Карл Хайасен

Карл Хайасен — популярный американский писатель, зачинатель нового направления — экологического детектива.

Биография

Карл Хайасен (Carl Hiaasen) родился 12 марта 1953 года во Флориде. Его отец – преуспевающий адвокат имеет норвежские корни. Получил образование в университете Флориды, где участвовал в работе над студенческими газетами, а после окончания устроился на работу репортером в Майами Геральд, основными темами его репортажей стали проблемы коррупции и бизнеса. С 1979 года активно занимается расследованиями с области недвижимости и строительства, расследует дела связанные с разрушением экологии Флориды, а 1985 года завел еженедельную колонку горячих репортажей, которые с завидной регулярностью выдают очередную порцию сенсационных разоблачений.

Вначале 1980-х в соавторстве со своим другом и прекрасным журналистом Уильямом Б. Монталбано написал три триллера (Порошок Берна, Линия ловушки и Смерть в Китае).

Получив необходимый опыт и набравшись храбрости, написал роман самостоятельно. Основной целью своего триллера Туристический сезон (1986) Хайасен было отпугнуть туристов от Флориды, но популярность книги принесла обратный эффект. Автор и описывает Флориду как улей для жадных бизнесменов, коррумпированных политиков, тупых блондинок, апатичных пенсионеров. Сейчас книга входит в список десяти лучших детективов.

К настоящему моменту Хайасен написал 13 триллеров, которые можно определить как сатирические (некоторые критики считают его лучим сатирическим романистом Америки, после Вуди Аллена).

Романы Хайасена переведены на 33 языка и годами держатся в списках бестселлеров крупнейших западных СМИ (в частности, Нью-Йорк Таймс).

В 2002 году Хайасен написал по просьбе своих детей детский детектив Хут, за который был удостоен награды Ньюбери, который почти два года держался в списке бестселлеров Нью-Йорк Таймс. После этого автор написал еще два детских экологических детектива (Flush и Скат). В марте 2012 года юным читателям обещан выход нового романа Chomp.

В 1996 году роман Хайасена Стриптиз был экранизирован. Несмотря участие в фильме Деми Мур и уверения Хайасена, что сцена с обмазыванием Берта Рейнольдса с головы до ног вазелином является золотым моментом в современном американском кино, фильм получил Золотую Малину (приз за худшие достижения в кино) в 5 номинациях – фильм, режиссер, сценарий, песня и экранная пара.

Экранизации детского детектива Хуг (в русском прокате Крик совы) в 2006, повезло больше. Фильм не получил никаких наград, но экранизация признана была не очень удачной.

О творчестве

Скверная обезьянка

Карл Хайасен начинал как многие журналисты сменившие малую форму на более крупную. Он был великолепным журналистом, пристально рассматривающем лихорадочные метания политиков, едва возникал разговор о коррупции.

В своих первых книгах Хайасен продолжил рассказывать о криминальном климате, сложившемся на самом популярном курорте США — Флориде. Америка была охвачена предвыборным безумием, гонкой двух претендентов, а остальной мир без отрыва читал первый роман нового писателя из Флориды — Туристический сезон.

Но после столь удачного начала, начали появляться книги-близняшки первого романа. Серьезные симптомы — смена издателя, поиск нового жанра и аудитории (детские книги) – указали на основные признаки болезни. Но наконец, писатель решил вернуться к дебютному жанру.

Читая книгу Скверная обезьянка (Bad Monkey), в очередной раз убеждаешься, что клоны бывают не только в науке, но и в литературе. Хайасен настолько влюблен в свои произведения, свои выдумки и писательские хитрости, что повторяет их снова и снова. Если вы читаете детективы Хайасена впервые, возможно вам и покажется все это интересным, но читать об одних и тех же событиях по третьему кругу становится невыносимо скучно.

Не спасает от занудства великолепно обыгранный персонаж обезьянки, которая по уверениям одного из персонажей, та самая сбежавшая из фильма Пираты Карибского моря актриса. Но поскольку обезьяна еще не научилась говорить, спросить является ли правдой эта история, не удается никому из персонажей.

Великолепные пейзажи и потенциально богатые на характерные детали герои, теряются под властным голосом всеведущего автора-журналиста ведущего свой монолог на фоне калейдоскопа картинок. И книга превращается в очередной анти-путеводитель по самым живописным уголкам Флориды — описания убийств на почве пьяных разборок, или просроченных долгов, наркотики, или просто переговоры деловых людей. Хайасен возвращается в родную стихию — журналистское расследование.

Мелкие эпизоды, часто просто прилепленные к основному сюжету, болтаются как цветные картинки на холодильнике. И буквально в каждом эпизоде сквозит глобальное желание отвадить всех туристов от родных мест автора.

Если вы никогда еще не читали книги Карла Хайансена, роман покажется вам ярким, увлекательным, интересным, но если вы успели познакомиться с его экзотической прозой, роман покажется вам нудной зубрежкой уроков…

Избранная библиография

Романы

Powder Burn, 1981 (with William D. Montalbano)
Trap Line, 1982 (with Montalbano)
A Death in China, 1984 (with Montalbano)
Туристический сезон (Tourist Season, 1986)
Двойная наживка (Double Whammy, 1987)
Skin Tight, 1989
Native Tongue, 1991
Стриптиз (Strip Tease, 1993)
Дрянь-погода (Stormy Weather, 1995)
О, счастливица (Lucky You, 1997)
Хворый пес (Sick Puppy, 2000)
Клинический случай (Basket Case, 2002)
Купание голышом (Skinny Dip, 2004)
Nature Girl, 2006
Scat, 2008
Star Island, 2010
Chomp, 2012
Bad Monkey, 2013
Razor Girl, 2016

Сборники рассказов

Naked Came the Manatee, 1996 (with others)
Tart of Darkness (2003, Sports Illustrated)

Детская литература

Hoot, 2002
Flush, 2005

Добавить комментарий