Американская писательница Хелен Юстис получили известность как мастер психологического детектива, одна из первых обладательниц премии Эдгар.
Хелен Юстис. Биография
Хелен Уайт Юстис (Helen White Eustis) родилась 31 декабря 1916 года в Цинциннати (Огайо, США). Детство и школьные годы Хелен прошли в Цинциннати. Будущая писательница окончила в 1938 году Колледж Смита в Нортгемптоне. За время обучения одно из ее дебютных сочинений было отмечено литературной наградой, но попытки получить ученую степень в Колумбийском университете не увенчались успехом.
Во время учебы в колледже Юстис встретила, а со временем в вышла замуж за профессора английского языка Альфреда Юнга Фишера. Хелен родила одного сына — Адама Юстиса-Фишера, но брак со временем распался. Писательница вышла замуж второй раз за фотокорреспондента Мартина Харриса, но в итоге развелась и с ним.
Хотя Хелен изучала литературу как студент колледжа и аспирантуры, но преподавательская карьера не сложилась. Зато интерес к литературе проявился в реализации собственного таланта. Хелен Юстис написала несколько романов и рассказов и немало детских историй. Она также перевела целый ряд произведений с французского, в том числе роман Жоржа Сименона.
Репутацию писателя Хелен Юстис получила после публикации первого романа — Горизонтальный человек (The Horizontal Man), который был отмечен премией Эдгар. Роман стал одним из первых произведений награжденных Американской ассоциацией детективных писателей, по праву отмеченный не только критиками, но и простыми читателями.
Второй детектив Хелен Юстис — Дурак убийца (The Fool Killer, 1954) появился на свет лишь спустя десять лет. Писательница предпочитала романам рассказы, и не все из них можно назвать детективами, поскольку в основе многих из них лежит психологическая интрига. На протяжении многих лет писательница жила и работала в Нью-Йорке.
О творчестве Хелен Юстис
Творчество Хелен Юстис — настоящая сокровищница различных психологических состояний персонажей, начиная от нормального заканчивая неврозом, если не сказать психозом. В период после Второй мировой войны Хелен Юстис способствовала расширению границ криминального жанра и реалистичности персонажей. Юстис могла изобразить сложность в различии между злодеем и жертвой, виновным и невиновным.
Рассказы Юстис обычно изображают людей в обстоятельствах, которым им угрожают, или вынужденных реагировать странным образом, часто вынужденных инкриминировать самих себя.
В ее самом известном романе Горизонтальный человек писательница открыто делает отсылки на произведения Эдгара По и Федора Достоевского, заставляя героев столкнуться с готическим ужасом и объясняя их поведение с точки зрения патологии душевнобольных преступников.
В дебютном романе Юстис показала себя настоящим мастером патопсихологии, а роман по накалу и драматизму составляет конкуренцию легендарному роману Агаты Кристи Убийство Роджера Экройда.