Слово макдональд прекрасно знакомо практически каждому россиянину. Для тех, кто знает о детективах только понаслышке, оно ассоциируется с гамбургером, для любителей жанра — с большой американской тройкой: Джоном, Россом и Грегори Макдональдами. Вот уж действительно повезло фамилии (пусть у Росса это и псевдоним) — три таких мастера подписывали ею свои произведения.
Грегори — самый молодой из всех (родился в 1937 году) — только разменял седьмой десяток — и единственный ныне здравствующий и продолжающий творческую деятельность.
Родился он в респектабельной семье (старший брат Грегори в 50-х годах занимал пост военного атташе посольства США в России и был первым американским дипломатом-шпионом, объявленным персоной нон грата и высланным из страны), получил прекрасное образование и стал репортером. Он много лет проработал в Бостон глоуб, крупнейшей газете Бостона и достаточно заметной на небосклоне прессы США, последние семь, с 1966 по 1973, редактором отдела искусства.
В 1974 профессиональная журналистская карьера Грегори Макдональда закончилась. И причиной тому стал написанный им роман Флетч (Fletch), феноменальный успех которого принес автору мировую известность. Роман многократно переиздавался и переиздается в Соединенных Штатах и переведен чуть ли не на все языки мира (упомянем, к примеру, что в Китае и России переводы Флетча появились практически одновременно, в 1988 и 1989 годах).
Надо признать, Ирвин Морис Флетчер (Irwin Maurice Fletcher), герой романа Флетч, а потом и сериала, стоил того, чтобы к нему проявили интерес миллионы читателей. Безусловно, образ Флетча несет в себе автобиографические черты. Флетч энергичен, находчив, не слишком разборчив в средствах, но честен, симпатичен, умен, остроумен и так далее. С такой пристальностью и заинтересованностью авторы обычно описывают тех героев, которых ассоциируют с собой. И уж конечно, безукоризненно точно изображены Макдональдом приемы труда журналиста. Кому же их знать, как не ему.
Но для того чтобы роман получил всеобщее признание (Флетч его получил: по роману сняли фильм, причем удивительно точно подобрали актера на главную роль — Чеви Чейза, а писатели, работающие в жанре детектива, отметили роман премией Эдгара По), мало одного, пусть и замечательного, героя. Флетча, как, впрочем, и другие романы Грегори Макдональда, отличает объемность сюжета. Роман как бы одновременно движется по нескольким линиям к эффектной развязке. Тем самым напряжение поддерживается до самой последней страницы, ни на секунду не отпуская читателя. Не менее весомыми достоинствами романа (и пожалуй, большинства произведений Грегори Макдональда) являются тонкий юмор и виртуозное владение словом. Диалоги в его романах играют первостепенную роль, и писателю на протяжении всего произведения удается поддержать темп, заданный первыми страницами.
Надо сказать, что, помимо эффектного героя, популярности Флетча способствовали и поднимаемые в нем проблемы, близкие читателям не только Америки, но и многих, многих стран. С проблемами этими (взаимоотношения с сослуживцами, распространение наркотиков, продажность полиции) сталкивался едва ли не каждый. Собственно, это и есть основные сюжетные линии Флетча — Морис Ирвин расследует каналы распространения наркотиков, вступая при этом в конфликт с полицией и с редакционным начальством.
Конечно же Ирвин Морис Флетчер оказался слишком уж выигрышным героем, чтобы расстаться с ним после первого романа. Собственно, в этом романе Грегори Макдональд выхватил лишь кусок жизни Флетча. Он предстает перед нами уже известным репортером (новичкам серьезного журналистского расследования не поручают), а в конце вынужден покинуть Америку практически без надежд на возвращение. И в последующие двенадцать лет Грегори Макдональд пишет, как он тогда полагает, полную историю Флетча, начиная с его прихода в газету (Первое дело Флетча — Fletch won, 1985) и заканчивая последним расследованием, в котором он принимал участие (Выбор Флетча — Fletch and the man who, 1983). Сразу оговоримся, что Грегори Макдональд еще раз вернулся к своему любимцу. В 1993 и 1994 годах, тогда писатель уже перебрался на Юг Америки, поселившись на ферме в штате Теннесси, порадовал своих поклонников еще двумя романами (Сын Флетча — Son of Fletch и Флетч в Зазеркалье — Fletch reflected), в которых на главные роли вышел уже не сам Флетч, а его сын (о существовании последнего Флетч много лет и не подозревал, а момент его зачатия не очень явно, но описан в романе Жребий Флетча — Fletch’s fortune).