел» («Старый шут»24) или «спившегося с круга» беллетриста-поденшика («Под Новый год»25; «Из жизни погибающих»26) — своеобразная исповедь самого Прохорова. Неудавшейся творческой судьбе литератора посвящена также единственная повесть Прохорова, попавшая в толстый журнал, — «В стороне от жизни» 27, рассказывающая о губительности «нравов кабака и кафешантана», господствующих в мире современной журналистики.

Прохорова резко критиковали за подражание И. С. Тургеневу, обращение к устаревшим темам и выбор героя —  описанного «в миллионный раз одного и того же лишнего человека, разочарованного и скучающего шалопая» (А. М. Скабичевский28), обвиняли в пристрастии к идеям А. Шопенгауэра, причисляли к «заурядным беллетристам», а повесть —  к литературе, вращающейся «в сфере психопатов», «нравственных идиотов или героев-тунеядцев» 29; при этом отмечалось, что хотя «автор обнаруживает некоторую чуткость, обрисовывая типическую фигуру довольно нового в нашем обществе человека, но рассказ этот так мало-продуман, недурные его страницы настолько тонут в целой массе банальных положений и неудачных психологических разъяснений, что и в нем можно найти лишь маленькие крохи дарования…» (А. И. Введенский30). Лишь один из рецензентов увидел у Прохорова «умение владеть слогом», «пластичное изображение характеров», «яркую обрисовку … положений» 31.

Беллетристика

С конца 80-х годов Прохоров окончательно уходит в область массовой беллетристики, пишет преимущественно романы и повести, печатая их в газетах и журналах еженедельно «фельетонами»: уголовно-детективные («Любовь и преступление»32; «Отверженный»33; «Две смерти»34; «За сто тысяч»35; отдельным изданием — М., 1889; 3-е изд., М.. 1897; «Под гнетом позора»36); авантюрно-приключенческие («В погоню за счастьем»37; «Жертва чести»38; «В предсмертный час»39; «Жертвы страсти»40). Они обнаруживали хорошее знание автором тюремного быта и трущобного мира и были, по словам Дорошевича, «всегда интересные, увлекательные по фабуле. И только. Но местами (в них) сверкали такие блестки сильного, настоящего таланта, так много наблюдательности, такие тонкие психологические черты…»41.

Роман «Под звон цепей» 42, повествующий о любви каторжника из дворян к дочери тюремного смотрителя, пользовался успехом и неоднократно переиздавался43.

В ряде романов Прохоров описывает жизнь московских «биржевиков», адвокатов, «представителей коммерческих сфер» («Судьба», М., 1893; 3-е изд., М., 1898; «Искра счастья»44 — не закончен), мир дорогих кокоток («Московский полусвет»45), театральную и художественную богему («В пороховом дыму»46; «Тайны сердца», М., 1886; впервые под названием «Из мрака и света театральной жизни»47; «Дочь актрисы»48). В повести «Певица кафешантана» 49 Прохоров вывел Дорошевича в образе «даровитого хроникера из начинающих» (27 нояб.).

Эти произведения, несмотря на явные следы поспешной работы, при увлекательности сюжета и «довольно грамотном письме, были заманчиво порнографичны»50 и немало способствовали росту популярности «какой-нибудь газетенки, без денег, без сотрудников», которая с удовольствием «законтрактовывала к себе литератора-алкоголика, неаккуратно ему платила, но все, что было сподручно выжать… выжимала…» (Ежов). Прохоров «„запивал» свои неудачи, оставаясь до конца дней своих хорошим человеком и настоящим представителем убогой „богемы»»51.

Тяжело заболевший Прохоров после долгих мытарств с трудом попал в больницу, где умер в приемном покое52.

История смерти Прохорова вызвала активное обсуждение в прессе вопроса об организации специальных лечебниц для писателей-алкоголиков (Членов М.А., Жгучий вопрос53). Литературная судьба Прохорова оценивалась современниками как трагедия человека, «полного ума, остроумия, жизни, наблюдательности, таланта и благородства мысли», «сдавленного нуждой… обреченного на литературную смерть… „полутора копейками за строку»» (Дорошевич, с. 72, 74), превратившегося в «шаблонного писателя», интересного для «невзыскательного круга полуобразованного московского общества» (Ежов).

Другие произведения: романы «На каторгу без срока» (Самара, 1886), «Купленный муж» (М., 1889).

М. А. Николаева

Избранная библиография

Романы

Людоеды

В предсмертный час

Любовь и золото

На скамье подсудимых

Под гнетом позора

Тайна одной ночи

Отцеубийца

Под звон цепей

Купленный муж

Рассказы

Признание

Доктор. Роман

Две смерти

Примечания

  1. псевдонимы: В. Риваль, В. Ларин и другие
  2. Московский старожил, с. 337
  3. «Мирской толк», 1883, № 47
  4. «Развлечение», 1890, № 3—4
  5. там же, 1891, № 5—27
  6. см.: Н. Хл(опов) — «Русский листок», 1897, 20 сент.
  7. см.: Масанов
  8. «Москва», 1882, № 37
  9. «Новости дня», 1883, 2 июля
  10. «Людоеды» — «Новости дня», 1883, 10 июля … 23 дек.; «Отцеубийца» — там же, 1884, 7 мая … 1885, 19 янв.
  11. II, 520; XVI, 132
  12. «Волна», 1884, № 1…25
  13. «Свет и тени», 1883, № 25
  14. «Развлечение», 1888, № 14); юмористическими рассказами, где часто использовал шаблонные шутки и игру на двусмысленностях («Супруга удружила»[15. «Будильник», 1883, № 29
  15. «Русский сатирический листок», 1887, № 2
  16. «Развлечение», 1889, № 46
  17. «Новости дня», 1884, 16 окт.
  18. «Будильник», 1883, № 21
  19. «Мирской толк», 1883, № 38-39
  20. «Волна», 1884, № 14
  21. «Развлечение», 1888, № 12
  22. там же, 1890, № 8
  23. А. А. Суворин — А. П. Чехову, 1888 —  РГБ, ф. 331, к. 59, № 71а
  24. «Голос Москвы», 1885. 2…5 авг.
  25. «Развлечение», 1890, № 1
  26. там же, 1890. № 6… 16
  27. BE, 1886, № 12
  28. «Новости и биржевая газета», 1886. 18 дек.
  29. Экс. (А. П. Чебышев-Дмитриев) —  БВед. 1886, 3 дек.
  30. РВед. 1886, 20 дек.
  31. Э.Г. — БВед. 1886. 12 дек.
  32. «Голос Москвы», 1885, 2 авг…. 1886, 7 февр.
  33. там же, 1886, 16 янв. … 10 февр.
  34. «Новости дня», 1886, 15 нояб. … 1887, 11 янв.
  35. там же, 1889, 19 апр. … 31 авг.
  36. «Русский листок», 1890, 23…31 марта
  37. «Новости дня», 1888, 13 июля … 24 дек.
  38. там же, 1889, 3 янв. … 9 февр.
  39. «Развлечение», 1889, № 35—50
  40. «Русский листок», 1890, 3 мая … 30 июня
  41. «Одесский листок», 1897, 23 сент.
  42. «Новости дня», 1887, 23 окт. … 1888, 9 янв.; отдельное издание — М., 1896
  43. 8-е изд., М., 1908
  44. «Русский листок», 1897, 5 июля … 18 сент.,
  45. «Новости дня», 1887, 21 июня … 7 нояб.
  46. «Новости дня», 1888, 13 янв. … 9 июля
  47. «Театр и жизнь», 1885, 30 авг. … 9 дек.
  48. там же, 1886, 9 февр. … 17 марта
  49. там же, 1885, 11 нояб. … 4 февр.
  50. Амфитеатров, т. 1, с. 270
  51. Московский старожил, с. 337
  52. см.: Дорошевич, с. 74
  53. РВед, 1897, 9 сент.
Оцените статью
Добавить комментарий