Английская писательница Глэдис Митчелл, известна как автор серии популярных детективов на психологические темы, которые распутывает женщина-детектив миссис Беатрис Брэдли.
Глэдис Митчелл. Биография
Глэдис Мод Уинифред Митчелл (Gladys Maude Winifred Mitchell) родилась 19 апреля 1901 года в Коули (Оксфорд). Получила образование в школе Ротшильда (Rothschild), после чего с 1919 по 1921 год обучалась в колледже Голдсмита (Goldsmith) и Университетском колледже Лондона.
После окончания обучения устроилась преподавателем истории в школу Святого Павла в Брентфорде. Глэдис работает преподавателем фактически до своего ухода на пенсию в 1961 году.
Начало писательской карьеры положила публикация в 1929 году романа Быстрая смерть (Speedy Death). После этого романы писательницы выходят с завидной периодичностью, роман в год. Основной героиней ее романов стала разносторонне развитая и владеющая приемами психоанализа миссис Беатрис Аделу Лестрейндж Брэдли, которая является героиней 66 романов английской писательницы. Митчелл выпустила несколько романов вне знаменитой серии, под псевдонимом Малькольм Торри (Malcolm Torrie) появилась серия романов, которой Митчелл реализует свой интерес к архитектуре, поскольку главным героем серии является архитектор Тимоти Херинг (Timothy Herring). А серия исторических романов выходила под псевдонимом Стивен Хокаби (Stephen Hockaby).
Наряду с Гилбертом Честертоном, Агатой Кристи и Дороти Л. Сэйерс, Митчелл была одним из первых членов Детективного клуба. А начиная с 30-х годов, считается одной из трех лучших писательниц детективного жанра. Но в своих романах Митчелл частенько нарушает основные правила клуба, удивительные повороты сюжета и использование сверхъестественных персонажей, нарушает традиционные конвенции жанра. А также Митчелл увлекалась написанием пародий на романы Агаты Кристи.
Скончалась 27 июля 1983 года. После ее смерти были обнаружены три ранее не известных романа, которые также были опубликованы. В 90-е годы были популярны радиопостановки ее романов, а также был снят один сезон сериала Тайны Миссис Брэдли, но сюжет и характерный для романов саркастичный юмор в экранизации практически отсутствуют, поэтому было снято только четыре эпизода.
О творчестве
Беатрис Брэдли
Беатрис Аделу Лестрейндж Брэдли (Beatrice Adela Lestrange Bradley) — персонаж романов английской писательницы Глэдис Митчелл. Родилась в Йоркшире, хотя точная дата рождения неизвестна, в первом романе опубликованном в 1929 году, миссис Брэдли уже 57 лет, следовательно предположительная дата ее рождения конец 1850, начало 1860 годов. Получается что к моменту опубликования последнего романа в 1984 году миссис Брэдли должно было исполнится больше 130 лет.
Беатрис закончила обычную, частную школу, после чего продолжила свое обучение в университете. Интеллектуальный багаж миссис Брэдли — нескольких докторских степеней, правда писательница не уточняет каких, но исключает богословие и добавляет почетную степень в Оксфорде. Сложно предположить, что миссис Брэдли не обучалась психологии, поскольку это основная ее профессия — советник по вопросам психологии в Министерстве внутренних дел Великобритании.
Беатрис — женщина яркая и эксцентричная, обладающая хорошим здоровьем и выносливостью достойной боевика из Иностранного легиона. Беатрис была дважды замужем, а ее мужья были связаны со Скотланд-Ярдом. Чтобы увеличить странность своего персонажа Глэдис Митчелл описывает Беатрис как птеродактиля с улыбкой Чеширского кота, но чаще она прибегает к метафорам смертельная змея или аллигатор с нежной улыбкой. В последних романах за миссис Брэдли закрепляется прозвище Миссис Крокодил, данное ей ее секретаршей Лорой Мензис. Глэдис Митчелл описывает миссис Брэдли как женщину, которая значительно сильнее чем она выглядит. Как обычно писательница описывает это с изрядной долей иронии: желтый указательный палец, которым она часто тыкала людей в ребра, был как железный болт.
В своих расследованиях миссис Брэдли прибегает к самым разнообразным методам, но преобладает психоаналитические выводы с изрядной долей сарказма и юмора. Да и вообще в расследовании Беатрис помогает юмор и здравый смысл. Нельзя обойти тему мистики, которая неоднократно возникает в романах английской писательницы.
Беатрис Брэдли была одной из любимых героинь Филлис Дороти Джеймс. Вот что она пишет о ней в своей книге Детектив на все времена: Быть может, самый эксцентричный медик-детектив довоенных лет — кавалерственная дама Беатрис Адела Лестрендж Брэдли, психиатр из книг Глэдис Митчелл. Впервые она появилась в 1929 году в книге Быстрая смерть. После этого мисс Митчелл писала по роману, иногда по два в год вплоть до 1984-го. Дама Беатрис — большая оригиналка: немолодая, экстравагантно одетая, с глазами, как у крокодила. Ее высоко ценят как профессионала, хотя методы у нее скорее интуитивные, чем научные; нам сообщают, что она консультирует министерство внутренних дел, но непонятно, означает ли это право лечить всякого министра, чьи странности внушают опасения, или связываться с осужденными преступниками — и то, и другое представляется равно маловероятным. В любом случае у нее хватает времени, чтобы раскатывать по стране со своим шофером Джорджем и увлекаться самыми разными темами: римскими развалинами, оккультизмом, древнегреческой мистикой и лохнесским чудовищем. Миссис Брэдли не раз намекает, что ведет свой род от ведьмы, а своими выводами она явно обязана не столько логической дедукции, сколько оккультным знаниям. Как и Реджи Форчун, она в довольно странных отношениях с властями. Впрочем, я помню, что читала лучшие из книг мисс Митчелл с удовольствием, потому что мне нравился ее стиль, однако сюжеты часто смущали меня свой путаностью. Им явно недоставало рациональности — непременной основы всякого детектива.
По сюжетам романов Глэдис Митчелл был поставлен мини-сериал (Тайны миссис Брэдли) из 4 эпизодов с Дайаной Ригг в главной роли. Но в хотя в сериале присутствует английский юмор, накала, который есть в произведениях к сожалению создателям не удалось добиться. Впрочем сюжет и персонажи сильно изменены, что видимо повлияло не в лучшую сторону на качество сериала.
Убийства в Солтмарше
Роман Убийства в Солтмарше (The Saltmarsh Murders, 1932) — один из самых известных детективных романов английской писательницы Глэдис Митчелл. Ее творчество, особенно в ранний период, целиком и полностью соответствовало правилам, установленным в кругу специалистов-практиков, так называемого Золотого века детектива. Митчелл обычно удавалось сочетать следование канону с остроумием и оригинальностью сюжетов, пародируя основные принципы жанра, в котором она создавала свои романы. Таким образом, ей удавалось создавать почти непредсказуемые сюжеты.
Поскольку первые детективы Глэдис Митчелл были написаны для подростковой аудитории, в них роль сыщика выполняла эксцентричная особа, сочетающая очаровательные и отталкивающие черты. Адела Лестрейндж Брэдли (иногда госпожа Брэдли, а позже Леди Беатрис), с переходом писательницы к сочинению детективов для взрослой аудитории, также переселилась. Первое, что бросается в глаза, при чтении детективов Митчелл — внешние странности ее героини. Желтая кожа, пальцы как когти, ее смех больше напоминал гогот. Митчелл часто сравнивает свою героиню с птеродактилем, и даже открывает ее секретную кличку — Миссис Крокодил (Mrs. Croc.). В поздних романах эти черты не пропадают, а лишь все более тонко и иронично обыгрываются писательницей.
Несмотря на отталкивающую внешность, миссис Брэдли обладает набором прекрасных черт. Ее великолепный голос способен вызвать у окружающих понимание и даже вдохновить на фанатичную поддержку. По профессии она психиатр, а в некоторых романах выясняется, что она работает психиатром-консультантом в Министерстве внутренних дел.
История в романе Убийства в Солтмарше рассказывается от третьего лица. Рассказчик — Ноэль Уэллс (Noel Wells) — наивный, недалекий, молодой и симпатичный священник. Уэллс влюблен в молодую племянницу своего вышестоящего начальника. Священник описывает влюбленную в идеалистических тонах, как идеал добродетели и красоты. Этот образ прямая противоположность жене викария, вредной и властной женщине. Уэллс рассказывает о действиях миссис Брэдли, поскольку он не только свидетель расследования, но и близкий друг эксцентричной дамы. В свою очередь миссис Брэдли характеризует своего друга как бесценного Босуэлла, капитана Гастингса и доктора Уотсона, — но тут же иронично замечает, — у этого ребенка голова как репа (идиома характеризующая болвана — DM). Не думаю, что он много потерял от того, что пошел в церковь. Маленькая Дафна (его возлюбленная – DM.) будет вертеть им как пожелает. Классическая пара детектив и наивный рассказчик в полной мере соответствует такому же классическому сюжету, не отступающему от традиционной детективной канвы. Все странности сходятся воедино, когда нужно разрешить головоломку.
В романе писательница использует целый ряд традиционных для классического детектива шаблонов — деревенский праздник, на котором и обнаруживается, что среди жителей тлел огонек вражды на классовой почве. Финал праздника — первое убийство. Когда конфликт выходит наружу, всплывают неприятные подробности — инцест, нежелательная беременность, порнография, убийство и сумасшествие, которые происходят в деревеньке на побережье Дорсета.
В своих письмах английская писательница упоминает, что место действия целого ряда ее романов, происходящих на территории различных регионов Англии, было мотивировано просьбами Британского картографического общества, желавшего популяризировать малоизвестные уголки страны. А потому действие этого романа разворачивается на живописном фоне. Но красивая природа таит в себе опасность — именно коварные скалы и приливы стали вдохновителями для изощренного и запутанного убийства.
Избранная библиография
- Быстрая смерть (Speedy Death, 1929)
- Тайна камня друидов (The Mystery of a Butcher’s Shop, 1929)
- Убийства в Солтмарше (The Saltmarsh Murders, 1932)
- Убийство в опере (Death at the Opera, 1934)
- Дьявол из Саксон-Уолт (Death at Saxon Wall, 1935)
- Мертвый Моррис (Dead Men’s Morris, 1936)
- Поспеши, Смерть! (Come Away Death, 1937)
- Палец Святого Петра (St Peter’s Finger, 1938)
- Ошибка Принтера (Printer’s Error, 1939)
- Медный язык (Brazen Tongue, 1940)
- Палач комендантского часа (Hangman’s Curfew, 1941)
- Когда наконец я умер (When Last I Died, 1941)
- Лавры — это яд (Laurels Are Poison, 1942)
- Камвольная гадюка (The Worsted Viper, 1943)
- Закат над Сохо (Sunset Over Soho, 1943)
- Мой отец спит (My Father Sleeps, 1944)
- Рост Луны (The Rising of the Moon, 1945)
- Вот и мы Чоппер (Here Comes a Chopper, 1946)
- Смерть и дева (Death and the Maiden, 1947)
- Танцы Друидов (The Dancing Druids, 1948)
- Тело Тома Брауна (Tom Brown’s Body, 1949)
- Стоны Спинни (Groaning Spinney, 1950)
- Колено Дьявола (The Devil’s Elbow, 1951)
- Эхо незнакомцев (The Echoing Strangers, 1952)
- Мерлин Ферлонг (Merlin’s Furlong, 1953)
- Выступление Фейнтли (Faintley Speaking, 1954)
- Выбор Уотсона (Watson’s Choice, 1955)
- Двенадцать лошадей и Петля палача (Twelve Horses and the Hangman’s Noose, 1956)
- Двадцать третий человек (The Twenty-third Man, 1957)
- Пятнистый Хемлок (Spotted Hemlock, 1958)
- Человек, растивший помидоры (The Man Who Grew Tomatoes, 1959)
- Говори на языке цветов (Say It With Flowers, 1960)
- Кивая Канарским островам (The Nodding Canaries, 1961)
- Будете держать мои кости (My Bones Will Keep, 1962)
- Смерть синего Дельфта (Death of a Delft Blue, 1964)
- Театрализованное убийство (Pageant of Murder, 1965)
- Квакающая Ворона (The Croaking Raven, 1966)
- Скелет острова (Skeleton Island, 1967)
- Три Быстрых и пять мертвых (Three Quick and Five Dead, 1968)
- Танцы вашего папочки (Dance to Your Daddy, 1969)
- Гора росы (Gory Dew, 1970)
- Плач по лету (Lament for Leto, 1971)
- Катафалк майского дня (A Hearse on May-Day, 1972)
- Убийство занятой Лиззи (The Murder of Busy Lizzie, 1973)
- Копье для Ионы (A Javelin for Jonah, 1974)
- Подмигивая Бриму (Winking at the Brim, 1974)
- Монастырь на Стиксе (Convent on Styx, 1975)
- Поздно, поздно вечером (Late, Late in the Evening, 1976)
- Сутки день и ночь (Noonday and Night, 1977)
- Ошибка в структуре (Fault in the Structure, 1977)
- Привидение и Ченгилинг (Wraiths and Changelings, 1978)
- Смешались с ядом (Mingled with Venom, 1978)
- Гнездо гадюк (Nest of Vipers, 1979)
- Ил из мертвых (The Mudflats of the Dead, 1979)
- Тихие рыцари (The Whispering Knights, 1980)
- Здесь Слава мирская (Here Lies Gloria Mundy, 1982)
- Смерть Берроуинг Мол (The Death of a Burrowing Mole, 1982)
- Гринстоунские грифоны (The Greenstone Griffins, 1983)
- Холодный, одинокий и тем не менее (Cold, Lone and Still, 1983)
- Фараоны Крозье (Лондон: Майкл Джозеф, 1984)
Под псевдонимом Малькольм Торри
- Тяжелые, как свинец (Heavy as Lead, 1966)
- Поздняя и холодная (Late and Cold, 1967)
- Ваш тайный друг (Your Secret Friend, 1968)
- Салат из погоста (Churchyard Salad, 1969)
- Тени тьмы (Shades of Darkness, 1970)
- Сельдь Бисмарка (Bismarck Herrings, 1971)
Под псевдонимом Stephen Hockaby
- Marsh Hay, (1933)
- Seven Stars and Orion, (1934)
- Gabriel’s Hold, (1935)
- Shallow Brown, (1936)
- Grand Master, (1939)
Рассказы
- The Case of the Hundred Cats (1938)
- Daisy Bell (1940)
- Strangers’ Hall (1950)
- A Light on Murder (1950)
- Rushy Glen (1950)
- Juniper Gammon (1950)
- The Jar of Ginger (1951)
- Manor Park (1951)
Книги для детей
- Outlaws of the Border (1936)
- The Three Fingerprints (1940)
- Holiday River (1948)
- The Seven Stones Mystery (1949)
- The Malory Secret (1950)
- Pam at Storne Castle (1951)
- Caravan Creek (1954)
- On Your Marks (1954)
- The Light-Blue Hills (1959)