Волжин Валериан Александрович

Волжин Валериан Александрович

Волжин Валериан Александрович – юрист, писатель. Автор популярных детективных и криминальных романов и рассказов. Его повесть «Присяжные оправдали» входит в список ста лучших русских уголовных романов.

Валериан Волжин. Биография

Родился Валериан Александрович 23 января 1845 года в сельце Панкеево Льговского уезда Курской губернии (ныне – Конышевский р-н Курской области), расположенном на левом берегу речки Вабля, в старинной дворянской семье Волжиных, род которых известен с начала XVII века. Об этом имеются сведения в «Исторической летописи курского дворянства» А.А. Танкова. В главе о составе военно-служивого сословия Рыльской десятни за 1632 год А.А. Танков среди высокооплачиваемых из царской казны служивых людей называет Василия Ивановича Волжина и Ивана Ивановича Волжина, обязанных представлять новгород-северских ратников. Так Ивану Ивановичу причиталось 750 четей и 34 рубля, и он был обязан прибыть на военные сборы на коне в саадаке и иметь при себе «человека на мерине с возжею, с пищалью и простым конем». А вот Василию Ивановичу Волжину от царских щедрот причиталось 350 четей и 12 рублей, и он обязан был прибыть «на коне в саадаке и иметь человека на мерине с длинной пищалью».

А в википедии о родословной В.А. Волжина сказано, что «у истоков рода Волжиных был Богдан Евстафьевич Волжин, владевший поместьями в Коломенском уезде в 1577 году. Потомство Богдана Евстафьевича Волжина было записано в 6-й части Родословной книги Курской губернии».

Семья, в которой воспитывался будущий писатель, была достаточно образованной. Отец играл на скрипке и фортепиано, хорошо знал литературу; пением и чтением книг увлекалась и его мать. Любовь к музыке и чтению родители прививали и детям: трем сыновьям – Александру, Валериану и Николаю – и двум дочерям – Анне и Марии. Уже с девяти лет Валериан, получивший первоначальное домашнее образование и воспитание, писал стихи и рисовал. Дома же он овладел и французским языком, на котором, по его воспоминаниям, «бегло лопотал».

В конце 50-х годов, после смерти отца, будущий писатель был отправлен в Курск и определен в подготовительный класс Курской гимназии, как пишет сам, «на хлеба к учителю истории А.М. Белозерову». Получив необходимую подготовку, Валериан стал учеником Курской гимназии, которую в то время, как следует из краеведческих данных, возглавлял Жаворонков Даниил Григорьевич (1819-1901). И хотя Волжин об учебе в гимназии в своих воспоминаниях отзывался не очень лестно, тем не менее, его литературные способности здесь получили значительное развитие, на что обратил внимание учитель словесности И.М. Назаров, поддержавший добрым словом гимназиста в литературных начинаниях.

 Окончив Курскую классическую гимназию, причем весьма успешно и в числе лучших учеников, Валериан Волжин поступил на медицинский факультет Московского университета. Но что-то там ему не понравилось, и вскоре он перешел на юридический факультет этого же университета. Среди его учителей, как дружно отмечают все биографы, были известные профессора того времени Н.И. Крылов, С.М. Соловьев, Б.Н. Чичерин и другие.

Никита Иванович Крылов (1807-1879), окончивший некогда Санкт-Петербургскую духовную академию был известным юристом. По своим научным воззрениям на право – был ярким выразителем исторической школы юриспруденции. И это стремился привить своим подопечным студентам.

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879), преподававший в университете историю, был «горячим поборником научных интересов, свободы преподавания и автономии университетского строя», как сказано о нем в «Русском биографическом словаре» Брокгауза и Ефрона. А еще в годы, когда студент Валериан Волжин постигал науки, С.М. Соловьев уже издал значительную часть своей «Истории России» (издавал ее с 1851 по 1879 год), и студенты университета, в том числе и Валериан Волжин, с удовольствием знакомились с новыми томами соловьевской «Истории».

Чичерин Борис Николаевич (1828-1904) в шестидесятые годы был уже профессором государственного права и автором такого общеизвестного труда, как «Опыты по истории русского права» (1858). По общественному воззрению – умеренный последователь Гегеля. Он считал, что «личность – это краеугольный камень всего общества, что источник права и нравственности – свобода. А свобода совести – основной закон любого культурного общества».

Необходимо также отметить, что Валериан Волжин поступил в университет уже после отмены крепостного права и учился в нем в годы, когда университетская молодежь была пропитана не только вольнолюбивыми помыслами, но и революционными идеями. Мало того, с 4 апреля 1866 года после выстрела Д. Каракозова в императора Александра II началась охота революционеров-социалистов на императора и высших сановников России.

Валериан Александрович, несмотря на свои вольнолюбивые взгляды, прямого участия в революционном движении студенчества не принял. Он считал, что справедливое общество в России можно построить только через верховенство законов и общее просвещение и образование народа.

После университета с 1870 по 1872 год Валериан Александрович Волжин работал в Орловском окружном суде помощником секретаря, затем 3 марта 1872 года перевелся в Пензенский окружной суд. Здесь довольно бурно проходил его карьерный рост от секретаря при прокуроре до члена суда и статского советника (генерала) (1889). Если более подробно, то 21 августа 1873 года был утверждён судебным следователем 1-го участка Пензенского уезда, 24 марта 1881 года получил чин надворного советника, а 10 марта 1882 года стал членом Пензенского окружного суда.

1882 год в жизни уроженца Курской губернии и служителя Фемиды Валериана Александровича Волжина ознаменовался тем, что стал отправной точкой в начале его литературной деятельности. Как единодушно сообщают биографы писателя, его первые статьи, связанные с судебной практикой, появились в 1882 году в журнале «Криминалист». Мало того, он стал внештатным сотрудником этого журнала. Правда, в дальнейшем, по мере накопления опыта и литературных материалов, сотрудничал с другими журналами, в том числе «Судебной газете», «Юридической газете», «Юридическом вестнике» и «Юридической летописи».

Однако дорога в литературу оказалась не столь простой, как могло показаться вначале. Принятую уже к печати в журнале «Наблюдатель» повесть «Бабий клуб» отклонили на том основании, что «жандармский полковник выведен смешно». Это, естественно, больно ударило по самолюбию начинающего литератора, но он рук не опустил и продолжил усердно заниматься творческой деятельностью, что-то из написанного публикуя, а что-то и откладывая в ящик стола до лучших времен.

В 1876 году, когда ему перевалило за тридцать, он женится на пензенской дворянке, дочери коллежского асессора Марии Владимировне Семеновой. От этого брака у них родились дети: Александр (1877), Вера (1879), Ольга (1881) и Надежда (1883). Но в 1890 году супруга Волжина умирает, и он вторично женится на Елизавете Васильевне Шепуновой.

Занимаясь литературной и общественной деятельностью, в 1892 году Волжин становится членом Пензенского губернского статистического комитета и входит в Попечительский совет только что открытой общественной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова. А в 1894 году избирается членом комиссии по пересмотру законоположений в суде и знакомится с известным российским юристом и общественным деятелем Анатолием Федоровичем Кони (1844-1927). Возможно, с этого времени за Волжиным закрепилась репутация не очень благонадежного служителя Фемиды, и он, как сообщают некоторые биографы, стал притесняем по службе.

Так уж случилось, что первым отдельным изданием писателя валериана Волжина стала книга «Картинки из судебной жизни», изданная в 1891 году в Санкт-Петербурге в типографии А. Мучника. Это был 328-страничный сборник рассказов и очерков, в основу которых легли факты из судебной практики автора. В этом же году здесь же он издал двухтомник работ по юриспруденции «Закон и жизнь», в котором были заметки по гражданскому судопроизводству, по судоустройству и уголовному судопроизводству, а также авторские  комментарии к статьям Уложения о наказаниях. Естественно, «Закон и жизнь», не относились в беллетристике, а представляли собой методическое пособие для начинающих юристов, судебных следователей, прокурорских работников и судей.

Затем последовали небольшие повести «Из воспоминаний судебного следователя» (1892), «Чудак-благотворитель» (1893), «Бродяга» (1893), «Бабий бунт» (1893), «Наши тулуповцы» (1893), «Нищий чиновник» (1893), «Мать-преступница» (1894) и «Присяжные оправдали». Эти повести по страничному объему и читательскому восприятию были довольно разными: например, повесть «Из воспоминаний судебного следователя», изданная в Петербурге в типографии Н. Мартынова, имела всего 76 печатных страниц, а в книге «Наши тулуповцы», изданной в типографии А Мучника, наличествовало 216 страниц. Наиболее же востребованной читательской аудиторией, как отмечают биографы писателя, была повесть «Мать-преступница», опубликованная в 1994 году в журнале «Наблюдатель». В ней так живо и ярко были прорисованы образы героев, что один из судебных деятелей того времени А. Ф. Эттингер в одном из персонажей вдруг узнал себя и выразил недовольство по поводу этого сочинения. По его мнению, в этой повести он выставлен был в не совсем привлекательном виде. И Волжину пришлось уверять коллегу, что судебный персонаж повести – собирательный образ, но никак не конкретное реальное лицо.

Следует отметить, что в повести «Мать-преступница» Волжин предвосхитил некоторые моменты сюжета романа Л.Н. Толстого «Воскресение», завершенного великим писателем в 1899 году. И если ранее чаще всего Валериан Александрович  печатал свои рассказы и повести в журнале «Наблюдатель», то книги издавал уже в типографиях Суворина и Сойкина.

А вот для курян не столько по художественным достоинствам, сколько по историко-географическим должна быть ближе повесть «Перед эпохой освобождения», в которой Валериан Александрович обрисовывает жизнь своей семьи, показывает быт мелкопоместного дворянства Льговского уезда, взаимоотношения помещиков и крестьян. Эта повесть – рассказ о собственном детстве и детских годах его братьев сестер. Потому нежностью и любовью проникнуты страницы о талантливом брате Александре, композиторе-самоучке, написавшем более 300 романсов о родной природе, но так и не сумевшем издать их.

В 1902 году Валериан Александрович, которому исполнилось 57 лет, получил чин действительного статского советника, приравниваемого к армейскому генерал-майору и флотскому адмиралу. В этом же году, продолжая литературную деятельность, переиздает в Петербурге повесть «Наши тулуповцы». А в  1904 году переводится в Омский окружной суд членом судебной палаты. И в этом же году в столичной типографии П.П. Сойкина издает 330-страничныйй роман «Заговорила совесть» и 300-страничный сборник «Повести». Следующие знаковые его книги появились в 1909 году. Это 260-страничный сборник «Рассказы» и 240 страничный сборник произведений «Без прикрас».

В 1910 году после очередного скандала, связанного с его именем, а точнее с выходом ряда его статей в газете «Сибирские отголоски»,  вызвавших открытое недовольство министра юстиции И.Г. Щегловитого, Валериан Александрович Волжин оставляет службу в Омске и возвращается в Пензу. Здесь вновь занимает судебные должности и, кроме того, становится действительным членом Пензенского губернского статистического комитета и ученой архивной комиссии. Не оставляет он и литературной деятельности: в столичной типографии А.С. Суворина издает сборники рассказов «Во имя правды» (1912) и «Последние рассказы» (1913).

В 1915 году выходит в отставку и живет с супругой в частном, ранее приобретенном доме. Генеральский пенсион и гонорары за книги предполагают безбедную старость.

Но революционные события 1917 года, к которым В.А. Волжин отнесся с настороженностью, присущей людям с большим жизненным опытом – ему ведь было 72 года – вносят свои коррективы. Про пенсию приходится забыть. Выручает литературное творчество и накопления прежних лет.

В конце мая 1918 года Пенза, как и ряд других городов Поволжья и Сибири, была захвачена мятежными чехами и словаками. Под прикрытием их штыков активизировались антибольшевистские силы. В Пензе Советская власть была ликвидирована. В соседней Самаре представители буржуазных партий, в том числе эсеров, создали Комуч – Комитет членов учредительного собрания. Власть Комуча, поддержанная белочехами, распространилась и на Пензенскую губернию. В это время Валериан Александрович Волжин, как сообщает Д. Мурашов, с группой безработных интеллигентов, державших «нейтралитет» к властям, попытались создать журнал «Эстетика», в котором бы печатались местные литераторы. В течение 1918 года было выпущено несколько номеров журнала. Но катившаяся уже по стране Гражданская война, захлестнувшая и «толстопятую», по определению Волжина, Пензу, не дала развиться журналу, и он канул в Лету, как, кстати, и Комуч. А в Пензе восстановилась Советская власть.

В 1919 году семидесятичетырехлетний «беспартийный» Валериан Волжин еще раз попытался создать литературный журнал «Свободное слово». Однако после выхода первого номера (к сожалению, несохранившегося) журнал был закрыт как «ненужное издание» рабоче-крестьянской власти.

Последним литературным произведением Волжина стал рассказ «Рядовой Кадушкин» о солдате Пармене Кадушкине, возвращавшегося домой из австрийского плена после марта 1917 года. Этот рассказ был напечатан весной 1919 года в журнале «Пролетарий», начавшем издаваться в Пензе. Кроме рассказа, в журнале был его отзыв и на третий выпуск журнала «Москва», в котором находились произведения поэтов второй волны серебряного века. Волжин, как сообщают его биографы, давая рецензию их стихотворениям, отмечал, что «поэты В. Брюсов, С. Есенин, К. Бальмонт и В. Иванов своими жалкими виршами безжалостно портят прекрасный русский язык». Вот так!..

В этом же году писатель умер в Пензе и там же был похоронен.

О творчестве

К сказанному остается лишь добавить, что Валериан Александрович Волжин – автор трех романов, десятка повестей и более 80 рассказов, которые стали любопытными свидетельствами той эпохи. В своих произведениях он, как уже отмечалось выше, широко использовал личный богатый опыт, факты из юридической практики, автобиографию. И хотя в рассказах, повестях и романах  Волжина часто использовались криминальные события, составляющие основу сюжета, отнести их к чисто детективному жанру вряд ли кто осмелится. В них все же преобладают бытописание и психологическая составляющая, поднимаются вопросы нравственного и духовного воспитания общества, что ставит эти произведения в один ряд с «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского.

Николай Пахомов

Из статьи «Служители Фемиды на литературном поприще»

Оцените статью
Добавить комментарий