Фигура майора Петра Антонова, героя серии детективных романов болгарского писателя Богомила Райнова Три встречи с инспектором, весьма колоритна. Это уже немолодой, разменявший пятый десятой человек, холостяк, весьма застенчив в интимной жизни и полон иронического отношения к самому себе. Я замечаю фигуру милиционера у одной из дверей, — начинает он свой рассказ о своем появлении на месте преступления. — Профессиональное чутье подсказывает, что мне — туда. Прием снижения образа используется автором для контрастной характеристики героя, преисполненного желания победить зло и отнюдь не испытывающего удовольствия от постоянного контакта с миром насилия. Живешь в ожидании покойника, словно в загробном царстве, — говорит о себе Антонов. И атмосфера расследования обрисована не менее афористично: Вечная история: ищешь покойника, а натыкаешься на ворох грязного белья…

Детективные схемы, которые использует Райнов, традиционны. Это либо имитация самоубийства в запертой комнате, либо имитация естественной смерти. Для профессионала не составляет труда различить подделку, и основная работа Антонова заключается в обнаружении нитей, выводящих на тех, кому нужно это убийство. В одном случае (Человек возвращается из прошлого) такие нити инспектор обнаруживает в документах, имеющих отношение к погибшему: Если хочешь проникнуть в жизнь какого-то человека, когда его уже нет в живых, единственный выход — обратиться к его мемуарам. В двух других — в интенсивном опросе соседей, приятелей, работников увеселительных заведений, завсегдатаями которых были жертвы. Манера работы инспектора раскрыта им самим: По количеству дверей, перед которыми я торчал, я переплюну почтальонов любого столичного района. Многие из моих коллег считают, что я перебарщиваю, что для дела совершенно все равно, вызываю ли я людей в кабинет или обхожу их сам… Но я упорно остаюсь при своем мнении… Лицо, вызванное в мой кабинет, выдаст мне несравненно меньше, нежели то же самое лицо в привычной для него обстановке. А кроме того, нечего заставлять людей тратить время, если тебе платят именно за то, что ты расходуешь свое.

Автор пользуется такой склонностью своего героя не для раскручивания детективной интриги, а для создания определенной картины нравов современного ему общества, разных его слоев (от бывших сотрудников с гитлеровским режимом до молодежи, увлекающейся западным образом жизни. Впрочем, Антонов сам это понимает, но ничего поделать не может со своей привычкой внимательно выслушивать всех. Да, все эти истории — богатейший материал для изучения характеров, но с точки зрения следствия стоят не очень многого…

Конечно, такая обстоятельная, со многими побочными темами, иногда банальными афоризмами, навязчивым юмором, манера повествования принимается не всеми любителями детектива, но это — индивидуальный стиль болгарского писателя.

Из статей

Раздумья и волнения инспектора Антонова

«Три встречи с инспектором» — это трилогия, включающая в себя повести «Инспектор и ночь», «Человек из прошлого» и «Бразильская мелодия». Все книги трилогии объединены образом инспектора Антонова и написаны от первого лица, что делает читателя сопричастным к раздумьям и волнениям главного героя.

Инспектор Антонов знаком советскому читателю по книге «Инспектор и ночь» и по одноименному фильму, который с успехом демонстрировался на экранах кинотеатров нашей страны. Поэтому нет сомнения, что и вся трилогия будет встречена с большим интересом.

Логически каждая часть трилогии связана с двумя другими, хотя все они совершенно самостоятельны. В повести «Инспектор и ночь» описывается жизнь старого дома, чудом уцелевшего на одной из софийских улиц — светлых и просторных. Мрачный серый дом — как бы напоминание о прошлом. В одной из квартир этого дома обнаружен труп юриста Маринова. Эксперты установили, что причина смерти — цианистый калий, и выдвинули предположение о самоубийстве: Маринов был болен раком в неизлечимой стадии. Но инспектор Антонов выяснил некоторые факты биографии погибшего и установил, что до освобождения Болгарии он был тайным сотрудником полиции, что в последнее время жил на средства брата, вел порочный образ жизни. В ночь смерти Маринов встречался с несколькими людьми, каждый из которых имел с ним какие-то счеты… В ходе долгого, трудного и небезопасного расследования Антонову удалось ниточка за ниточкой расплести запутанный клубок и установить причину убийства.

В повести «Человек из прошлого» говорится о расследовании причины смерти гражданина Медарова. Незадолго до смерти Медаров вышел из тюрьмы, где длительное время отбывал наказание по делу торговой фирмы «Комета». Темные финансовые дела этой фирмы разбирались на специальном судебном процессе сразу после освобождения Болгарии от фашистских захватчиков. Инспектор Антонов, проделав огромную работу, обнаружил не известные ранее факты в деятельности фирмы, выявил причины загадочного исчезновения ее основателей и хозяев и доказал политические мотивы убийства Медарова.

Первые две части трилогии как бы подготавливают читателя к более сложной по композиции третьей части.

Вся трилогия, особенно последняя часть, всесторонне рисует облик инспектора Антонова, показывает читателю разные черты его характера (подчеркиваются его мягкость и человечность, умение понимать чужое горе, твердость и мужество).

Мне хорошо знакомо творчество Богомила Райнова, я не раз переводила его произведения на русский язык и хочу отметить глубокое изучение им жизненного материала, умение создавать яркие характеры, склонность к тонкому психологическому анализу, строгой определенности образов.

То обстоятельство, что автор относится к писателям, детство и юность которых, а следовательно, и формирование мировоззрения проходили до установления в Болгарии народной власти, определило и постоянную двуплановость его произведения: многие негативные явления, которые существуют сегодня, омрачая нашу жизнь, связаны с прошлым — как с пережитками в сознании, так и с прямыми поступками людей. Все повести трилогии, а «Бразильская мелодия» в особенности, в сущности, доказывают, что преступления, совершенные сегодня и описанные Б. Райновым, созрели в прошлом.

Повести Богомила Райнова из цикла об инспекторе Антонове отличаются не только занимательностью и захватывающим сюжетом. Главное в них — верное описание социальных явлений — опирается на редкую наблюдательность автора, глубину психологического анализа, умение показать те нравственные силы, которые помогают людям преодолевать трудности, бороться со злом, быть активными в условиях новой жизни.

В образе инспектора Антонова отразились творческие предпочтения автора, его художественная позиция. Он вывел интересный психологический образ, тонко передал внутренний облик своего героя. Антонов не только ищет и обезвреживает преступников, он идет к ним через судьбы многих других людей, так или иначе причастных к происходящим событиям, и на этом пути изучает моральные качества этих людей. И он не может, не имеет права пройти равнодушно мимо судеб разных людей, не попытаться направить их в верное русло, хотя никто его к этому не принуждает… Ведь порой небольшого толчка достаточно для того, чтобы вывести человека из оцепенения, в которое его повергает горе или соприкосновение со злом, заставить сориентироваться в сложной ситуации…

Елена Андреева

Добавить комментарий