Первый роман Грегори Макдональда о бесцеремонном журналисте, назван по имени главного героя — Флетч (Fletch, 1974). Ирвин Морис Флетчер (Irwin Maurice Fletcher), по прозвищу Флетч (Fletch) — репортер, живущий в начале 20-х годов прошлого века, имеющий свойство регулярно оказываться в неприятных ситуациях. Он беззаботный и безответственный, а его эксцентричное поведение с завидной регулярностью оборачивается против него. Флетч был дважды женат, но оба раза неудачно, а каждое новое приключение приносит ему новую интрижку. Герой романов Грегори Макдональда напоминает своим нонконформизмом, сыщиков из крутого детектива, но большинство его ключевых поступков, выводят его из этой категории.
Сюжет романа Флетч построен вопреки всем законам детективного жанра. Флетч ввязывается в криминальную историю, где по идее он должен стать жертвой махинаторов, но все идет наперекосяк и Флетч оказывает при деньгах, которые должны были отойти другому. В результате Флетч с тремя миллионами долларов летит в Рио-де-Жанейро, где со спокойной душой потакает всем своим прихотям.
Макдональд намеренно отказывается от традиционного для детектива финала, где герой должен отказываться от любой награды, особенно если деньги получены нечестным путем. Флетч выбирает деньги и улетает подальше от двух жен, которым должен платить алименты, совершенно забыв о сиротском приюте и детском фонде, куда бы поместил деньги любой порядочный герой детектива, восстанавливая справедливость.
Этот поступок характеризует Флетча как анархического антигероя, который разгреб бардак, разобрался с начальником полиции, получавшим незаконные деньги, но вместо стремления к справедливости, Флетч присваивает все себе.
Грегори Макдональда называли шутом детективного жанра. События, которые описывает Макдональд в своих романах, другие писатели подали бы как серьезные или трагичные, но американский писатель рассказывает о них с кривой ухмылкой, отчего они приобретают иронический оттенок. Романы с его самым известным персонажем Флетчем открыли новые горизонты жанра, без которых немыслимы многие современные произведения.
Макдональд публиковал свои романы на фоне социального и политического взрыва 60-х годов, а потому его проза аполитична. Писатель не стесняется презрительно отзываться о любых государственных учреждениях или высокопоставленных чиновниках. Его герой малопригоден для поддержания постоянных отношений, регулярной работы или жизни в рамках традиционных норм и правил. События его жизни происходят спонтанно, но зато он с регулярностью попадает в неприятности, на которые впрочем, он никогда не жалуется. В любой ситуации он неизменно шутит, и за словом в карман не лезет, для любой ситуации он найдет острое словцо.
Приключения Флетча продолжаются
Роман Сознавайтесь, Флетч стал вторым в цикле о циничном журналисте. И вновь Грегори Макдональд попал в десятку: полный успех не только у читателей и критиков, но и у собратьев по перу: вновь премия Эдгара По, а это уже случай уникальный. Никогда, ни раньше ни позже, романы одного цикла не удостаивались премии Эдгара По дважды (справедливости ради отметим, что Грегори Макдональд получил их по двум номинациям: Флетч — лучшая первая книга, Сознавайтесь, Флетч — лучший детективный роман). В этом романе появился и второй очень симпатичный герой — инспектор бостонской полиции Флинн. Настолько симпатичный, что впоследствии Грегори Макдональд написал о нем три романа, из которых читатели узнали, что инспектор Флинн — не столько полицейский, сколько агент частной транснациональной разведывательной организации. Но это уже другая история, и остается только надеяться, что в конце концов с Флинном познакомятся и русскоязычные читатели.
Третьим романом цикла стал Жребий Флетча, из которого становится понятным, каким образом Флетч смог вернуться в Америку, несмотря на прошлые грехи.
Далее вышли два романа (Флетч и вдова Брэдли, 1981 и Флетч и Мокси, 1982), судя по всему, навеянные общением с киношниками (в это время как раз шли переговоры о покупке прав и съемках Флетча). Действие первого разворачивалось до событий романа Флетч, действие второго — после.
Затем Грегори Макдональд предлагает читателям последнее расследование, в котором принимает участие Флетч (Выбор Флетча, 1983), возвращается к периоду пребывания Флетча в Бразилии (Карнавал Флетча, 1984), куда тот улетает из Америки на последних страницах романа Флетч, и, наконец, завершает цикл романами Первое дело Флетча (1985) и Еще Флетч? (1986), по существу, двумя частями одного большого романа, поскольку действие второго начинается в тот самый момент, когда поставлена точка в первом. Попутно отметим, что Первое дело Флетча ни в чем не уступает ни Флетчу, ни Сознавайтесь, Флетч, да и вообще уровень всех романов сериала чрезвычайно высок. Читатель не найдет в них повторяющихся сюжетных ходов, каждый отличает интересная интрига, легкость стиля, запоминающиеся персонажи.
В эти же годы, назовем их детективным периодом в творчестве Грегори Макдональда, он публикует еще несколько произведений, не связанных с сериалами о Флетче и Флинне. Среди них очень милый роман Опекун, об английском мальчике, эвакуированном во время войны в Америку. Появившийся в 1985, роман этот, а в детективный жанр его можно вписать с очень большой натяжкой, стал мостиком к новому и не менее удачному периоду творчества Грегори Макдональда, который окончился в 1993 году возвращением к Флетчу. За эти годы Грегори Макдональд пишет несколько реалистических романов, которые прекрасно воспринимаются критикой (писателя сравнивают то с Диккенсом, то с Фолкнером), но вызывают достаточно скромный читательский интерес. Только последний из этих романов, Отчаянный, опубликованный в 1991 году и, пожалуй, самый сильный, привлек-таки внимание читателей как в Америке, так и за рубежом. Роман, в котором легко прослеживается влияние российского писателя Максима Горького, особенно его пьесы На дне, перевели на многие языки, в том числе и на русский. Во Франции, к примеру, в 1997 признали лучшим переводным романом года, по нему поставили фильм, правда провалившийся на Каннском кинофестивале.
После Отчаянного Грегори Макдональд вспомнил о Флетче. И вновь представил его читателям, такого же остроумного, веселого, но при этом и умудренного житейским опытом, не мальчишку, но мужа. Да, конечно, основное внимание писатель как в Сыне Флетча, так и во Флетче в Зазеркалье уделяет Джеку Фаони, но отец и сын оказались отличными партнерами, взаимодополняющими друг друга. Поэтому неудивительно, что романы приняли на ура.
А потом пришла очередь Скайлара, нового героя Грегори Макдональда. В том, что писателя очень интересует судьба молодого поколения Америки, нет ничего удивительного: на его глазах выросли трое сыновей женщины, с которой в последние годы Грегори Макдональд связал свою судьбу. Годы эти прошли на Юге Соединенных Штатов, в американской глубинке, которая разительно отличается от мегаполисов Севера, вроде Бостона или Нью-Йорка. Да, в этих романах присутствует детективный сюжет, но основное внимание уделено все же характерам и человеческим взаимоотношениям. Вполне возможно, что Скайлар и Скайлар в Янкиленде — образчики нового, более высокого уровня, на который поднимается детективный роман,— сплава американской динамичности и английского психологизма.
Грегори Макдональд по-прежнему на боевом посту — в начале этого года он закончил новый роман, который скоро вынесет на суд читателей. А пока давайте насладимся его уже написанными шедеврами, поближе познакомимся с некоторыми эпизодами из жизни Ирвина Мориса Флетчера, сыщика-журналиста, которые мастерски описал журналист-писатель.