vldmrvch.ru

Женщины Себастьяна Жапризо

Себастьян Жапризо — знаменитый французский писатель, сценарист и автор популярных психологических детективов.

Себастьен Жапризо

Настоящее имя — Жан-Батист Росси. Будущий автор родился в Марселе, в семье итальянского эмигранта. Первый роман Себастьяна Дурная слава (Les Mal Partis) о любви молодого человека и монахини на фоне оккупации Франции, был опубликован, когда ему исполнилось девятнадцать лет. Во Франции он не пользовался особой популярностью, но спустя какое-то время его издали в США, где роман имел оглушительный успех. Когда он принес свою рукопись для публикации, ему помогла секретарша Жермен Хуарт, которая согласилась помочь напечатать роман во вне-рабочее время, благодаря привлекательности застенчивого и милого молодого человека. Впоследствии Жермен стала его женой.

Себастьян понимал, что у него слишком мало литературного опыта, поэтому он устроился работать переводчиком. Большей частью он переводил американские детективы или популярны в те времена романы в стиле вестерн, но ему принадлежит перевод знаменитого романа Дж. Сэлинджера Над пропастью во ржи. На жизнь он успешно зарабатывает в сфере рекламы, являясь руководителем двух рекламных агентств, которые обслуживают ведущие компании Франции.

Получив финансовую независимость, он старается выкроить время для своих прежних увлечений. Он берет отпуск и начинает писать сценарии для фильмов Жана Ренуара и Марселя Офюльса. Но перевод и сценарии не могут прокормить Росси. Долги растут, друг и сосед Жана-Батиста – Роберт Кантерс, предлагает ему написать детектив в стиле популярного во Франции полицейского романа. И хотя Росси совершенно не знаком с работой полицейских, через неделю у него готов роман. Так спустя двенадцать лет, появился второй роман Купе смертников (Compartiment tueurs), который Росси публикует его под псевдонимом составленным из анаграммы своего имени.

Через год после второго романа Жапризо пишет свой знаменитый роман Ловушка для Золушки. Этот роман был по достоинству оценен критиками и Жапризо получил литературную премию Гран-при полицейской литературы (Grand Prix de Litterature policiere) в 1963 году.
Спустя два года в 1965, выходят сразу два фильма на основе которых лежат сюжеты из романов Жапризо. Одноименный фильм Купе для смертников, главные роли в котором исполнили Ив Монтан и Симона Синьоре и Ловушка для Золушки.

В 1966 году следующий роман Дама в очках с ружьем в автомобиле получает не только вторую крупную литературную премию во Франции Le Prix d’Honneur, но и Серебряный кинжал (Silver Dagger), английскую премию Ассоциации детективных писателей (Crime Writer’s Association) за лучший иностранный роман в жанре триллера, опубликованный в Великобритании в 1968 году. Его агент ведет переговоры об экранизации с крупнейшими режиссерами Европы — Альфред Хичкок, Жюль Дассен, Роже Вадим, а на главную женскую роль претендуют лучшие актрисы – Бриджит Бардо, Мишель Мерсье, Элизабет Тейлор, Джейн Фонда.

Так начинает десятилетие, когда Жапризо пишет для кино. Основным достижением этого периода станут сценарии к фильмам Прощай друг, Пассажир дождя и Бег зайца через поля, которые потом автор переработает в романы.

Прервав свою работу для кино Жапризо наконец пишет роман Убийственное лето, в котором изображает глубоко личную драму. Роман будет экранизирован, а Жапризо получит серебряного Сезара за адаптацию своего романа. Фильм получил широкий успех у публики и был признан лучшим французским фильмом года.

Следующий роман появляется спустя восемь лет. Вышедший в 1986 году Любимец женщин рассказывает о солдате и дезертире, представленном глазами нескольких женщин. Последний роман Себастьяна Жапризо Долгая помолвка сразу стал международным бестселлером и получил очередную престижную литературную премию «Prix Interallie».

После этого вновь наступает десятилетие киносценариев. Он пишет сценарий к фильмам Дети природы и Преступление в раю.

Романы Себастьяна Жапризо привлекают не кровожадностью преступников и не жестокой логикой профессионалов сыска, а, скорее, обязательным присутствием некоей психологической загадки, тайны, разгадывать которую вынужден самый обыкновенный человек, чтобы избежать смертельной опасности, нависшей над ним.

Французский исследователь детективной литературы Р. Мартен так определил жанр, в котором работает Жапризо: это сочетание саспенса (роман-подозрение) и романа изучения нравов.

О нравах современного писателю общества (Франция рубежа пятидесятых-шестидесятых годов — время действия всех его произведений) действительно можно многое узнать, по крайней мере о той его части, которую составляют малообеспеченные молодые люди, зачастую — провинциалы, приехавшие в большой город за счастьем, но испытывающие психологический дискомфорт и отчаяние от невозможности вырваться на поверхность житейского моря, Но это все-таки детектив, а потому картинки нравов в той или иной степени подчинены основному — созданию соответствующей атмосферы для возникновения криминальной ситуации и эффективного процесса ее раскрытия.

Особенность повествовательной манеры Жапризо в том, что он считает необходимым подробно посвятить читателя во внутренний мир своих героев — жертвы, свидетеля, постороннего, преступника. Он не скупится на разработку характеров; читатель, можно сказать, знакомится с конкретными людьми, и сопереживание — компонент не такой уж частый в детективе — составляет существенный привелкательный момент в его романах. Тем более что герои Жапризо часто попадают в искусные ловушки, расставленные другими. Не понимая, что с ними происходит, они, тем не менее, не теряются в головоломных, порой смертельных ситуациях и легко входят в роль сыщиков поневоле, будучи одновременно преследуемыми, чтобы в финале выйти победителями и воздать должное настоящим преступникам.

Полицейских Жапризо не любит и отводит им роли от ограниченного тупицы до нарушителя закона, в крайнем случае — статиста. А то и вообще обходится без них, вполне доверяя своим героям примереть к стенке злодея самостоятельно.

Еще одна специфическая черта Жапризо — центральными фигурами в криминальной ситуации обычно являются женщины; женская психика и женская логика составляют предмет постоянного внимания писателя. И наконец, Жапризо очень кинематографичен; недаром все его произведения экранизированы.

В 2012 году обещан выход новой экранизации Ловушки для Золушки, который привлечет очередное внимание к работам этого автора.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение

Детективный метод © 2016 Все права защищены

Детективный метод. История детектива в кино и литературе