vldmrvch.ru

Роберт Барнард

Английский писатель Роберт Барнард прославился не только своими ироничными детективами, но и увлекательными литературными исследованиями, которые написаны не менее захватывающие, чем художественные работы.

Роберт Барнард

Роберт Барнард (Robert Barnard) родился 23 ноября 1936 года в Банхам-он-Крауч (Эссекс, Англия). Его отец был внештатным писателем, зарабатывающем на жизнь написанием романтических историй для популярных журналов, отчего заслужил прозвище больший чем Барбара Картленд.

Роберт закончил Баллиол колледж в Оксфорде, куда поступил на исторический факультет, но затем перевелся на литературный. После успешного окончания колледжа работал в книжном магазине Фабиан общества, а спустя несколько лет занял пост преподавателя в университете Новой Англии в штате Новый Южный Уэльс в Австралии.

На Австралийском континенте Барнард прожил пять лет, здесь же встретился и женился на Марии Луизе Табор, а также отточил свой курс по литературе викторианской эпохи. Барнард не только преподавал, но и публиковал в научных журнала статьи посвященные Чарльзу Диккенсу, сестрам Бронте и Элизабет Гаскелл.

В Австралии возникло желание написать комический роман, но сюжет не складывался, зато вышел великолепный приключенческий роман о нацистах, в основе которого лежал детективная интрига. Издатели отказались публиковать роман, зато редактор одного из самых престижных издательств предложил написать еще один роман с более традиционным детективным сюжетом.

В 1974 году выходит первый роман Роберта Барнарда — Смерть старого козла (Death of an Old Goat), действие которого разворачивается в Австралии. Автор откровенно и иронично рассказывает о своем отвращении к преподаванию, особенно когда его окружают снобы-профессора из Британии. В романе появляется неуклюжий инспектор полиции Роял, расследующий убийство приглашенного профессора Беллвилла-Смита.

Несколькими годами ранее, жена Барнарда пожелала уехать в Европу и тогда ее начинающий писатель перевелся в Университет Бергена (Норвегия). Здесь он закончил работу над своей диссертацией, посвященной романам Диккенса. В 1976 году Барнард устроился на работу в самый северный университет мира в городе Тромсо, который находится в трех градусах к северу от Полярного круга.

Улыбчивый и ироничный англичанин влюбился в северную страну, за ее дружелюбие и спокойствие. Норвегии писатель посвятил два своих детективных романа — Смерть в холодном климате (Death in a Cold Climate, 1980)1 и Смерть в фиолетовой прозе (Death in Purple Prose, 1987).

В 1983 году Роберт Барнард, после двадцати двух лет, наконец возвращается в Англию. Столь долгое пребывание за рубежом, позволило писателю заново взглянуть на родную страну. Критический взгляд стал основой для талантливых работ, многочисленных исследований и художественных произведений. Писатель поселился в Лидсе, а его произведения стали смелее и ироничнее. Этот эмоциональный взрыв ощутили многие критики, а его книги стали пользоваться большим успехом на родине и в США, отчего профессор вскоре смог себе позволить жить на доходы от литературной деятельности.

Писатель скончался 19 сентября 2013 года в Йоркшире, где они вместе с женой жили последние годы.

О творчестве Роберта Барнарда

К сожалению, ироничные детективы Роберта Барнарда на сегодняшний день практически неизвестны русскоязычным читателям. Его работы — это почти идеальный баланс между загадкой, которую предлагает классический детектив и странными, даже скорее эксцентричными характеристиками-комментариями, описывающими обычные человеческие слабости в более чем ироничных ситуациях, в которые самым тщательным образом вписывает своих персонажей этот английский писатель.

Весь спектр его работ блещущих богатством стилей, целиком и полностью основан на классической модели детективного романа. А социальная критика, напоминающая нам язвительную сатиру Диккенса, основана на изображении личностных черт и недостойного поведения отдельных персонажей, чьи типажи хорошо узнаваемы в современном обществе. Барнард признается, что прототипами его персонажей являются люди очень хорошо известные, поэтому жанр детектива позволяет ему смеяться над мерзостями, которые ему противны.

Критики отмечают сложность сюжетов Барнарда, который всегда подчеркивал свою любовь к Агате Кристи, но эта сложность скрашивается сатирическими и гротескными характеристиками, которыми усеяны его работы, а следовательно, не сюжет для него главное. Среди критиков регулярно рецензирующих его романы даже сложился термин комический реализм, более точно характеризующий его творчество. Гротеск, который автор использует в романах ведет свою традицию из хорошо знакомых нам произведений времен Возрождения, когда политическая ситуация также не позволяла говорить и писать прямо о людях узурпировавших власть, поэтому именно в это время и сложился столь непропорциональный жанр.

Подобно многим другим английским двойным писателям (Майкл Иннес, Николас Блейк и другие), Барнард долгое время вел жизнь двойного агента, работая преподавателем литературы в университете и одновременно под псевдонимом публикуя детективные романы. Как пишет сам автор, я дал возможность людям больше чем кроссворд, загадку в истории.

В 2003 году заслуги писателя были отмечены высшей наградой британского общества детективных писателей Алмазным кинжалом Картье, который вручается только писателям, внесшим существенные заслуги в жанр детектива. До этого его конкретные произведения восемь раз выдвигались на Эдгара, ежегодную награду американской детективной академии, а также Барнард обладатель целого ряда престижных премий из этого жанра.

  1. Интересно отметить, что один из самых успешных популяризаторов детектива, английский писатель Барри Форшоу заимствовал это название для своего исследования феномена скандинавского криминального романа.
Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе