Детективные рассказы Эдгара По

Сложно отрицать тот бесспорный факт, что преступления случались на протяжении всей истории человечества, и всегда были за гранью нормы, всегда человечество искало преступника и подвергало его основанному на законе наказанию. Тогда встает вполне закономерный вопрос, почему описание убийства и его расследование появилось только в XIX веке (здесь можно назвать точную дату вплоть до месяца выхода книги из печати).

Возможно, общество боялось этих историй, так что ему потребовался герой, который нарушил привычные условности, взялся за перо и написал рассказ о преступлении и его расследовании. Этим первооткрывателем стал Эдгар Аллан По, опубликовавший в 1842 году рассказ Убийства на улице Морг, который и стал первым и наиболее каноничным образцом детектива.

История, изложенная в этом рассказе, гениально презентует миру два ключевых принципа литературного детектива, которые до сих пор регулярно используются в произведениях этого жанра: великий сыщик, превосходящий своим интеллектом законных блюстителей закона и запертая комната или нереальное преступление, выходящее за рамки обыденного.

Второй детективный рассказ Эдгара По — Тайна Мари Роже, написанный на волне успеха, последовавшего после первого, представил миру еще два принципа: принцип серийности (не секрет, что серийные детективы нравятся читателям больше) и кабинетный детектив — буквально детектив в кресле, ведь сыщик и действительно решает дело не сходя со своего места, а чтобы распутать загадочное убийство ему требуется только сила его интеллекта.

Третий рассказ Похищенное письмо представляет еще один принцип, который будет регулярно использоваться авторами детективов на протяжении всего следующего столетия: принцип, когда догадка лежит на самом видном месте, от этого ее никто и не видит. Именно эти принципы были блестяще подхвачены и иллюстрированы на всевозможные лады в рассказах британского автора — Артура Конан Дойла о Приключениях Шерлока Холмса.

Помимо этих трех детективных рассказов американский гений написал еще несколько в этом же жанре, которые пользовались не меньшей популярностью, а иногда и больше (Золотой Жук), но сюжеты или сюжетные схемы, заложенные в них были менее востребованы детективными авторами. Рассказ Золотой жук рассказывает о попытках разгадать криптограмму, но в основе этого рассказа лежит мелодраматический сюжет, а рассказ Ты еси муж, сотворивший сие! представляет историю о ложных ключах, аресте невиновного и убийце, отводящем от себя подозрение.

В целом ряде других рассказов Эдгара По есть многочисленные элементы, которые авторы детективной литературы с большим удовольствием использовали в своих классических произведениях: тюремное заключение и побег (Колодец и маятник), на более сложном психологическом уровне погребение заживо или разум попавший в собственную ловушку (Бочонок амонтильядо, Падение дома Ашеров).

Но главным достижением Эдгара По, критики считают создание образа великого детектива. Именно гениальный сыщик мог распутать как сложные головоломки, так и простое нагромождение фактов. Огюст Дюпен сочетал в себе рациональный мозг математика и гениальное воображение поэта, без которого было просто невозможно вырваться за рамки шаблонной полицейской процедуры. Эдгар По хорошо прочувствовал и представил миру образец, которому оставалось лишь подражать.

Если мы посмотрим на первые три абзаца в рассказе Убийства на улице Морг, мы обнаружим, что еще до начала рассказа о расследовании Эдгар По представляет три основных пункта своей философии: анализ, наблюдение, изобретательность. И хотя современный детектив делает множественные попытки уклониться от первого пункта, два вторых остаются и поныне незыблемыми.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. Nickolas Cridge

    I just want to tell you that I am just beginner to weblog and certainly savored your web blog. Almost certainly I’m going to bookmark your blog post . You absolutely have really good article content. Many thanks for revealing your web-site.

  2. Svetlana

    Pleasing to find someone who can think like that