Эвелин Энтони

Эвелин Энтони

Английская писательница Эвелин Энтони известна как автор популярных исторических детективов и шпионских романов.

Эвелин Энтони. Биография

Эвелин, урожденная Стивенс родилась 3 июля 1928 года в Лондоне. Отец будущей писательницы служил в разведке и занимался разработкой новейших систем вооружения. Сегодня известно, что Генри Кристиан Стивенс занимался разработкой зенитной установки «Тренер» способной прикрыть целый район от налетов вражеской авиации. Детство девочки прошло в небольших деревушках на Юго-Западном побережье Англии, где располагались секретные объекты, в которых работали учены. Поскольку школьные годы Эвелин пришлись на разгар военных действий, обучением дочери занималась мать и друзья отца, которые с удовольствием подтягивали сообразительную девчушку по математике и другим предметам школьной программы. Традиционного школьного образования Эвелин так и не получила.

Женитьба на Майкле Уорде-Томасе стала толчком не только для самостоятельной жизни, но и для первых литературных опытов. Несмотря на отсутствие традиционного образования Эвелин с успехом публиковала свои рассказы в литературных журналах. Здесь она столкнулась с проблемой. Английские традиционные литературные журналы с удовольствием печатали произведения мужчин. Читатели полагали, что только мужчины могут написать о войне стоящие произведения. Пришлось спрятаться под мужским псевдонимом. Благо имя Эвелин (в английском языке «Evelyn») в равной степени подходило не только женщинам, но и мужчинам. В качестве фамилии она выбрала имя святого Антония, основателя отшельничества, одного из самых известных монахов в католической церкви.

Настоящую популярность писательница получили после публикации в 1949 году исторических романов, благодаря тому, что писательница не просто освещала исторические события, а давала необычную интерпретацию фигуре Анны Болейн. Ее романы о вторжении Наполеона в Россию были напечатаны не только в Британии, но и в США, получили престижную премию Литературной Гильдии. Исчерпав свой интерес к прошлому, Эвелин перешла с исторической тематики на современность и принялась публиковать шпионские романы, которые отличает закрученная интрига и неожиданные развязки.

Пика популярности романов Эвелин Энтони пришелся на 70-е годы, когда по сюжету ее романа Семя Тамаринда (Финиковая косточка) был снят популярный фильм, а главные роли исполнили Омар Шариф, в роли советского военного атташе  и Джуди Эндрюс. История рассказывает о любви советского чиновника к английской женщине, во времена холодной войны.

Писательница скончалась 25 сентября 2018 года в своем поместье XVI века, где прожила большую часть своей жизни вместе с мужем, детьми и внуками.

Ее романы были переведены на русский и многие другие языки.

О творчестве

Захваченная страна

РоманЭвелин Энтони Захваченная страна (The Occupying Power) претендует на широту охвата исторических событий; писательница рассказывает о движении Сопротивления во Франции, о злодеяниях гитлеровцев и даже, перенося действие в сегодняшний день, касается вопроса об угрозе возрождения фашизма в ФРГ.

События происходят в 1944 году на территории оккупированной Франции. Бессильные противостоять ударам Советской Армии на Восточном фронте, боясь активизации англо-американских союзных войск на Западе, военно-политические лидеры фашистской Германии решают использовать последнее разработанное в научных лабораториях средство — смертоносный газ, уничтожающий все живое.

Маленькая тихая деревушка Сент-Блез, расположенная неподалеку от Парижа, избрана местом проведения эксперимента. Выбор не случаен: большинство жителей Сент-Блеза, отказавшись от борьбы с врагом, предпочитают спокойно отсиживаться в своих домах. Такую же позицию занимает и граф Жан де Бернар, владелец замка.

Внезапное появление Роджера Сейведжа, посланного в Сент-Блез англо-американским командованием с заданием вывести из строя лабораторию немцев, решительно меняет атмосферу в Сент-Блезе. Спокойному и безмятежному существованию жителей деревушки приходит конец. Разъяренные уничтожением лаборатории и убийством генерала Брюля — главного гитлеровского эксперта по изготовлению смертоносного оружия, — представители оккупационных властей намереваются поголовно истребить всех детей деревни. Однако изуверский замысел волею случая становится известен в замке, а затем и в деревушке. Стремясь защитить жизнь своих детей, жители с оружием в руках выступают на борьбу с карателями-эсэсовцами. Во главе восставших — осознавший порочность своей позиции невмешательства Жан де Бернар и, конечно, Роджер Сейведж.

В романе легко улавливаются проамериканские симпатии писательницы, что в конечном итоге приводит к серьезному нарушению исторической правды. Все надежды на освобождение Франции персонажи романа связывают с американцами, словно забытая, что судьба войны, а значит, и судьба завтрашней Франции определяется развитием событий на Восточном фронте, где Советская Армия громит гитлеровские полчища. Вдохновителями и организаторами Сопротивления французских крестьян оказываются заокеанский вестник Роджер Сейведж и Луиза де Бернар — жена графа де Бернара, американка по происхождению.

Луиза де Бернар, женщина решительная и смелая, горячо преданная тем, кого она любит, по мысли Энтони, олицетворяет героиню французского Сопротивления. Она мучительно переживает нравственное падение своего мужа. Именно ей удается вдохнуть в него, не говоря уже о пассивных крестьянах, веру в возможность победы. Такова в изображении Энтони картина французского движения Сопротивления.

Портрет Роджера Сейведжа выписан в традиции англо-американских боевиков. Сейведж действует как автомат — быстро, точно, он неумолим, бесстрашен и непобедим. Даже попытка писательницы психологически мотивировать его участие в борьбе личным горем (он мстит фашистам за погибшую в печах Освенцима семью) не снимает с его образа налета голливудского глянца.

Наибольшей исторической достоверностью отмечены те страницы книги, где Эвелин Энтони изображает представителей оккупационных властей. Писательница акцентирует общие, всем им присущие черты, обусловленные идеологией и психологией фашизма. И прежде всего звериную жестокость. Таков майор Хайнц Минден — ученый-биохимик, работающий над созданием смертоносного газа. Во имя победы германского оружия этот нацист-фанатик готов принести в жертву миллионы человеческих жизней.

Антигуманную сущность фашизма воплощает в книге и эсэсовский генерал Адольф Виркен, послужной список которого насчитывает тысячи замученных в России людей. По своей жестокости допросы, которые вел Виркен, превышали даже нормы гестапо, — лаконично замечает писательница. Не менее отвратительна и фигура генерала Брюля — убежденного нациста в профессорской мантии, проводящего научные эксперименты с чудовищным удушающим газом на беззащитных узниках Освенцима.

Когда же писательница обращается к проблеме угрозы возрождения фашизма в сегодняшней ФРГ (действие книги доведено до наших дней), тема эта начинает звучать весьма облегченно. Западногерманские адвокаты, пытаясь обелить арестованного уже в наши дни и преданного суду как военного преступника Миндена, изображают его далеким от политической жизни кабинетным ученым, чуть ли не великомучеником, стремятся всячески унизить и очернить Луизу де Бернар, а в ее лице (вспомним, что именно так французского Сопротивления. Создается впечатление что эпизод этот, который в иной трактовке мог бы зазвучать как серьезное обвинение определенным политическим кругам в нынешней ФРГ, нужен писательнице лишь для того, чтобы очередной раз отметить ловкость вездесущего Роджера Сейведжа. Лишь его своевременное вмешательство спасает Луизу от оскорблений и шантажа со стороны западногерманских судебных властей.

Использовав традиционные приемы военно-приключенческого жанра с острой динамичной интригой, с одной стороны, и нравоописательной психологической прозы — с другой, писательница создала роман, не выходящий за рамки весьма распространенной на Западе литературы, в которой трагические, исполненные огромного исторического значения трагические, исполненные огромного исторического значения в Европе служат захватывающим материалом для создания заурядного боевика совершенно определенной политической направленности.

Как известно из статистики, большой популярностью среди английских (и не только английских) читателей пользуются сегодня мемуарно-биографические и документально-художественные произведения. Тема второй мировой войны — одна из доминирующих в литературе этого типа. Ее популярность стала причиной того, что даже сугубо беллетристические произведения порой подделываются под документ, чтобы тем самым достичь видимости достоверности.

В. Рубчинский

Современная художественная литература
за рубежом № 1 (109), 1975

Избранная библиография

  • Не злословь царя (Curse Not the King , 1954)
  • Орлы летают высоко (Far Flies The Eagle, 1955)
  • Анна Болейн (Anne Boleyn, 1957)
  • Королева Виктория. Виктория и Альберт (Victoria and Albert, 1958)
  • Елизавета I (Elizabeth, 1960)
  • Вся королевская рать (All the Queen’s Men, 1960)
  • Король Чарльз (Charles the King, 1961)
  • Кландара (Clandara, 1963)
  • Французская невеста (The French Bride, 1964)
  • Наследница (The Heiress, 1964)
  • Валентина (Valentina, 1966)
  • Рандеву (The Rendezvous, 1967)
  • Легенда (The Legend, 1969)
  • Убийца Ассассин (The Assassin, 1970)
  • Финиковая косточка (The Tamarind Seed, 1971)
  • Наследие Поелленберга (The Poellenberg Inheritance, 1972)
  • Захваченная страна (The Occupying Power, 1973) также издавался как Незнакомец у ворот (Stranger at the Gates)
  • Выстрелы в Замке Маласпига (The Malaspiga Exit, 1974)
  • Персидский выкуп (The Persian Ransom, 1975)
  • Серебряный сокол (The Silver Falcon, 1977)
  • Возвращение (The Return, 1978)
  • Могила правды (The Grave of Truth, 1979)
  • Перебежчик (The Defector, 1980)
  • Дорога мертвых (The Avenue of the Dead, 1981)
  • Альбатрос (Albatross, 1982)
  • Компания святых (The Company of Saints, 1983)
  • Голоса на ветру (Voices in the Wind, 1985)
  • Нет врагов, кроме времени (No Enemy But Time, 1987)
  • Дом Виндекара (The House of Vandekar, 1988)
  • Алая нить (The Scarlet Thread, 1989)
  • Реликвия (The Relic, 1991)
  • Кукольный домик (The Doll’s House, 1992)
  • Экспозиция (Exposure, 1994)
  • Наследница (The Heiress, 1994)
  • Кровавые камни (Bloodstones, 1995)
  • Сомнительное наследство (A Dubious Legacy, 2002)
  • Кодовое слово Янус (Codeword Janus, 2002)
  • В постели с врагом (Sleeping with the Enemy, 2003)
  • Предательство (Betrayal, 2004)
  • Никакого сопротивления (No Resistance, 2004)
  • Игры разума (Mind Games, 2005)
  • Перебежчик (The Defector, 2015)
  • Дорога мертвых (The Avenue of the Dead, 2015)
  • Компания святых (The Company of the Saints, 2015)
  • Принц бунтарь (Rebel prince, 2015)
Оцените статью
Добавить комментарий