Хараламб Зинкэ

Сегодня мы отмечаем день рождения румынского писателя, больше нам известного по своему псевдониму — Хараламб Зинкэ, чьими детективными и шпионскими романами зачитывались во времена Советского союза.

Гари Исаак Зильберман (Hary Isac Zilberman), Хараламб Зинкэ (Haralamb Zincă) — псевдоним, родился 4 июля 1923 года в Бухаресте. Сразу из школы Исаак попал в котел Второй мировой войны. Надо сказать, что Зильберман был одним из тех, кто воевал против немецких захватчиков.

После войны сперва устроился работать библиотекарем, видимо, обладал большой любовью к книгам. А в 1950 году поступил в Школу литературы и литературной критики имени Михаила Эминеску, получив образование устроился работать заместителем главного редактора в журналы Молодой писатель и Звезда. Вместе с этим начинает публиковать свои собственные романы. Всего в наследии автора более пятидесяти романов большую часть из которых составляют шпионские и детективные.

Наиболее известными в творчестве Хараламба Зинкэ является серия произведений со сквозным героем Визиру Лучианом, посвященных борьбе со шпионажем, часто уходящим корнями в события второй мировой войны. Для писателя характерны внимание к повседневной, бытовой стороне жизни и разветвленный детективный сюжет со множеством соучастников, двойным агентом, соперничающими контрразведками разных стран и тому подобное. В 60-е году Зильбермана выбирают секретарем редакции Литературной газеты а в 1967 году — директором Дома писателей.

Немало в наследии автора и литературных премий, основной из которых является Нобелевская премия, а также целый ряд национальных государственных премий.

Писатель многие годы страдал болезнью Альцгеймера, и скончался 24 декабря 2008 года в Бухаресте.

Многие книги румынского писателя были переведены на русский и советские читатели могли познакомиться с лучшими детективными образцами из творчества писателя.

Конец Венеры Милосской

Блистательно развивается интрига в романе румынского писателя Хараламба Зинкэ, шпионского детектива Конец «Венеры Милосской», в котором инженера Стаматиада, занятого проектом разработки урановых рудников, буквально доводит до помешательства, преследуя письмами и телефонными звонками, некто, грозящий расправиться с ним и дающий понять, что контролирует каждый его шаг. Сквозному герою романов Зинкэ, Визиру Лучиану приходится брать на себя роль психотерапевта и психоаналитика при расследовании это го странного дела. Тактика преступника все же непонятна. Почему автору угрожающих писем пришло в голову разделаться со своей жертвой обязательно на глазах органов госбезопасности? — размышляет Лучиан. В этом и других романах заметна любопытная идеологическая тенденция: по мере расширения круга действующих лиц ненавязчиво показывается, что в криминогенной среде существуют и социально близкие элементы, которые в нужный (и одновременно — опасный для их свободы) момент оказывают необходимую помощь госбезопасности, получая в каком-то смысле индульгенцию перед обычной охраной порядка и закона. Такими персонажами в этом романе представлены старый клиент полиции по кличке Котик и честная проститутка Дида, помогающие следствию восстановить недостающие звенья. А тайна основного сюжета кроется в прошлом главного героя, который в годы войны участвовал в разработке урановых месторождений на территории Румынии под руководством немецких ученых. Его сложные отношения с коллегами и неоднозначное поведение в те годы оказалось существенным мотивом для того, чтобы мнимые покойники восстали и решили отомстить. Впрочем, основным катализатором задуманной психической атаки на ученого является желание его коллеги сбежать на Запад с ценными материалами, полученными Стаматиадом.

Последний шаг

Мастерство конструирования многослойного сюжета демонстрирует известный румынский писатель Хараламб Зинкэ (Haralamb Zincă) в романе Последний шаг (Dispărut fără urmă, 1973). В руки капитана Визиру Лучиана приплывает обещающее быть сенсационным предложение о разоблачении шпионской агентуры от бывшего шпиона-призрака, за которым госбезопасность безуспешно охотилась много лет назад (роман Конец шпиона-призрака (1963) на русский язык не переведен). Я сам хочу представить в ваше распоряжение доказательства своей вины, — говорит Лучиану господин Пантази, — которые вы так упорно искали в то время… В пятьдесят втором я выполнял ответственные задания как резидент сети Аргус-2. Я был выдающимся шпионом… У меня в швейцарском банке есть свой счет. Состояние, которое я скопил каторжным трудом профессионального шпиона. Но меня самым подлым образом обманули… Я решил отомстить своим бывшим хозяевам. В обмен Пантази просит разрешения выехать в Швейцарию.

Но буквально на следующее утро Лучиан оказывается перед разбитым корытом: Пантази исчез, а его поиски приводят к лавинообразно разрастающейся серии вопросов, загадок и подозрений. Мало того, что Пантази раздваивается, а потом расстраивается; обрывки следов, которые обнаруживает Лучиан, ведут к десятку не связанных между собой событий и людей, среди которых — таинственная судьба погибшего в 1944 году человека, участника патриотического антигитлеровского движения, о котором никто ничего не знает…

Выход из безнадежно запутанной ситуации автор предлагает, к сожалению, не очень эффективный; все связи восстанавливаются при помощи обнаруженных дневников нескольких действующих лиц, а основного злоумышленника, появляющегося ближе к финалу, читатель толком и не успевает рассмотреть.

Сахарная пуля

В романе Сахарная пуля (Glonțul de zahăr, 1981; в русском переводе — Неизбежный финал) популярного в советское время румынского писателя Хараламба Зинкэ (Haralamb Zincă), главный герой большинства шпионских романов, капитан Визиру Лучиан отодвинут от прямого участия в деле, ибо события, о которых узнает читатель, уже завершились. История фотографа Гаврила Андроника и его жены Родики, попавших в лапы циничных агентов западных спецслужб, представляется в распоряжение писателя Корнелиу Кары, поскольку знакомить население  с действиями иностранных разведывательных спецслужб — важная политическая задача. В последнее время нередко можно слышать, что мы, мол, страна маленькая и вряд ли кого интересуют наши экономические и военные секреты. Подобное мнение… притупляет бдительность граждан, а этого допустить нельзя, — такими словами сопровождают офицеры госбезопасности передачу Каре материалов этого дела.

Ну, а Кара, лихой разбойник пера, имеет свои взгляды на то, как писать романы. Большая часть его повествования — со вкусом рассказанная история личной жизни семьи Андроников, далеко не самой благопристойной, и аналогичная картина нравов столичного полусвета. Именно в такой среде, подчеркивает Кара, — все условия для благополучного существования шпионских гнезд. Финал дела, по сути, ясен с первых страниц, а цель, которую преследуют шпионы, смехотворна. Автор основное внимание уделяет психологическими характеристикам действующих лиц и бытовым зарисовкам жизни определенных слоев бухарестского общества.

Добавить комментарий