Джулиан Саймонс

Английский писатель Джулиан Саймонс —поэт, историк, биограф и теоретик детективного жанра. Автор популярных детективов, сочетавших новации и традиции жанра. Один из руководителей Детективного клуба, чьи романы были признаны классикой жанра.

Джулиан Саймонс. Биография

Джулиан Густав Саймонс (Julian Gustave Symons) родился 30 мая 1912 года в Лондоне. Джулиан был самым младшим в семье из пяти детей.

Его отец Моррис Альберт Саймонс до Первой мировой войны работал продавцом подержанных товаров, а затем в качестве аукциониста, но все эти работы не приносили ему достаточно денег, зато он был строгим отцом, воспитывающим детей в духе викторианской эпохи. Джулиан упоминает, что отец был эмигрантом, который в ранней молодости прибыл в Англию, но писатель так и не смог добиться от него никаких сведений о его прошлом и настоящей фамилии.

Джулиан страдал в детстве от заикания, отчего его поместили в школу, совмещающую обучение с лечебными процедурами. Несмотря на свои проблемы с речью, мальчик отличался высоким интеллектом, а когда ему удалось вылечиться от заикания, он быстро нагнал школьную программу. К четырнадцати годам, когда школа была окончена, Саймонс составил для себя интенсивную программу для самообразования, включавшую лучшие произведения литературы.

Прежде чем стать известным писателем Саймонс работал стенографистом-машинистом, секретарем в инженерной фирме и копирайтером рекламных текстов для государственных учреждений Лондона.

Литературная карьера Саймонса распадается на два этапа. В течении 30-х годов Саймонс увлекался радикальной поэзией и даже основал свой маленький журнал Стихи двадцатого века. Он был одним из группы молодых поэтов, наследников Стивена Спендера и У. Х. Одена. К началу Второй мировой войны он опубликовал уже два сборника стихов и приобрел репутацию проницательного литературного критика.

В 1941 году Саймонс женится на Кэтлин Кларк (Kathleen Clark), которая позднее родила ему двоих детей — Сару и Мориса. С 1942 по 1944 Саймонс служит в Королевском танковом корпусе британской армии.

Поворотным моментом в литературной карьере Саймонса стала публикация его романа Дело о нематериальном убийстве (The Immaterial Murder Case, 1945). Писатель написать его как пародию на художественные движения в литературе тех лет и их последователей, но публиковать не решался, поэтому рукопись шесть лет пролежала в ящике стола. Возможно Саймонс так и не стал бы детективщиком, если бы не Кэтлин, которая предложила продать роман, чтобы оплатить задолженности, которые никак не могла покрыть зарплата копирайтера.

Успех романа и второго Человек по имени Джонс (A Man Called Jones, 1947) позволили ему обеспечить себя финансово и посвящать больше времени литературным исследованиям. Но уже в четвертом своем романе Тридцать первое февраля (The Thirty-first of February, 1950) Саймонс начинает отходить от традиционных форм классического детектива и использует более экспериментальные подходы.

Одновременно с этим Саймонс растет как литературный критик. В 1947 году Джордж Оруэлл доверяет ему колонку с книжного обозрения в Манчестер Ивниг Ньюс, которую вел до этого сам. Саймонс на протяжении многих лет писал отзывы для Лондонской Санди Таймс, позднее служил членом Совета Лондонского университета, а также читал лекции в качестве приглашенного профессора в Амхерст колледже (Массачусетс, США).

Джулиан Саймонс был одним из основателей Ассоциации криминальных писателей, где с 1958 по 1959 занимал кресло председателя. Возможно это выдвижение стало возможным после того как Саймонс в 1957 году его роман Перекрестная фальшивка получил награду как лучший криминальный роман. В 1966 году один из лучших его романов Цвета убийства еще раз был отмечен этой премией, а в 1990 году сам писатель был награжден Алмазным кинжалом Картье за достижения в области жанра.

Саймонс был председателем множества обществ и получил множество наград от самых различных организаций. Он был председателем Клуба Агаты Кристи и общества Конан Дойла. Американское общество детективных писателей дважды награждало премией Эдгар. В 1961 году за достижения в области криминальной литературы, в 1973 году специальной премией Эдгар была отмечена монография Кровавое убийство, а в 1982 году он был назван Великим Магистром. Саймонс был награжден Шведской детективной академией, Датским клубом Эдгара По, а также в 1975 году стал членом Королевского общества литературы.

Последний роман Джулиана Саймонса — Своего рода добродетель: политико-криминальный роман (A Sort of Virtue: A Political Crime Novel) вышел в 1996 году, спустя два года после смерти автора.

Скончался Джулиан Саймонс 23 ноября 1994 года в Кенте.

О творчестве

Джулиан Саймонс подготовил теоретическую базу для перехода от классического детектива к криминальному роману, к тому разнообразию жанровых формул, которые мы наблюдаем сегодня. В своих теоретических работах он удивительно точно предсказал основные направления развития детектива: углубление в исследованиях человеческой психики в условиях стресса, иронический комментарий на окружающие события и различие между правонарушением и силой закона, размываемое до бесконечности.

Поскольку в качестве исходного тезиса интереса читателей к детективу Саймонс рассматривал факт социального давления и различных репрессивных действий по отношению к личности1, в своем творчестве он сосредоточился на психологическом романе. Большинство его героев — обычные люди, доведенные до отчаяния, или рядовые граждане, внезапно оказавшиеся в хичкоковском кошмаре. Как следствие, акцент сделан на отчаянные действия, продиктованные стрессом, и реализованные посреди повседневной жизни.

В своих романах Саймонс расширил границы криминального жанра, доказывая тем самым, что детектив подобно классическим романам может служить средством для отображение тех аспектов общества, которые искажены и требуют к себе пристального внимания.

Но ключевая заслуга Джулиана Саймонса в его теоретическом вкладе. Две его монографии: Детектив в Великобритании (The Detective Story in Britain, 1962) и Кровавое убийство: от детектива к криминальному роману (Bloody Murder: From the Detective Story to the Crime Novel, 19722). Хотя сегодня некоторые русские исследователи иронизируют по поводу выводов сделанных в работах Саймонса, но для своего времени (начало 70-х годов), его ключевой вывод о сдвиге интереса от формальной загадки к психологии человека, от ориентации классического детектива на увлеченное разгадывание тайн к акцентам на характер и мотивацию, имели революционное значение.

Из рукописей

Отвергнутое

Свой первый детективный роман — Дело о нематериальном убийстве (The Immaterial Murder Case) Джулиан Саймонс (Julian Symons) написал еще до начала войны, но роман возможно так и пролежал бы в столе, если бы его не нашла жена – Кэтлин (в девичестве Кларк), которая наткнулась на рукопись и посоветовала отдать роман издателю у которого он работал в это время копирайтером. Второй роман Саймонса, от которого автор позже отрекся, считая, что для написания романа нужны более длительные исследования, — Человек, по-прозвищу Джонс (A Man Called Jones, 1947), был также почти не замеченным читателями и критиками. А третий детектив, Начало Блэнда (Bland Beginning, 1949) стал подлинным началом для будущего мастера детективов — Джулиана Саймонса. И не важно, что это был уже третий роман об инспекторе Блэнде, первые два были явным фальстартом.

Когда писатель думает о своем следующем детективе, в попытках сочетать несочетаемое: свой опыт работы в рекламном бизнесе и впечатление от чтения романов Достоевского. Его дневники рассказывают о мыслях и попытках написать детектив, рассказывающий о людях, вовлеченных в эмоциональный конфликт, приводящий к убийству. И действительно в его следующем романе Тридцать первое февраля (The Thirty-First of February, 1950) нет описания убийства, но напряженное детективное расследование и постоянное подозрение, падающее на невиновных, настолько динамично развивает сюжет, что держит читателя в напряжении до самого финала.

Здесь мы впервые встречаемся с основной целью и стремлением Саймонса, который желал лишь слегка видоизменить классический роман, достигший , по его мнению, великолепного воплощения в произведениях Агаты Кристи, добавив в него немного психологии. Свой следующий роман — Ломанный грош (The Broken Penny, 1953) английский писатель пытается написать в жанре чистого триллера, но по удачному выражению Г. Китинга этот жанр был создан не для него, поэтому писатель возвращается к детективу в пятом своем романе Сужение круга (The Narrowing Circle, 1954) где автор не скрывает своего удовольствия от удачно найденного сюжета.

Во время работы над этим романом Саймонс формирует свой первый принцип, который позднее сформулирует в своем ставшем классикой исследовании. Детектив в отличие от других жанров художественной литературы должен опираться на реальность. Недаром Саймонс считал одним из гениев, изменивших лицо жанра основателя крутого детектива Дэшила Хэммета.

Избранная библиография

Романы

  • Дело о нематериальном убийстве (The Immaterial Murder Case, 1945)
  • Человек по имени Джонс (A Man Called Jones, 1947)
  • Мягкое начало (Bland Beginning, 1949)
  • Тридцать первое февраля (The Thirty-First of February, 1950)
  • Ломаный грош (The Broken Penny, 1953)
  • Сужающийся круг (The Narrowing Circle, 1954)
  • Бумага о погоне (Paper Chase, 1956), в США выходил под названием Удача Богуа (Bogue’s Fortune)
  • Цвет убийства (The Colour of Murder, 1957)
  • Гигантская тень (The Gigantic Shadow, 1958), Мечта трубы (The Pipe Dream)
  • Продвижение в криминале (The Progress of a Crime, 1960)
  • Убийство Фрэнси озера (The Killing of Francie Lake, 1962), в США было опубликован под названием Простой человек (The Plain Man)
  • Конец Соломона Гранди (The End of Solomon Grundy, 1964)
  • Наследство Бельтинга (The Belting Inheritance, 1965)
  • Человек, который покончил с собой (The Man Who Killed Himself, 1967)
  • Человек, чья мечта сбылась (The Man Whose Dreams Came True, 1968)
  • Человек, который потерял свою жену (The Man Who Lost His Wife, 1970)
  • Игры и игроки (The Players and the Game, 1972)
  • Заговор против Роджера Райдера (The Plot Against Roger Rider, 1973)
  • Проблема третьей трубы (A Three-Pipe Problem, 1975)
  • Отравления Блэкхита (The Blackheath Poisonings, 1978)
  • Сладкая Аделаида (Sweet Adelaide, 1980)
  • Убийства Детлинга (The Detling Murders, 1982), в США вышел под названием Тайна Детлинга (The Detling Secret)
  • Имя Аннабель Ли (The Name of Annabel Lee, 1983)
  • Уголовная комедия довольной пары (The Criminal Comedy of the Contented Couple, 1985), в США выходил был опубликован как Криминальная комедия (A Criminal Comedy)
  • Убийства в кентской усадьбе (The Kentish Manor Murders, 1988)
  • Смерти омрачают лицо (Death’s Darkest Face, 1990)
  • Нечто вроде любовной интриги (Something Like a Love Affair, 1992)
  • Игра счастливых семей (Playing Happy Families, 1994)
  • Сортировка добродетели: политико-криминальный роман (A Sort of Virtue: A Political Crime Novel, 1996)

Лучшие рассказы

  • Убийство! (Murder! 1961)
  • Фрэнсис Куорлз расследует (Francis Quarles Investigates, 1965)
  • Пособие для создание ловушки Крука (How to Trap a Crook, 1977)
  • Великие Детективы — семь оригинальных исследований (Great Detectives — Seven Original Investigations, 1981)
  • Тигры обывателей (The Tigers of Subtopia, 1982)
  • Неужели Шерлок Холмс встречался с Эркюлем … (Did Sherlock Holmes Meet Hercule, 1988)
  • Человек, который ненавидел телевидение (The Man Who Hated Television, 1995)
  • Шерлокианский дуэт Джулиана Саймонса (A Julian Symons Sherlockian Duet, 2000)
  • Открытия Франциска Куорлза (The Detections of Francis Quarles, 2006)

Биографии и исследования

  • Кровавое убийство: от детектива к детективному роману. История (Bloody Murder — From the Detective Story to the Crime Novel: A History, 1972)
  • Сердечный сигнал: Жизнь и творчество Эдгара Аллана По (The Tell-Tale Heart: The Life and Works of Edgar Allan Poe, 1978)
  • Конан Дойл: портрет художника (Conan Doyle — Portrait of an Artist, 1979)
  • Агата Кристи: искусство преступления (Agatha Christie — the Art of Her Crimes, 1981)
  • Дэшил Хэммет (Dashiel Hammett, 1985)
  1. Знаменитая фраза — Насилие, которое спрятано за добрыми лицами, большинства из нас, все же существует в мире.
  2. В 1985 году книга была переиздана под другим названием — Смертельные последствия: История от детектива к криминальному роману (Mortal Consequences: A History, from the Detective Story to the Crime Novel).
Оцените статью
Добавить комментарий

  1. DogLiaro

    У Вас очень хороший контент!

    Ответить
  2. Александр

    «Несмотря на свои проблемы с речью, мальчик отличался высоким интеллектом…»
    С чего вы взяли, что заикание как-то связано с интеллектом?!

    Ответить