Английский писатель Колин Декстер известен как создатель двух самых популярных в истории жанра героев — Инспектора Морса и сержанта Льюиса. Декстер отличился не количеством написанного, поскольку всю жизнь работал преподавателем, а за сочинение детективов взялся довольно поздно, его уникальный вклад — это использование высокого стиля в детективных романах. Подобно Реймонду Чандлеру он сумел поднять планку детектива на новую высоту.
Колин Декстер. Биография
Норман Колин Декстер (Norman Colin Dexter) родился 29 сентября 1930 года в Станфорде — маленьком городке графства Линкольншир, в 100 километрах к северу от Оксфорда. Его отец был простым таксистом, но обеспечил сыну неплохое образование. Колин учился в Стэнфордской школе. Затем несколько лет проходил военную службу в Королевском корпусе связи. В 1953 году после нескольких лет обучения в Крайстчерч колледже Кембриджского университета получил степень бакалавра, а в 1958 году окончил колледж с отличием, защитив степень магистра искусств. К тому времени, он был уже два года женат на Дороти Купер (Dorothy Cooper), физиотерапевте из Лестера, которая родила ему двух детей (Салли и Джереми). Начиная с 1953 году он преподавал английскую литературу, по-преимуществу классику, в различных школах или гимназиях. Еще в молодости писал, что придерживается социалистических взглядов в политике и протестантских в религии, но с возрастом в обоих графах появился дополнительный комментарий в прошлом (lapsed).
Выпускник Кембриджа устроился помощником преподавателя, а в дальнейшем преподавал греческий и латынь в течении 13 лет. Написал три учебных пособия: первое, учебник для студентов поступающих в классические университеты, второе, о либеральных исследованиях, и третье о политике. Но в 1966 году в связи с развитием глухотой, со временем он полностью потерял слух в левом ухе, а правым он слышит только с помощью слухового аппарата, Декстер был вынужден оставить преподавание и стать помощником секретаря в Оксфордской экзаменационной комиссии, где проработал вплоть до своей отставки в 1987 году. Несмотря на свою любовь к Кембриджу, за который он регулярно болел на любых спортивных соревнованиях, он пропитался духом Оксфорда, и его знаменитые детективы об инспекторе Морсе происходят именно в Оксфордском университете.
Видимо, подобная перемена сильно отразилась на личности Декстера, поскольку в 1972 году он начинает писать. Колину Декстеру было 42 года, когда он взялся за написание своего первого романа. Как он сам описывает писать начал от безделья, во время отдыха с семьей, все время лил дождь, дети сильно шумели и бегали, и ему ничего не оставалось как усесться за чтение. Он коротал время за чтением романов, особое разочарование ему доставил детектив. И подобно Конан Дойлю, который задумался о написании детектива после неудовлетворившего его детектива Фергуса Хьюма Тайна двухколесного экипажа, Декстер уселся за письменный стол и написал несколько страниц будущего романа Последний автобус на Вудсток. Но вплотную к написанию романа он приступил только шесть месяцев спустя. После перепечатки романа на печатной машинке, Декстер писал роман вручную, он отправил его в издательство имени Уилки Коллинза и получил отказ и шесть страниц редакторских заметок. Но вместо правки Декстер отправил роман в другое издательство (Макмиллан), В результате в 1975 году выходит его первый роман Последний автобус на Вудсток, в котором впервые появляется Инспектор Морс, вспыльчивый детектив, любитель английской литературы и кроссвордов, музыки Вагнера и английского эля. Декстер не планировал писать дальше, но успех первого романа и настойчивость издателей буквально вынудили его продолжить написание историй об инспекторе Морсе.
После этого Декстер продолжил написание детективов, публикуя как и большинство английских писателей по роману в год. Отзывы критиков о его работах были в целом положительные и ряд его романов были отмечены литературными призами, но популярность среди читателей пришла только после появления инспектора Морса на телеэкранах.
В своих романах Колин Декстер неформально, конечно, присоединяется к Новой волне британского детектива, появившейся на литературном небосводе в 60-е годы с Рут Ренделл, Филлис Дороти Джеймс, Николасом Фрилингом и Питером Ловси. Несмотря на свои опоздания и нерегулярный выход новых романов, например с 1975 по 1986 было опубликовано только 7 книг, Декстер вошел в ряды лучших представителей жанра.
Всего об инспекторе Морсе было написано 13 романов и несколько десятков рассказов. Декстер был неоднократно награждаем за свои произведения, в итоге у него скопилось несколько золотых, серебряных кинжалов и алмазный кинжалы, а также ряд других высоких наград детективного жанра.
По мотивам произведений Декстера был снят популярный телесериал Инспектор Морс, который создатели стремились сделать в духе Хичкока. Сериал добавил популярности произведениям Колина Декстера. Всего об инспекторе Морсе было снято 12 сезонов, состоящих из 33 эпизодов. Сильно отходит от тематики и основных идей романов о Морсе сериал об инспекторе Льюисе. Сериал сохранил имена персонажей и место действия, но все меньше он походит на оригинальные тексты, написанные английским писателем, но несмотря на это пользующийся невероятной популярностью как европейских, так и российских зрителей. Затем в том же духе был снят сериал об инспекторе Льюисе, который заслужено пользуется популярностью как европейских, так и российских зрителей. По этой же схеме в 2012 году был запущен новый проект Индевор (Endeavour).
О творчестве
Плюсы и минусы инспектора Морса
Английский писатель Колин Декстер создатель суперпопулярного детектива, получившего известность благодаря телевизионному сериалу. В своих заметках писатель признается — Инспектор Морс полу-автобиографический персонаж. Подобно Морсу писатель — большой любитель кроссвордов, музыки Рихарда Вагнера и поэзии А. Хаусмана. Он также любит разливное пиво и шотландский виски, и даже был в числе судей на конкурсе Лучшее пиво Британии. Декстер также выиграл конкурс кроссвордистов имени Хменеса, еще во времена работы в Оксфорде. Подобно Декстеру — инспектор Морс верующий протестант, его отец работал водителем такси, подобно своему создателю инспектор служил в Королевском корпусе связи.
Имена своим героям Декстер позаимствовал у своих друзей и соперников по соревнованиям кроссводистов. Но основой для подражания стали персонажи из романов Агаты Кристи и Джона Диксона Карра. Декстер откровенно признавался в своей любви к доктору Гидеону Феллу и сыщику Генри Мэрривейлу, а также к другим персонажам детективных романов Золотого века.
Для него детективный роман имеет очень много черт сходных с кроссвордом, в разгадывании которых он большой мастер. Вот какие совет он дает другим любителям, стремление немедленно получить ответ, даже если он неправильный, решение, данное без колебаний. Инспектору часто приходит решение детективной загадки, когда он занимается любимым делом, отгадыванием головоломок. Только вечно у него руки чесались и хотелось активного отдыха. Поэтому он долго мучился вопросом, что бы ему стоящее поделать: пластинку Вагнера послушать или порешать кроссворд. Морс обожал загадки. И музыкальные тоже. Оперы Вагнера не были исключением, и он приобрел полный цикл Кольца. Он выбрал и то и другое: стал решать кроссворд под пленительные звуки прелюдии Рейнгольд. Вот это жизнь, скажу я вам! Так он и наслаждался, голубчик, до тех пор, пока взгляд не уперся в задание к очередному кроссворду: «Каждая строчка в горизонтальной строке содержит опечатку. Вертикальные строки без ошибок. По диагонали есть одна неверная буква. Если вы отгадали правильно, у вас получится известная цитата». Этого Морсу было достаточно. Он вскочил на ноги, выключил проигрыватель и схватил с каминной полки ключи от машины.
В отличие от классических детективов Золотого века, немаловажную роль в жизни инспектора Морса играет секс. Довоенные авторы детективов воспринимали романтические истории как отступление от решения основной детективной загадки, поэтому Шерлок Холмс или Питер Уимзи увлекаются женщинами, но это только мимолетное увлечение, способное лишь затуманить разум и отвлечь от основного дела. Инспектор Морс наоборот о женщинах думает постоянно, да так что автору приходится описывать его как похотливого фавна, старого безудержного козла. В ряде романов Морс не может удержаться, чтобы не полистать порнографические журналы в домах подозреваемых, а также регулярно посещает стриптиз, сперва по работе, а затем для удовольствия. Особенно его раздражает задержка с вызовом проститутки на дом. В некоторых романах его попытки завести роман выходят за пределы профессиональной этики, например, он мечтает о романе с убийцей или с жертвой. Собственную неспособность поддерживать долгосрочные отношения с женщиной, он оправдывает своей меланхоличностью, одиночеством и крайним любопытством.
Подобное сочетание любви к искусству (Вагнер и Хаусман) и низменных мотивов (секс и выпивка) создают ощущение подлинности дотоле неиспользовавшееся в детективном жанре, ощущение живого человека, со своими слабостями и привычками, с которым мы можем встречаться ежедневно. Дополнительную реалистичность этому персонажу придает увлечение выпивкой, часто треть зарплаты инспектора уходит на спиртное. Регулярно сержант Льюис вынужден оплачивать счета, когда у Морса заканчиваются деньги. Инспектор получает большую часть калорий в жидком виде, и твердо уверен, что алкоголь помогает ему мыслить более ясно и логично.
Колин Декстер описывает еще целый ряд фобий инспектора. Его герой боится высоты, испытывает проблемы при осмотре трупов. Он не только очень похотлив, но также может поступить очень подло, особенно когда речь идет о деньгах. Инспектор регулярно критикует коллег, присваивает себе чужие идеи и вместе с тем с большим самоупоением характеризует себя как лучший мозг в Оксфорде. Но иногда в нем все же просыпаются благородные чувства, так в рассказе Величайшая тайна Морса (Morse’s Greatest Mystery, 1987), где он расследует кражу четырехсот фунтов, собранных для умственно-отсталых детей и, понимая, что не в состоянии найти преступника возмещает похищенную сумму из собственных сбережений.
Несмотря на все эти негативные характеристики английский писатель представляет своим читателям очень симпатичного героя. Его меланхолия и вуайеризм кажутся баловством, а после заявления, что весь мир пошел наперекосяк, многое в нем начинает вырисовываться в ироничном свете. Когда в романе Дочери Каина (The Daughters of Cain, 1994) Морс утешает своего коллегу потерявшего жену, умершую от рака, он говорит, болит в самом уязвимом месте, и эта боль вызывает симпатию в глазах других людей. Неожиданный вывод, подсказанный автором, совершенно точно указывает, чем так привлекателен для читателей и зрителей образ инспектора Морса. В своих человеческих качествах, он очень похож на обычного человека, а не на супергероя. Но вместе с тем его по праву можно назвать Великим Детективом. Мы не станем останавливаться на его детективных подвигах, поскольку именно этому посвящены романы Колина Декстера.
В отличие от бессмертных детективов классического периода, у инспектора Морса обнаруживается прогрессирующее облысение, и седина. Более того от пристрастия к алкоголю и сигаретам, инспектор попадет в больницу с диагнозом желудочное кровоизлияние, а там обнаруживают еще и увеличенную печень. В последних романах у него развивается диабет, от которого инспектор и умирает. Декстер в своем интервью иронично подмечает, я думаю, что он должен получить возмездие за свое пренебрежение нормами здоровья.
Серия об инспекторе Морсе
Последний автобус на Вудсток
Первый детективный роман английского писателя Колина Декстера — Последний автобус на Вудсток (Last Bus to Woodstock, 1975) сразу и во всей красе представляет читателям главного героя будущей знаменитой серии. Инспектор Морс предстает сформировавшейся полнокровной и многогранной личностью с массой привычек, не только положительных, но и отрицательных, которые, впрочем, очень хорошо характеризуют его индивидуальность. О многих из привычек инспектора упомянутых в первом романе лишь мимоходом, писатель подробно рассказывает гораздо позднее, и часто даже не во втором романе серии.
Сюжет строится вокруг убийства молодой привлекательной девушки, которая пропустила последний автобус на Вудсток, отчего была вынуждена добираться домой автостопом. Спустя несколько часов ее находят убитой во дворе местного паба. Сперва подозрение падает на молодого человека, заявившего о найденном трупе. Его пристрастие к порнографии и ряд других факторов, вынуждают инспектора Морса, ведущего это расследование, подозревать именно его. Но позднее выясняется, что молодой человек невиновен.
Ряд улик указывают на то, что девушку перед смертью подвозили на красном автомобиле, а поскольку найти подобную машину в небольшом Оксфорде не составляет особого труда, обвинение предъявлено Бернарду Кроутеру. Жена Кроутера оканчивает жизнь самоубийством, поскольку уверена, ее муж — убийца, сам Кроутер умирает от сердечного приступа, поскольку винит свою жену в убийстве. Но подлинного убийцу инспектор находит позже и в другом месте.
Главное достоинство романа не в запутанном сюжете, Декстер ни в этом романе, ни в последующих не пытается поразить читателей закрученным сюжетом. Английские мастера криминального жанра регулярно радовали читателей сложными детективными загадками, Декстер увлекает читателя другим. Убийца найден после чреды ошибок и досадных промахов. Главное достоинство этого романа как мы уже упоминали, знакомство с запоминающимся персонажем, которого трудно забыть даже после прочтения одной книги.
С первых страниц Колин Декстер характеризует инспектора как большого любителя кроссвордов. Сержант Льюис, который поначалу не выказывает интереса к разгадыванию словесных лабиринтов, в романе Мертвые Иерихона сдается и тоже включается в игру со словами. Эта привычка описана во всех красках, поскольку Декстер сам увлекался разгадыванием кроссвордов и даже был чемпионом на различных местных состязаниях.
Английский писатель в романе Последний автобус на Вудсток формирует новый тип расследователя, активно используемый в современном континентальном детективе, сыщика, который ошибается, отчего нередко попадает в связи с этим в забавные и попросту глупые ситуации. Постмодернистская литературная эпоха, внесла свои коррективы в развитие жанра, а Великий детектив, оказалось не лишен человеческих слабостей, и даже часто раскрывает дело вопреки своим оплошностям и промашкам.
Инспектор Морс образец антидетектива, где его большой замысел, о котором он довольно долго твердит своему помощнику, рассыпается по мере развития ситуации, а убийцу находят после того как полицейский детектив сделает пару неверных поворотов. Инспектор признается в этом Льюису, уже после того как дело удачно завершено. А непримиримый и флегматичный помощник детектив вынужден смириться с этим нелогичным ходом расследования, предъявлением обвинений невиновным людям, вина которых видна только склонному к ошибкам Морсу и повторными арестами.
Позднее, в романе Загадка третьей мили, флегматизм Льюиса перерастет в здоровый скептицизм, о который будут разбиваться яростные волны эмоций инспектора Морса. Этот скептицизм растет постепенно и складывается как здоровая реакция на множество факторов. Так, в романе Последний автобус на Вудсток читатель только подозревает, что инспектор плохо знает законодательство, позднее, в романе Безмолвный мир Николаса Квинна, детектив вынужден признаться в этом, открыто. Морс очень эмоционально реагирует на любые ошибки своего помощника и экспертов, совершенно забывая о своих собственных. Он просто бесится от того, что патологоанатом не может установить точное время смерти, эксперт отвечает ему взаимной неприязнью. Но тут же мы узнаем, что полицейский инспектор боится высоты и темноты, его тошнит от вида крови. Диагноз, который инспектор ставит самому себе больше похож на формулу из анекдота, неизлечимый случай акрофобии, арахнофобии, миофобии и орнитофобии. Его боязнь пауков, мышей, птиц, а позднее выясняется и мертвецов буквально кричит о его неспособности полноценно вести расследование, не говоря уже о сходстве с Великими сыщиками былых времен, которые не задумываясь бросались в огонь и в воду. Сегодня, в XXI веке мы уже привыкли к ущербным детективам, с массой слабостей, но для читателей 80-х годов подобный комический образ был откровенным шоком.
Роман Последний автобус на Вудсток был адаптирован для телевизионного сериала. Но экранизация сглаживает ряд жестких моментов и сексуальных аспектов, которые более ярко представали именно в романе. Например, отсутствует смерть Кроутера и самоубийство его жены. Не упомянута сцена секса, которым Кроутер занимался с убитой девушкой, после того как подхватил ее на автобусной остановке. И в целом сексуальный подтекст убийства смещен, а в основе убийства лежит кража.
Но даже через сдержанную пелену киношной версии перед зрителем предстает неподражаемый инспектор Морс и его верный помощник сержант Льюис, а нам приходится сожалеть, что в России читатели мало знакомы с этим оригинальным детективом, как и со всем творчеством Колина Декстера.
Последний кто носил
Таинственное исчезновение школьницы из Кидлингтона — центральная тема второго романа Колина Декстера — Последний кто носил (Last Seen Wearing, 1976). Главные герои серии детективов инспектор Морс и сержант Льюис вынуждены заняться расследованием школьницы Валери Тейлор, хотя событие это произошло два года тому назад. Следователь, которому было поручено вести это дело, умер от несчастного случая, во время дорожно-транспортного происшествия.
Колин Декстер приоткрывает своим читателям больше информации о пропавшей девушке, описывая сцену соблазнения взрослого мужчины, который приехал на собеседование в Оксфорд. Английский писатель часто прибегает к этому приему и в других романах, давая сравнение реальных событий и попытки восстановить эти же самые события в ходе расследования. В данной книге подобный прием более чем оправдан.
Несмотря на таинственное письмо, автором которого могла быть и сама Валери, инспектор Морс уверен, что девушка мертва. Чем дальше идет расследование, тем лучше читатели понимают, что это не так. Но все больше упорствует в своем мнении инспектор, продолжая бесплодные попытки. По его мнению, у него один выход, восстановить все события, случившиеся с Валери в тот злополучный день.
Убийство Реджинальда Бейнса, одного из сотрудников школы придает сюжету иной поворот. Тем более что возле его дома были замечены подозрительные личности: мать Валери, носившая заметное пальто вишневого цвета и учитель французского, у которого Валери была на последнем уроке.
Скользкие истории о сексуальных приключениях некоторых работников школы и вконец запутанные события заводят инспектора в тупик. В итоге запутавшийся Морс вынужден признать, что девушка не просто пропала, а сбежала, но найти ее невозможно, поскольку она слишком умна, чтобы оставить хоть какой-то след.
Фактически Морс решает дело, но благополучного финала в этом романе читатели не видят.
Роман Последний кто носил был поставлен в 1994 году на радио, а также стал сюжетной основой для 2 эпизода второго сезона легендарного телесериала. В этом эпизоде снялась Элизабет Херли, которая по словам Декстера украсила своим появлением этот эпизод.
Безмолвный мир Николаса Квина
Действие детективного романа Безмолвный мир Николаса Квина (The Silent World of Nicholas Quinn, 1977) разворачивается в Северном Оксфорде, в Синдикате по экзаменам для иностранных учащихся. События происходят в непосредственной близости от офиса инспектора Морса, поэтому он спокойно берется за расследование этого дела.
Синдикат принимает школьные экзамены в самых различных местах бывшей Британии, в частности на Ближнем Востоке. Но ревность и личные конфликты между сотрудниками учебного синдиката, а также тайные любовные связи способствуют формированию мотива для взаимной неприязни и таинственности. Когда точка приличия пройдена и агрессия выливается наружу, случается убийство.
Синдикат нанимает глухого Николаса Квина, а его уникальная способность читать по губам становится причиной для получения опасной информации, которая и приводит к его смерти.
Его тело обнаруживают не сразу, поэтому полицейским трудно определить момент смерти, получить правдивые алиби подозреваемых и тем более проверить их правдивость. Момент убийства был выбран крайне удачно, поскольку в здании синдиката проходили пожарные учения, а большинство сотрудников передвигалось по зданию вне привычного ритма и маршрута. В решающий момент, всеобщая сутолока и беспорядок помогли убийце замести следы. Но это лишь затянуло расследование…
Увлечение инспектора Морса разгадыванием кроссвордов, проявляется в этом романе с необычной стороны, теряет привычную экзальтированность и получает практическое применение. В руки полиции попадают заметки и письма любовного содержания, зашифрованные секретным кодом, расшифровать который помогает инспектору навык разгадки кроссвордов.
Но зато читатели в этом романе знакомятся с другой слабостью инспектора. В ходе расследования ему приходится посетить секс-шоу, куда он частенько заглядывал в свободное от работы время, чем сильно смутил своего помощника, сержанта Льюиса.
Мотивом для убийства, оказывается банальная попытка обмануть экзаменационную комиссию. Инспектор Морс в этот раз оказывается на высоте, и даже красивая женщина с ее чарами не способна отступить оксфордского полицейского от истины.
Безмолвный мир Николаса Квина — третий роман в серии Колина Декстера об инспекторе Морсе. Он сильно отличается по своему стилю от остальных детективов английского писателя, своими расслабленными и даже изысканными описаниями, ситуация лишена нервозности, свойственной расследованиями в других романах. Вероятно на это влияет привычная для инспектора обстановка, дело ведь происходит практически рядом с офисом Морса, и он как рыба в воде.
Сюжет романа стал основой для сценария второго эпизода в знаменитом сериале. Причем адаптация для экрана с небольшими изменениями следует сюжетной линии, созданной Колином Декстером.
Служба по всем усопшим
Служба по всем усопшим (Service of All the Dead, 1979) — четвертый роман Колина Декстера об инспекторе Морсе.
В центре повествования лежит расследование убийства церковного старосты и викария. Инспектор Морс с типичным для него ворчанием и брюзжанием откладывает свою поездку в Грецию, где он планировал погреться после холодной и промозглой Англии. Он вынужден расследовать бессмысленное на первый взгляд убийство викария, свалившегося с одной из башен церкви, поскольку полиция Оксфорда в явном замешательстве от этого дела.
Но едва приступив к делу, инспектор делает скоропалительное заявление о том, что смерть видного члена маленького сообщества была убийством. Декстер с упоением рассказывает о том, как пригодились инспектору навыки разгадывания кроссвордов в этом запутанном деле.
Многое в этом детективе отличается от традиционных классических английских детективов, и в первую очередь тайная жизнь убитого. Оказывается, за благопристойным фасадом викарий скрывал крайне неподобающие страсти и целый набор тайн, больше соответствующие героям американского крутого детектива. Викарий крал деньги из церковной кассы для того, чтобы делать ставки на ипподроме, а его жена тем временем соблазняет одного из своих учеников, поскольку викарий — гомосексуалист. Брат викария, зная об этом грехе начинает шантажировать своего родственника.
Это первый роман, в котором и герой и подозреваемые, сильно напоминают персонажей традиционного крутого детектива. Если в более ранних романах позывы к американской классике у Декстера наблюдались, но были не столь осязаемы, то здесь автор порывает с классической традицией и рассказывает о шокирующих вещах.
Ужас от будничного убийства он подчеркивает, нагнетая почти готическую атмосферу. Хорошо знакомый с Оксфордом автор описывает обстановку церкви и мелкое воровство коллекции пластин, вторя знаменитым романам в стиле нуар.
Прежде чем инспектор завершит расследование происходит еще несколько необъяснимых смертей, и лишь после чего Морс обнаруживает, что способен служить всем этим мертвецам, ему удается собрать мозаику в единую осмысленную картину, объясняющую то, что произошло.
Колин Декстер описывал природу своих романов как эксплуатацию и мистификацию читателей. Вероятно, эту фразу следует интерпретировать как попытку писателя сочетать традиционные черты для классической английской головоломки, где детектив занят распутыванием загадки и современными тенденциями, в которых герой, прежде всего занят восстановлением порядка из хаоса.
Декстер отмечал в своих интервью, что десять правил оставленных Рональдом Ноксом, являющихся каноном детективного жанра, не могут помочь в расследовании. И действительно, хотя Морс действует по правилам, заведенным в классическом детективе, а в решающий момент выход ему подсказывает именно интуиция, которая каждый раз доказывает свою правоту.
Инспектор Морс современный детектив. Это подтверждают его повадки, образ жизни, характер и даже красный ягуар. Но чем дальше Декстер продвигает в исследовании своего героя, тем все более мистические черты обретает характер расследования, ведь только чудом можно называть объяснение преступления, которое внезапно появляется у вас под носом.
Избранная библиография
Серия об инспекторе Морсе
- Последний автобус на Вудсток (Last Bus to Woodstock, 1975)
- Последний кто носил (Last Seen Wearing, 1976)
- Безмолвный мир Николаса Квинна (The Silent World of Nicholas Quinn, 1977)
- Служба по всем усопшим (Service of All the Dead, 1979)
- Мертвец из Иерихона (The Dead of Jericho, 1981)
- Загадка третьей мили (The Riddle of the Third Mile, 1983)
- Тайна пристройки №3 (The Secret of Annexe 3), 1986
- Девка мертва (The Wench is Dead, 1989)
- Драгоценность, которая была нашей (The Jewel That Was Ours), 1991
- Путь через лес (The Way Through the Woods, 1992)
- Дочери Каина (The Daughters of Cain, 1994
- Смерть теперь — моя соседка (Death is Now My Neighbour, 1996)
- День поминовения (The Remorseful Day, 1999)