Майор Петр Антонов

Майор Петр Антонов

Фигура майора Петра Антонова, героя серии детективных романов болгарского писателя Богомила Райнова Три встречи с инспектором, весьма колоритна. Это уже немолодой, разменявший пятый десятой человек, холостяк, весьма застенчив в интимной жизни и полон иронического отношения к самому себе. Я замечаю фигуру милиционера у одной из дверей, — начинает он свой рассказ о своем появлении на месте преступления. — Профессиональное чутье подсказывает, что мне — туда. Прием снижения образа используется автором для контрастной характеристики героя, преисполненного желания победить зло и отнюдь не испытывающего удовольствия от постоянного контакта с миром насилия. Живешь в ожидании покойника, словно в загробном царстве, — говорит о себе Антонов. И атмосфера расследования обрисована не менее афористично: Вечная история: ищешь покойника, а натыкаешься на ворох грязного белья…

Детективные схемы, которые использует Райнов, традиционны. Это либо имитация самоубийства в запертой комнате, либо имитация естественной смерти. Для профессионала не составляет труда различить подделку, и основная работа Антонова заключается в обнаружении нитей, выводящих на тех, кому нужно это убийство. В одном случае (Человек возвращается из прошлого) такие нити инспектор обнаруживает в документах, имеющих отношение к погибшему: Если хочешь проникнуть в жизнь какого-то человека, когда его уже нет в живых, единственный выход — обратиться к его мемуарам. В двух других — в интенсивном опросе соседей, приятелей, работников увеселительных заведений, завсегдатаями которых были жертвы. Манера работы инспектора раскрыта им самим: По количеству дверей, перед которыми я торчал, я переплюну почтальонов любого столичного района. Многие из моих коллег считают, что я перебарщиваю, что для дела совершенно все равно, вызываю ли я людей в кабинет или обхожу их сам… Но я упорно остаюсь при своем мнении… Лицо, вызванное в мой кабинет, выдаст мне несравненно меньше, нежели то же самое лицо в привычной для него обстановке. А кроме того, нечего заставлять людей тратить время, если тебе платят именно за то, что ты расходуешь свое.

Автор пользуется такой склонностью своего героя не для раскручивания детективной интриги, а для создания определенной картины нравов современного ему общества, разных его слоев (от бывших сотрудников с гитлеровским режимом до молодежи, увлекающейся западным образом жизни. Впрочем, Антонов сам это понимает, но ничего поделать не может со своей привычкой внимательно выслушивать всех. Да, все эти истории — богатейший материал для изучения характеров, но с точки зрения следствия стоят не очень многого…

Конечно, такая обстоятельная, со многими побочными темами, иногда банальными афоризмами, навязчивым юмором, манера повествования принимается не всеми любителями детектива, но это — индивидуальный стиль болгарского писателя.

Добавить комментарий