Интереснее и ближе, чем криминальные разборки, кубинскому писателю Луису Ногерасу и некоторым его коллегам по ремеслу оказалась другая реальность, реальность будней разведчика. В советской критике даже промелькнуло название революционно-романтическая литература по отношению к его произведениям, и это в известном смысле справедливо, если говорить о пафосе.
Содержанием романа И если я умру завтра… является изображение деятельности разведчика Рикардо Соланы, засланного в Соединенные Штаты. Ситуация невероятно сложна: одновременно на арене выступают как американцы, так и кубинские эмигрантские группы контрреволюционного толка; руководство Соланы теряется в догадках: Террес, капитан, наверняка панически боится признать, что существует какая-то иная конкурирующая с ними группировка, поддерживаемая ЦРУ. Скорее всего, он так и решил оставить эмиграцию в сомнении, дело ли его рук нападение на Бока де Пахаро или нет. Ну, а ЦРУ, возможно, прячет в рукаве вторую карту. Поэтому оно могло запретить второй группе делать заявление…
Все это и должен выяснить Рикардо Солана, мастер каратэ, бесстрашный боец. Впрочем, иногда он ведет себя не как опытный профессионал (а вторая часть романа, озаглавленная Годы, призвана убедить читателя именно в этом), а как человек-смертник, заранее готовый умереть после выполнения задания — отправления шифровки о месте, времени и авторстве диверсионной акции против его страны. Финальная схватка, где противостоят друг другу две школы рукопашного боя — каратэ и кун-фу, заставит замереть сердце любителя боевика; эпилог, следующий за ней, рассчитан на сентиментальное умиление героическими плакатными революционерами.