Женщина в белом

В ноябре 1859 года диккенсовский журнал Круглый год напечатал большой роман Уилки Коллинза Женщина в белом.

Новый роман Коллинза был заметным качественным скачком, очевидным переходом накопленного количества в новое качество, хотя писательский почерк Коллинза был прежним и эстетические принципы не только не изменились, но выявились здесь особенно выпукло. Подобного успеха не знало еще ни одно из написанных ранее произведений молодого автора.

Некоторые современники даже считали Женщину в белом самым популярным романом XIX века. Стремясь создать роман огромного напряжения, сочетающий в себе оба принципа диккенсовской школы — тайну и напряженное ожидание, — Коллинз обращался к традиции черного, или готического, романа XVIII века, пользовался всеми его приемами за исключением одного — спекуляции на сверхъестественном.

Коллинзу была чужда какая-либо мистика, и это должно было сказаться в его романах. Если в романе Женщина в белом и фигурируют старинные покои, то в них нет привидений, если и слышатся шаги в сумерках зловещего леса, то это шаги полубезумной женщины, а не выходца с того света. Если автор и говорит о Возмездии и Провидении, то они воспринимаются скорее как абстрактные выражения логически неизбежного.

Но какова бы ни была дань традиции, Женщина в белом, впитывая традицию, остается совершенно самостоятельным произведением реалистического искусства. Основа сюжета — действительность XIX века. Если отдельные персонажи и эпизоды книги и воспринимаются как преувеличение, то главный мотив ее, главная тема верны жизни.

Женщина в белом — не социальный роман, и вместе с тем социальная основа его столь же очевидна, как очевидна забота автора о психологической глубине начертанных им характеров. Показывая двух людей — помещика Глайда и его друга итальянца Фоско, одинаково готовых на любое преступление ради достижения своих корыстных целей, — автор превосходно демонстрирует отличие между ними, притом делает это без каких-либо деклараций и без нажима, в ходе самого романа.

Коллинз придавал большое значение точности и отработке деталей. Описывая сумасшедшего, он предварительно посещал соответствующие больницы. беседовал с врачами, изучал поведение больных. Рисуя Зыбучие пески, предварительно ездил на Йоркширское побережье и наблюдал их дыхание.

Как бы точна и документальна ни была книга, сила ее не в документализме, а в той атмосфере, которую создает и превосходно поддерживает, меняя интонации, автор. Одна из отличительных особенностей метода Коллинза — владение мастерством создания атмосферы. В Женщине в белом оно очевидно.

Настроения действующих лиц, их предчувствия подчеркиваются краткими, но необыкновенно выразительными описаниями природы. Природа не только участвует в драматических событиях, она их сопровождает и представляет различными проявлениями стихий. При этом описания Уилки Коллинза изумительно пластичны и при всем многословии почти осязаемы.

Оцените статью
Добавить комментарий
  1. orenkomp.ru

    Когда я прочитала замечательную книгу Женщина в белом , моим первым порывом было немедленно посмотреть фильм, чтобы продлить удовольствие от качественного и захватывающего детектива, наполнить воображение более конкретными образами, ещё раз окунуться в атмосферу Англии 19в.

  2. Vijay

    Ah, i see. Well that’s not too tricky at all!”