Элизабет Феррарс

Английская писательница Элизабет Феррарс, известна как автор множества детективных романов написанных с почти немецкой дотошностью и пунктуальностью.

Элизабет Феррарс. Биография

Элизабет Феррарс (Elizabeth Ferrars), урожденная Морна Дорис Мактаггарт (Morna Doris MacTaggart) родилась 6 сентября 1907 года в Рангуне (Бирма). Ее отец был шотландским торговцем поставлявшим в Европу рис и древесину, поэтому детские годы будущей писательницы прошли на территории британской колонии под надзором строгой няни. Родители планировали дать девочке европейское образование в одном из немецких университетов, для чего специально наняли няню немку, которая с детских лет обучала девочку немецкому языку. Сама писательница позднее признавалась, что она никогда бы не взялась за детективы не знай она стройного и упорядоченного немецкого.

Для изучения языка няня-немка числе использовала помимо обычных грамматик немецкие детективные романы, что, видимо, отложилось на детском сознании. Но из-за ухудшения отношений между Англией и Германией вопрос об учебе в немецких университетах отпал, и по окончании школы девушку отправили в Университетский колледж Лондона. В 1928 году Элизабет окончила университет с дипломом в области журналистики. Еще во время учебы Элизабет публикует свои первые два романа под собственным именем. В 1940 году Элизабет вышла замуж за шотландского ученого и академика Роберта Брауна (Robert Brown). Первый год брака и стал началом активных литературных занятий. Свои романы Элизабет публикует под псевдонимом состоявшим из ее имени и девичьей фамилии матери — Феррарс (Ferrars).

В 50-е году Элизабет на год уезжает с мужем в Америку, где ему предложили пост в Корнельском университете, но в связи с разгулом преследований коммунистов и гнетущей атмосферой маккартизма, вынуждены были вернуться в Англию. После чего Элизабет, вдохновленная Американской ассоциации детективных писателей, активно занимается созданием подобной организации в Британии. Феррарс стала не только членом-учредителем, но также в 1977 году была избрана председателем этой ассоциации.

Все это время писательница публикует детективные романы. Ее работа отличалась особой тщательностью в мельчайших деталях, она кропотливо и дотошно разрабатывала характеры персонажей и ситуации, используемые в детективе, а сюжет создавала, начиная с финала. Феррарс написала несколько серий, но большинство ее лучших романов написаны как самостоятельные произведения.

Она постоянно путешествует вместе с мужем, который преподавал в разных Университетах Англии и Австралии. Романы Элизабет Феррарс пользовались большой популярностью не только у читателей, но и у критиков жанра. Одним из ее поклонников был Энтони Баучер. Английская писательница строила свои детективы в строгом соответствии со всеми канонами детективного жанра. Ее герои обычно принадлежат к высшему или среднему классу, а сюжет нацелен на разгадку головоломки. Элизабет Феррарс была великолепным психологом и, в отличие от большинства писателей, работающих в жанре классического детектива, включала психологические элементы в свои романы. Она также избегала изображения насилия и лишь изредка прибегала к использованию литературных цитат.

Элизабет Феррарс скончалась 30 марта 1995 года.

О творчестве

Обезьяна не причастна к убийству

Один из ранних романов Элизабет Феррарс Обезьяна не причастна к убийству (Don’t Monkey with Murder, 1942; в США был опубликован под названием Форма пятна (The Shape of a Stain)) — великолепная иллюстрация основных тенденций в раннем творчестве писательницы.

Следует оговориться, что творчество Элизабет Феррарс вполне можно разделить на два периода — ранний и поздний. Романы раннего периода отличаются обилием юмора и динамичным темпом развития. Эпизоды следуют один за другим, моментально чередуясь друг с другом. Позднее ее творчество стало тяготеть к психологическим аспектам. Сложные характеры героев и непростые дилеммы, стоящие перед персонажами не позволяли использовать юмор и динамику, как это было раньше.

Но не следует обманывать читателя, поскольку подобная перемена — это лишь смена декораций или обрамления, суть детективных романов осталась неизменной. Для английской писательницы основной целью романа является игра с читателем в угадайку, в истории нужно как можно дольше скрывать личность истинного виновника или преступника.

В романе Обезьяна не причастна к убийству расследователем является герой самой известной серии романов Элизабет ФеррарсТоби Дайк (Toby Dyke). Дайк на первый взгляд кажется праздношатающимся богачом, но на самом деле он работает журналистом, хотя даже это не позволяет скрывать ему свою лень.

Детективная история построена вокруг поисков убийцы, владельца шотландского замка. Дайк в романе встречается с молодой девушкой, впрочем, отношения с ней самые платонические, которую писательница подсовывает читателям как наиболее вероятную подозреваемую, но вскоре читатели понимают, что девушка не причастна к преступлению и поиски возобновляются.

Роман очень живой и насыщенный событиями, с особым акцентом на юмористических эпизодах. Тоби Дайк производит очень сильное впечатление, а его постоянные шутки, позволяют поставить этого героя в один ряд с Питером Уимси или даже Дживсом, созданным легендарным Вудхаузом.

Ранние романы Элизабет Феррарс — свидетельство литературного таланта английской писательницы, которая могла стать одним из мэтров юмористического детектива, но как мы видим в дальнейшем ее работы пошли по более традиционному пути.

Избранная библиография

Серия о Тоби Дайке (Toby Dyke)

  • Дайте трупу плохое имя (Give a Corpse a Bad Name, 1940)
  • Унесите тела (Remove the Bodies, 1941), в США — Репетиция убийства (Rehearsals for Murder)
  • Смерть в Ботанической бухте (Death at Botanist’s Bay, 1941), в США — Убийство самоубийства (Murder of a Suicide)
  • Обезьяна не причастна к убийству (Don’t Monkey with Murder, 1942), в США — Форма пятна (The Shape of a Stain)
  • Ваша шея в петле (Your Neck in a Noose, 1942), в США — Шея в петле (Neck in a Noose)

Серия о Вирджинии и Феликсе Фрирах (Virginia and Felix Freer)

  • Последняя воля (Last Will and Testament, 1978)
  • Хрипота (Frog in the Throat, 1980)
  • Более жидкий, чем вода (Thinner Than Water, 1981)
  • Смерть второстепенного персонажа (Death of a Minor Character, 1983)
  • Я встретил убийство (I Met Murder, 1985)
  • Забойщица (Woman Slaughter, 1989)
  • Сон несправедливых (Sleep of the Unjust, 1990)
  • Осторожно, собака (Beware of the Dog, 1992)

Серия об Андрю Баснетте (Andrew Basnett)

  • Некое зло (Something Wicked, 1983)
  • Корень всякого зла (The Root of All Evil, 1984)
  • Преступник и кристалл (The Crime and the Crystal, 1985)
  • Другое имя дьявола (The Other Devil’s Name, 1986)
  • Убийство также много (A Murder Too Many, 1988)
  • Дым без огня (Smoke Without Fire, 1990)
  • Убийство как хобби (A Hobby of Murder, 1994)
  • Выбор Элвиса (A Choice of Evils, 1995)

Романы вне серии

  • Поверните холостого (Turn Single, 1932)
  • Прерванная музыка (Broken Music, 1934)
  • Я говорил, это — муха (I, Said The Fly, 1945)
  • Убийство среди друзей (Murder Among Friends, 1946), в США — Обмануть палача (Cheat the Hangman)
  • С убийством в голове (With Murder in Mind, 1948)
  • Убийство мартовского зайца (The March Hare Murders, 1949)
  • Доброта (Milk of Human Kindness, 1950)
  • Охота на черепах (Hunt the Tortoise, 1950)
  • Часы, которые не остановить (The Clock that Wouldn’t Stop, 1952)
  • Алиби для ведьмы (Alibi for a Witch, 1952)
  • Убийство во время (Murder in Time, 1953)
  • Лживые голоса (The Lying Voices, 1954)
  • Достаточно, чтобы убить лошадь (Enough to Kill a Horse, 1955)
  • Всегда говори — умри (Always Say Die, 1956), в США — Мы не увидим ее больше (We Haven’t Seen Her Lately)
  • Убийство перемещается (Murder Moves In, 1956), в США — Смерть или лечение (Kill or Cure)
  • Меблированное убийство (Furnished for Murder, 1957)
  • Необоснованное сомнение (Unreasonable Doubt, 1958), в США — Подсчет стоимости (Count the Cost)
  • Повесть о двух убийствах (A Tale of Two Murders, 1959), с США — Расстаться с жизнью (Depart this Life)
  • Боязнь света (Fear the Light, 1960)
  • Спящие собаки (Sleeping Dogs, 1960)
  • Блуждающие вдовы (The Wandering Widows, 1962)
  • Занятое тело (The Busy Body, 1962), в США — В глазах двоится (Seeing Double)
  • Дважды мертв (The Doubly Dead, 1963)
  • Юридическая фикция (A Legal Fiction, 1964), в США — Гнилая дворянка (The Decayed Gentlewoman)
  • Девятая жизнь (Ninth Life, 1965)
  • Нет покоя для Злого (No Peace for the Wicked, 1965)
  • Ноль в кости (Zero at the Bone, 1967)
  • Качающиеся столпы (The Swaying Pillars, 1968)
  • Скелет в штате (Skeleton Staff, 1969)
  • Семь спящих (The Seven Sleepers, 1970)
  • Незнакомец и напуганный (A Stranger and Afraid, 1971)
  • Подозрительное дыхание (Breath of Suspicion, 1972)
  • Маленький мирок убийства (The Small World of Murder, 1973)
  • Одной ногой в могиле (Foot in the Grave, 1973)
  • Дом повешенного (Hanged Man’s House, 1974)
  • Живые и мертвые (Alive and Dead, 1974)
  • Крыса (Drowned Rat, 1975)
  • Кубок и губы (The Cup and the Lip, 1975)
  • Кровь поднимается (Blood Flies Upwards, 1976)
  • Довольно розовый колпак (Pretty Pink Shroud, 1977)
  • Анонимные убийства (Murders Anonymous, 1977)
  • По меньшей мере убийство (In at the Kill, 1978)
  • Свидетель перед фактом (Witness Before the Fact, 1979)
  • Эксперимент со смертью (Experiment with Death, 1981)
  • Скелет в поисках шкафа (Skeleton in Search of a Cupboard, 1982)
  • Прийти и быть убитым (Come and Be Killed, 1987)
  • Суд ярости (Trial by Fury, 1989)
  • Опасность исходит от мертвых (Danger from the Dead, 1991)
  • Ответов здесь нет (Answers Came There None, 1992)
  • Смерть твоего брата (Thy Brother Death, 1993)
  • Видеть значит верить (Seeing is Believing, 1994)
  • Тать в ночи (A Thief in the Night, 1995)

Рассказы и сборники

  • Дизайн для жизни (Designs on Life, 1980)
  • Последовательность событий (Sequence of Events, 1989)
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. Jones

    Fantastic goods from you, man. I’ve understand your stuff previous to and you are just extremely magnificent.

    Ответить