Английская писательница Джорджетт Хейер известна как автор популярных классических детективов и не менее популярных исторических романов эпохи Регентства.
Джорджетт Хейер. Биография
Джорджетт Хейер (Georgette Heyer) родилась 16 августа 1902 года в Уимблдоне. Она была старшим ребенком в семье Джорджа Хейера и Сильвии Уоткинс. Предки Джорджетт были эмигрантами из России, а ее отец работал преподавателем в Кингс Колледж Скул, поэтому он определил Джорджетт в Вестминстерский колледж в Лондоне. После она посещала ряд дневных школ, но из-за негативного отношения в обществе к пользе высшего образования для женщин, так и не смогла посещать университет. В одном из своих ранних романов (Елена — Helen, 1928) писательница рассказывает от лица своей главной героини о тесных отношениях с отцом.
Свое первое произведение Джорджетт написала еще до замужества, роман Черный мотылек (The Black Moth) опубликованный в 1921 был написан в жанре любовно-приключенческого романа, а действие происходило во времена Регентства. И хотя Джорджетт на тот момент было еще только девятнадцать, роман был хорошо принят читателями, а юная сочинительница взялась за систематическое написание романов. Настоящими проводниками в мире издательского бизнеса и средневековой истории стали родители ее детских подруг: Джоанн Кеннан была дочерью одного из руководителей Оксфорд Пресс, а Кэрол Оман — дочерью известного историка.
В 1925 году она вышла замуж за Джорджа Рональда Ружьера, с которым писательница была знакома с 1920 года. Но счастливое событие случилось только, спустя два месяца после смерти отца Джорджетт. Первые годы после женитьбы Джордж работал на Кавказе, он уговорил Джорджетт остаться в Лондоне. Но писательница не захотела оставить супруга и вместе с ним три года прожила в Восточной Африке, а затем два года в Македонии. Но нигде Джордж не смог реализовать себя и заработать приличный капитал, а потому разочаровавшись, семья вернулась в Англию. Джордж решил исполнить свою юношескую мечту и стать юристом, но на практике это желание смог выполнить сын Джорджа и Джорджетт, который стал юристом и Королевским Советником.
Поначалу она выпускала один роман в два года, но набив руку в 50-е годы смогла выдавать по два романа в год. Впрочем успех к Джорджетт Хейер пришел еще в 1926 году, когда ее роман Эти старые оттенки (These Old Shades) без рекламной кампании был продан тиражом 190 тысяч экземпляров. Следующий писательский успех к Джорджетт пришел с публикацией ее романа Шаги в темноте (Footsteps in the Dark), выход которого в 1932 году совпал с рождением ее первого сына.
Успех романов Джорджетт совпал с периодом Великой депрессии, затронувшей не только Америку, но и Англию. Неплохие доходы от продажи книги помогли Рональду открыть спортивный магазин. Муж писательницы принимал самое непосредственное участие в работе над романами, являясь первым читателем и критиком. Рональд помогал оттачивать стиль и выстраивать композицию. Всю свою жизнь Джорджетт слышала главным образом лишь критические замечания своего мужа, поскольку литературные критики старательно избегали популярный жанр, в котором работала Хейер стороной. И за все время ее жизни, несмотря на широкую популярность английская писательница не смогла получить критическую оценку своему творчеству.
Джорджетт Хейер скончалась 4 июля 1974 года.
О творчестве
Действие большинства романов английской писательницы происходит в эпоху Регентства (9-летний период в начале XVII века, когда Англией правил Георг IV по причине недееспособности его отца, к этому периоду относится рассвет английской культуры), иногда отвлекаясь на другие исторические периоды. Романы Джорджетт Хейер отличаются большой точностью в воспроизведении исторических деталей, стоит указать тот факт, что на момент смерти в библиотеке писательницы было порядка 1000 энциклопедий и исследовательских монографий посвященных исторической тематике.
Большинство ее произведений написаны в жанре любовного романа, но Хейер часто добавляет к любовному сюжету детективную или приключенческую интригу. А в 1931 году она выпускает свой первый детектив Следы в темноте. Выход романа совпал с рождением ее первого сына Ричарда. После этого она публикует по детективу в год, но продажи ее детективов не идут ни в какое сравнение с популярностью любовных романов, поэтому она пытается комбинировать оба жанра в одно произведение. Среди ее романов сочетанием любовной интриги и детективным сюжетом отличаются: Роковое кольцо, Зов сердец, Звонок в ворота.
Жанр детектива неожиданно получил широкую популярность в 30-е годы прошлого века, во времена когда все зачитывались романами Агаты Кристи, Марджери Эллингем, Дороти Сэйерс и Найо Марш. Хейер также пыталась подключиться к этому успешному квартету. Одним из самых известных исторических детективов Джорджетт Хейер стал роман Клуб дьявола (Devil’s Cub, 1932).
Двенадцать детективных романов Джорджетт Хейер являются вариацией популярного сюжета об убийстве в загородном доме. Как и в популярных исторических романах действие происходит среди хорошо воспитанной, богатой аристократической верхушки. Все романы Хейер представляют собой остроумные комедии нравов, где умело сочетается загадка и мораль, высмеиваются женщины желающие выйти за пределы своего социального круга, использующие молодость и красоту как средство. И хотя все детективы английской писательницы завершаются раскрытием загадки и обнаружением убийцы, не менее важным является мотив женитьбы, романтической линии приводящей к браку.
Сегодня критики и исследователи наследия Джорджетт Хейер отмечают не только великолепное владением историческим материалом, но и талантливое умение передать юмористические оттенки в диалогах, характеры героев в чреде романтических сцен. Английские исследователи отмечают, что до сих пор не все романы этой писательницы были опубликованы, а следовательно читатели могут надеяться еще на новые встречи с ее творчеством.
Из статей
Детективная дюжина Джорджет Хейер
Англичанка Джорджет Хейер (1902—1973) русским поклонникам детективного жанра, по-английски не читающим, практически неизвестна. Ее детективные романы на русский язык переводились мало, да и имени писательницы не найти в многочисленных ныне статьях, обзорах и книгах по истории и теории детектива — как переводных, так и отечественных.
Между тем творчество Хейер если не самая захватывающая, то достаточно своеобразная глава в той практической истории детективного жанра, что полтора столетия с лишним создается усилиями обширного коллектива авторов во всех странах нашей весьма криминальной планеты.
Хейер рано почувствовала вкус к писательству. Ее первый роман-мелодрама Черный мотылек появился в 1921 году, а опубликованный в 1926 году роман Эти старые тени был издан тиражом в 19 000 экземпляров, что по тем временам считалось неимоверным успехом и позволило ей полностью отдаться литературной карьере.
Детектив конан-дойловского образца переживал в те времена, что называется, второе рождение, и Хейер, продолжая работать в жанре исторической мелодрамы, попробовала себя и в детективе. Роман-дебют Шаги в темноте (1932) в смысле читательского приема не принес автору огорчений, и за ним последовали Зачем стрелять в дворецкого (1932) и Неразгаданная улика (1934). Успех же несомненный, настоящий пришел к Хейер годом позже, когда увидел свет роман Смерть в колодках, получивший хорошую прессу, в том числе в Таймс и Таймс литерари саплмент. В этом романе впервые появился детективный дуэт — суперинтендант Ханнасайд и сержант Хемингуэй, с победами которых связаны и детективные победы Хейер.
Она работала в рамках того самого доброго старого канона интеллектуального детектива, что и ее более именитые современницы Агата Кристи и Дороти Сейерс. Как и полагается по правилам этого канона, преступник (убийца) определяется путем дедукции, является не человеком со стороны, а членом добропорядочного общества и меньше прочих персонажей подозревается доверчивым читателем.
Сюжеты двенадцати детективных романов Хейер большей частью являют собой вариации на тему убийства в загородном особняке (или пригороде, где живут люди состоятельные). Действующие лица — представители верхнего слоя британского общества, и социальные будни с их многочисленными проблемами — в полном соответствии с традициями интеллектуального детектива — оказываются вне поля зрения автора.
Если бы вклад Хейер в развитие жанра только и ограничивался послушным следованием общепринятому, ее произведения и впрямь можно было бы считать не заслуживающими внимания сегодняшнего искушенного и привередливого читателя, тем более что она не стремилась поразить бурной эстетикой насилия и шквалом сильных чувств. Зато в ее книгах есть другое и весьма ценное свойство. Она умело и со вкусом изображала социальную элиту, весьма иронически комментируя жизнь общества, где понятия мораль и хорошие манеры сближаются до неразличимости. В этом смысле далеко не случайно иные знатоки английской словесности сравнивали ее с таким великим мастером иронического комментария, как Джейн Остин. Ну а из современников несомненно близки ей в детективной прозе Дороти Сейерс, а в юмористической — П. Г. Вудхауз.
Чувство комического, умение услышать диалог и подметить в нем смешные черточки придает книгам Хейер колорит, нечасто присутствующий в детективах. Ее книги можно перечитывать по нескольку раз, не теряя удовольствия. Если все в произведениях подчинено финалу, где будет объявлено, кто убил, вторичное прочтение порой выглядит совершенно бессмысленным — читатель перечитывает ну разве что от полного отсутствия иного чтения. Но если в детективе есть живые характеры, если детективное напряжение получает комическую разрядку, не превращаясь в пародию (нет ничего унылее очередной, миллионной пародии на Шерлока Холмса), тогда вещь можно с удовольствием перечитывать. Если Хейер уступает Агате Кристи в умении сплести криминальный клубок, то Агата Кристи, пожалуй, уступает Хейер в смысле мастерства изображения нравов (что бы ни говорили о Королеве Детектива, ее персонажи слишком уж картоны и изъясняются сплошными клише) — Хейер может и прописные истины сделать уморительными, как происходит в романе Тупое орудие (1938), да и злоумышленник там почти по-агатовски совершенно неожиданное, вне подозрений находившееся (по крайней мере для автора этого предисловия) лицо.
Опубликовав в 1953 году роман Расследование без конца, Хейер больше не возвращалась к детективному жанру, работая исключительно в области исторической мелодрамы. Тем не менее ее литературная репутация в первую очередь основана на ее детективной дюжине. Там есть не только симпатичные детективы Ханнасайд и Хемингуэй, дослужившийся, кстати, дослужившийся, кстати, до суперинтенданта, противоречивые улики и загадка с разгадкой, но также юмор, изящество, чувство меры — словом, то, что у нас издавна ассоциируется с типично английской литературной манерой.
С. Белов
Предисловие к сборнику Д. Хейер
Избранная библиография
Серия об инспекторе Хемингуэйе
- Убийство в Эшли-Грин (Death in the Stocks, 1935), также издавался как Merely Murder
- Осторожно, яд! (Behold Here’s Poison!, 1936)
- Найден мертвым (They Found Him Dead, 1937)
- Тупое орудие (A Blunt Instrument, 1938)
- Так убивать нечестно! (No Wind of Blame, 1939), также издавался под названиями Никто не виноват и Ни дуновения обвинения
- Рождественский кинжал (Envious Casca, 1941)
- Убийства на Чарлз-стрит (Duplicate Death, 1951)
- Неоконченное расследование (Detection Unlimited, 1953), также издавался под названием Всеобъемлющее расследование и Кому помещал Сэмпсон Уорренби?
Детективные романы вне серий
- Шаги в темноте (Footsteps in the Dark, 1932)
- Зачем убивать дворецкого? (Why Shoot a Butler?, 1933)
- Лакомый кусочек (The Unfinished Clue, 1934)
- Убийство Адама Пенхаллоу (Penhallow, 1942)
Исторические романы
1921-1930
- The Black Moth, 1921
- Instead of the Thorn, 1923
- Powder and Patch, 1923 (also known as The Transformation of Philip Jettan)
- The Great Roxhythe, 1923
- Simon the Coldheart, 1925
- These Old Shades, 1926
- Helen, 1928
- The Masqueraders, 1928
- Beauvallet, 1929
- Pastel, 1929
- Barren Corn, 1930
1931-1940
- The Conqueror, 1931
- Devil’s Cub, 1932
- The Convenient Marriage, 1934
- Regency Buck, 1935
- The Talisman Ring, 1936
- An Infamous Army, 1937
- Royal Escape, 1938
- The Corinthian, 1940
- The Spanish Bride, 1940
1941-1950
- Beau Wyndham, 1941
- Faro’s Daughter, 1941
- Friday’s Child, 1944
- The Reluctant Widow, 1946
- The Foundling, 1948
- Arabella, 1949
- The Grand Sophy, 1950
1951-1960
- The Quiet Gentleman, 1951
- Cotillion, 1953
- The Toll-Gate, 1954
- Bath Tangle, 1955
- Sprig Muslin, 1956
- April Lady, 1957
- Sylvester: Or, The Wicked Uncle, 1957
- Venetia, 1958
- The Unknown Ajax, 1959
1961-1975
- A Civil Contract, 1961
- The Nonesuch, 1962
- False Colours, 1963
- Фредерика (Frederica, 1965)
- Black Sheep, 1966
- Cousin Kate, 1968
- Charity Girl, 1970
- Lady of Quality, 1972
- My Lord John, 1975
Сборники рассказов
- Pistols for Two, and Other Stories, 1960
Радио-постановки
- The Toll-Gate, 1974